Заседание клуба любознательных Слово о словах


ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-итернат №23»
Заседание клуба любознательных«Слово о словах»
к 115-летию со дня рождения С.И.Ожеговаклассы: 7 – 10 1 вида
Подготовили и провели:
учителя русского языка и литературы
Каменева Л.Д.,
Сухинина М.П.
Белгород, 2015
Жюри:
Вакуленко Л.А., учитель русского языка
Безкровная Е.А., учитель русского языкаГорбатюк Т.В., учитель-дефектолог
Щеглова Е.В., учитель математики
Списки команд:
Команда №1
Сидоренко И., 7-г
Васильченко С., 8-г
Палюх Н., 8-г
Выскребенцев Б., 9-г
Красенко И., 9-г – капитан
Федоренко Д., 9-г
Задорожный А., 10-г
Команда №2
Плешкова О., 7-г
Галкина А., 8-г
Родин Н., 8-г
Скребцова М., 8-г
Сидоренко А., 9-г – капитан
Скокова Е., 9-г
Володина А., 10-г
Ушатов А., 10-г
Команда №3
Чернаков М., 7-г
Матухнов Я., 8-г
Огурцов А., 8-г
Агафонова А., 9-г
Сазонов М., 9-г
Черепанов Р., 9-г
Горланова Э., 10-г – капитан
- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня у нас проводится заседание «Клуба любознательных», посвящённого юбилею С.И.Ожегова. Заседание будет проводиться в форме конкурса, в котором будет принимать участие три команды (представление команд). А оценивать ваши ответы будет жюри в составе … (представление жюри).
За каждый правильный ответ команда получает балл.
- Приступаем к заседанию клуба.
Викторина, посвящённая жизни и деятельности Сергея Ивановича Ожегова. (сл.№1)
- Что вы знаете об С.И.Ожегове? (сл.№2)
- русский учёный, лингвист (языковед);
- создал «Толковый словарь русского языка»;
- занимался вопросами культуры речи;
- изучал язык русских писателей (И.А.Крылова, .Н.Островского)
- А теперь ответьте на вопросы: (сл.№3)
Сколько лет исполнилось С.И.Ожегову со дня рождения?
(115 лет)
Что считается главным трудом жизни С.И.Ожегова?
(Толковый словарь русского языка)
Где и когда родился С.И.Ожегов?
(в 1900 году в Тверской губернии)
Куда поступил учиться после гимназии?
(в Петроградский университет на филологический факультет)
Почему были прерваны занятия в университете?
(началась Первая Мировая война)
Где жил и чем занимался Ожегов во время Великой Отечественной войны?
(преподавал в Москве)
Над чем работал С.И.Ожегов кроме словаря?
(создал труды по культуре речи, по творчеству русских писателей)

Задание 1.(сл.№4)
В словаре С.И.Ожегова найти значение следующих слов:
Словарь
Слово
Язык
Задание 2. (сл.№5-8)
В каждой группе слов найти обобщающее слово:
Железо, серебро, металл, золото, чугун, медь, кобальт, литий (металл)
Берёза, дуб, граб, дерево, сосна, тополь, клён (дерево)
Дождь, снег, изморозь, град, осадки (осадки)
Гнев, чувство, радость, жалость, сочувствие, счастье, грусть (чувство)
Пылесос, фен, бытовой прибор, стиральная машина, миксер (бытовой прибор)
Игра, салочки, прятки, догонялки, крестики-нолики, шахматы, лапта (игра)
Одуванчик, роза, лилия, тюльпан, георгин, ландыш, цветок (цветок)
Доберман, бульдог, такса, собака, боксёр, сенбернар, дворняжка (собака)
Карандаш, канцелярская принадлежность, тетрадь, ластик, клей, ручка
(канцелярская принадлежность)
Задание 3. (сл.№9 - 12)
О чём идёт речь?
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда хвастаются; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; это часть тела.
(Нос)
Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Часто используется на уроках технологии девочками. Что это за предмет?
(Игла)
 Не цветы, а вянут; на них вешают лапшу, если хотят обмануть; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые; это часть тела.
(Уши)
Её можно толочь в ступе и носить в решете; можно прятать в неё концы и водить по ней вилами; она бывает живая, мёртвая. А если вы не хотите отвечать на вопрос, то можете набрать её в рот. Её химическая формула Н2О.
(Вода)
Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги; это явление природы.
(Ветер)
 Оно бывает пятым у телеги; некоторые любят вставлять в него палки; если их четыре, на них можно даже жить. Можно в нём вертеться, и белки любят это делать больше всех. Это обязательная часть любого транспортного средства.
(Колесо)
Задание 4. (сл.13 - 14)
Из признаков понятий и явлений выделить самые важные:
Сосна: «хвойное растение», «дерево», «плоды - шишки», «высокий ствол», «компактная крона на верхушке ствола», «шишки маленькие и округлые»
Вилка: «столовый прибор», «изготовлен из металла», «предназначен для пользования во время приём пищи», «используется при подаче нежидких блюд», «имеет от двух до четырёх зубцов», «имеет несколько разновидностей»
Снег: «белый», «твёрдое состояние воды», «вид осадков», «покрывает землю зимой», «состоит из пушинок, снежинок или кристалликов льда»
Сон: «наступает через определённые промежутки времени», «физиологическое состояние», «видение», «состояние покоя и отдыха», «сопровождается почти полностью прекращением работы сознания, снижением реакции на внешние раздражения»
Задание 5. (сл.№15)
Являются ли родственными слова?
Копьё, копейка
Колесо, кольчуга, кольцо
Плетень, сплетница
Аквариум, акварель
Красивый, красный
Седой, серый
Задание 6. (сл.№16)
Собери пословицы:
1. Будет зима… в шубу одета.
2. Готовь сани летом… а человек умом.
3. Зима не лето… другого не порть.
4. Невелика капля… а телегу зимой.
5. Одно дело делаешь… будет и лето.
6. Красна птица пером… а камень долбит.
Задание 7. (сл.№17)
Как сказать правильно?
«(Батюшки или удивительно?), а муки-то я купить забыла», - охала старушка. – (Батюшки или удивительно?), как нашим спортсменам удаётся оставаться
спокойными.
(Луковый или луковичный) суп – традиционное французское блюдо. – Тюльпаны, нарциссы, гиацинты – это декоративные (луковые или луковичные) растения.
Бью тебе (лбом или челом?), великий царь! – Щёлкнул сложенной газетой по (лбу или челу), чтобы согнать муху.
Из всех слов в минуту гнева почему-то на память приходят самые (обидчивые или обидные) и резкие слова. – Он не был (обидчивым или обидным) человеком, понимая, что все люди разные по своей природе.
Задание 8. (сл.№18)
Подчеркните слово язык как член предложения:
Язык – орган вкуса. (подлежащее)
Положите таблетку под язык. (обстоятельство)
Он владеет русским языком. (дополнение)
Русский – мой родной язык. (сказуемое)
Кушанья из языка вкусны и полезны. (несогласованное определение)
Задание 9. (сл.№19)
Домашнее задание.
Каждая команда представляет нарисованные фразеологизмы.
Другие команды должны эти фразеологизмы угадать и передать их смысл.
Задание 10 (сл.№20 - 21)
Из букв слова «мультипликация» составить новые слова. Это должны быть
имена существительные в Им.п.
(какая команда быстрее и больше других составит слов)
- Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
(подведение итогов, награждение победителей)