Программа внеурочной деятельности Искусство сцены (кружок), 1-4 классы.
Программа «Искусство сцены»
1. Пояснительная записка
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
с художественным образованием и воспитанием детей;
формирование эстетического вкуса,
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
При театрализованной деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;
раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
развитие реальных мотивов:
игра и обучение не должно быть из-под палки;
внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд (“ У тебя получится, я уверена...”).
Укрепление здоровья через разные виды деятельности ребенка - одна из первостепенных задач образования. А театр – это особый мир детства, в котором ребёнок не только учится основам театрализации, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо. Театр позволяет работать в русле педагогики здоровья, придерживается одному единственному правилу « Не навреди!»
Дети – это чудо природы. Работа с ними – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить в работе театра ростки будущих побед, успехов, открытий. Ситуация успеха, созданная в театре, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело.
Данная программа направлена на реализацию решения многих проблем, направленных, прежде всего на сохранение и укрепление здоровья школьников. Неустойчивая психика, слаборазвитая двигательная активность, нарушение речевого аппарата – со всем этим успешно помогают справиться посещения занятий театрального кружка.
Театр позволяет создать здоровую атмосферу, в которой дети могли порождать атмосферу ликующего творчества. Занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время.
Основная цель программы - это создать и сформировать информационное и творческое пространство для педагогов и учащихся в области театрального искусства; психологическая поддержка детей, формирование у них позитивного отношения к жизни.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
Рассмотреть и проанализировать театральную технологию. Определить пути постижения принципов её функционирования в ОУ.
Привлечь творчески направленных педагогов и учащихся школы к практическому применению данных технологий.
Благодаря этой программе, осуществляется личностный подход к учащимся, учитель обретает свободу в проведении уроков и реализуется творческий потенциал детей и педагога.
Основная цель театрального кружка в работе с каждым ребенком – это формирование гармоничной личности через сохранение и укрепление здоровья, а также раскрытие дремлющих способностей у ребенка.
Задачи театрального кружка:
- формирование духовной сущности ребенка;
- создание благоприятной социокультурной среды;
- развитие координации, воображения, памяти, речи;
- развитие индивидуального творческого движения ребенка в театральном пространстве, сопровождающего его познавательный интерес;
- развитие коммуникабельности;
- воспитание чувства товарищества, коллективизма.
В результате освоения программы «Искусство сцены», учащиеся приобретают целый ряд определенных умений:
- уметь правильно оценивать собственные поступки;
- уметь проживать тот или иной сюжет жизни героя, импровизировать, быть в состоянии актерской раскованности;
- воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
В реализации программы используются различные методы и формы работы в театральном кружке. Методы, формы и содержание театральных упражнений используемых в программе реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Занятия учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями.
С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.
Занятия способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
На занятиях используются различные методы и формы работы с детьми: посещение театральных постановок и музея; экскурсии; просмотр фильмов с обсуждением ролей и персонажей; сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины; уроки мимики и жестов; прослушивание музыки и т.д.
Уроки в театральном кружке отличаются от обычных уроков в классе. Здесь есть возможность отталкиваться от интересов самих учащихся и их потребностей, учитывать особенности коллектива и проблемы каждого.
Каждый раз материал, предложенный на занятиях, усложняется, от игр через импровизацию к сценическим историям, основанных на литературных произведениях.
Наиболее интересным моментом в работе является выбор пьесы, материала для показа. Принципы отбора могут быть самыми неожиданными: от интереса до сложности, непонятности. Наиболее интригующим моментом является - распределение ролей.
Далее начинаются “собственно” репетиции. И снова система работы вскрывает новые смыслы. Во-первых, образ выстраивается не по заранее известному плану, а идет от ребенка, от его индивидуальных возможностей и потребностей, желаний. Во-вторых, на этом этапе неизбежно возникают и конструктивно разрешаются разные типы конфликтов. И это разные сценические решения – открытие для режиссера, разные способы работы с текстовым материалом – задача учителю, и, конечно, раскрытие детей – опыт честной борьбы с четкими правилами. В-третьих, на этом этапе формируются ростки следующего – возможности альтернативной режиссуры. Заключительный этап бесспорно сложен, но в данной логике необходим. Дети должны увидеть, “потрогать” иную сценическую интерпретацию, ощутить, что их личное видение может быть реализовано.
Появляется устойчивый интерес, как театральному искусству, так и к проектно-исследовательской деятельности; формируются навыки самоорганизации труда; эмоциональный климат в детском коллективе становится более теплым.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся раз в неделю во внеурочное время . Данная программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Данная программа адресована детям начальной школы.
Программное содержание
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся раз в неделю во внеурочное время . Данная программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. В 1 классе – 32 часа, 2 класс- 34 часа, 3 класс- 34 часа, 4 класс- 34 часа. В конце каждого полугодия учитель дает качественную характеристику каждому ученику, посещавшему кружок: каким он был, каким он стал, что изменилось, где проявил себя и как ему помогают занятия театральным искусством в плане психо-эмоционального состояния.
Программа построена по определенным направлениям:
*Первое направление предполагает постоянный тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами. Здесь совершенствуется речевой аппарат, включая постановку дыхания, развитие голоса; совершенствование двигательного аппарата ребенка.
*Второе направление связано с участием ребенка в творческой деятельности по созданию образа героя или спектакля в целом.
*Третье направление связано с реализацией поставленных целей.
.
Тема 1.Беседы о театре.Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России.
Тема 2 Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами.
1. Целенаправленность, логика и последовательность, подлинность - важнейшие признаки сценического действия.Развитие наблюдательности и внутренней собранности, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте (внешнем и внутреннем) - необходимые условия подлинности сценического действия. Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений.2. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах.
Тема 3.Работа над спектаклем.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.2. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.Этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.Повторное обращение к тексту пьесы.
Тема 4.Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.
Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки (встреча юных разведчиков в тылу врага: каждый ищет способ, чтобы незаметно передать добытые секретные сведения).Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить - значит действовать.Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
Тема 5.Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений.
Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). В построении парных и групповых этюдов на общение следует добиваться активного действия и противодействия, т.е. столкновения и разрешения предложенного конфликта. Работа над сюжетом очень полезна для развития творческого воображения учащихся; в то же время она является и непосредственной подготовкой к работе над пьесой.
Тема 6.Работа над пьесой и спектаклем.
Предварительный анализ пьесы. Первое чтение и ее обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии - основных событий, основного конфликта.
Тема 7. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы. Отбор действий, наиболее точно раскрывающих смысл столкновений героев и их главные стремления, особенности характера.Воспроизведение последовательного ряда событий в уточненной выгородке или готовой декорации.Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в последовательном развитии. Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля - оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.
Тема 8.Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста.
Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных представлений. Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом. Параллельная работа над оформлением. Репетиции с деталями декораций. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки.Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций все пьесы. Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку.Показ спектакля зрителям. Обсуждение итогов работы.
Тема 9.Заключительные занятия. Подведение итогов.
Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т.п., отражающими работу кружка над пьесой и спектаклем.Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.
Механизм работы программы «Искусство сцены»
Программа «Искусство сцены» построена на принципах реалистического театра искусства переживания.
Главное в искусстве переживания: 1. Истина страстей, правда чувств в предлагаемых обстоятельствах; 2. Активность, действенность сценического искусства; 3. Умение от сознательного переходить к подсознательному; 4. Органичность актера в роли;
В программе участвуют дети в возрасте от 7 до 10 лет. Срок реализации программы составляет 4 года. Занятия проходят в практической форме. Теоретические сведения по актерскому мастерству, сценической речи, движению, истории тетра даются в процессе практических занятий.
Режим занятий: занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу (с перерывом в 10 минут).
Начиная работу театрального кружка, планируются следующие результаты:
Все участники получают универсальные умения, которые позволяют им быть успешными в реальной жизни (умение вести диалог, умение работать в команде, умение управлять своими эмоциями, умение быть гибким и другие).
Дети осваивают приёмы актёрского мастерства на базе школьного театра.
Педагоги применяют театральные технологии в учебном и воспитательном процессах школы.
Систематически функционирует театральный кружок.
Театр – является не только центром освоения и развития театральных технологий, но и местом гармоничного общения детей и педагогов.
Выявление систематически положительных результатов по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Далее работа программы реализуется следующим образом:
Проверка эффективности программы на предмет заявленных целей (показ спектаклей).
Проверка эффективности программы через реализацию задач воспитательно-образовательного процесса.
Положительным результатом программы заключается в освоении программного материала, в осмысленном отношении к театральному произведению как к художественному, в понимании единства формы и содержания. Формой подведения итогов служит участие детей в школьном концерте, в празднике.
5.Основые направления программы по годам обучения
1 год обучения
Главная задача театральных занятий в первый год обучения -развивающие игры. Целью введения театрально развивающих игр в режим учебной работы учащихся является в помощь и детям и учителю в создании психологической комфортной атмосферы занятий. Ребенок испытывает большие затруднения в диалоге со взрослым, если этот диалог носит черты официального общения, необходимо создание условий, в которых дети общаются друг с другом и имеют желание и интерес делиться друг с другом своими мыслями, умениями, знаниями.
Включение театральных методик ни в какой мере не должно однозначно сводиться к подготовке выступлений, хотя в ряду других и такая форма работы может быть полезна. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые учитель должен предложить детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятий; развивают в детях полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному занятию привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Театральность предлагаемых игр заключается в необходимости осуществлять взаимообусловленные действия -каждый из действующих лиц в игре зависит от того, что было сделано или сказано другими, предыдущими, а они и каждый следующий одновременно имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя. Творческая мобилизованность, смелость, доверие к вниманию товарищей и собственное внимание к ним формируются в театральных развивающих играх при правильном методическом их осуществлении учителем. Для детей полезно проводить развивающие театральные игры и в классной комнате, и в школьной рекреации, и в актовом зале, и на спортивной площадке, и в игровой комнате. Особое место занимают игры со словом, где звучание и произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место.
2 год обучения
Главной задачей театральных занятий во второй год обучения считаю формирование навыков коллективной работы и тренировку произвольного внимания. На 2-ом году обучения работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе». Необходимо приучать детей к переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя, для чего постоянно помогать детям простыми, доступными заданиями, выполняя которые дети будут заняты полезным делом. На 2-ом году обучения возникает представление, о том, что задание -этюд -можно выполнить, выдумав историю. Формируется критерий «верим» -«не верим», «кривляется» -«по правде». Необходимо подобрать упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания детей.
Предметом их внимания должны стать и отличия, особенности исполнения одного и того же задания разными детьми. К этой цели ведут и задания точно повторить или дополнить исполнение этюда кем-то из ребят. Педагог может чередовать задание, которое делают все сразу, с заданиями, которые выполняются индивидуально или вдвоем перед всеми. Каждый ребенок должен получить возможность тренировать способность абстрагироваться от посторонних раздражителей и приобрести смелость выступить.
Эта смелость должна корректироваться необходимостью точно и интересно выполнить поставленное задание. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе даст возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется одновременность или заданная последовательность произнесения. Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступить только в свое время и на своем месте.
С другой стороны, необходима и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения. когда каждый может предложить свое исполнение в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
Следует учитывать, что выполнение заданий под музыку помогает организовать работу, заставляет детей слушать музыку, и снимает внимание детей друг к другу, поэтому пользоваться музыкальным сопровождением нельзя постоянно. Можно использовать музыку как образное задание или как увертюру к любому уроку и упражнению.
На 2 году обучения можно рекомендовать следующие упражнения: цепочка-эстафета, упражнения на память физических действий, народные игры -хоровод; шумы; где мы были мы не скажем ..; замри; оправдание позы; одно и то же дело по-разному; превращение предмета.
3 год обучения.
Главной задачей театральных занятий на третьем году обучения является освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности.
Темы: 1. Голос и речь человека (высоко, низко, быстро, медленно, громко, тихо). 2. Вежливые действия (наблюдения, так и не так). 3. Создатели театрального спектакля (путешествие по театральной программе). 4. Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства (жест, мимика, движение, речь -слагаемые действия). 5. Подготовка и проведение открытого урока с комментарием программы и выполнением этюдов на вежливые действия.
На третьем году обучения должно быть теоретически и практически освоено детьми понимание того, что поведение, действие -выразительный язык актера. А далее, что актер -главное чудо театра. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи.
Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль для будущей работы над художественным чтением. Качество исполнения – «как» - начинает вычленяться от содержания этюда -«что» играет актер. Основным критерием на третьем году обучения является достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах.
4 год обучения
Театральные занятия на четвёртом году обучения реализуют, как главную, задачу формирования представлений об образе героя в театре. С этой .целью организуется работа по развитию у детей интереса и умений оценить точность реализации исполнительского замысла.
Темы: 1. Образ героя. Характер и отбор действий. 2. Словесные действия. Басни. 3. Актер и его роли. 4. Постановочные цеха театра. 5. Подготовка и показ открытого урока: разные характеры в одинаковых предлагаемых обстоятельствах; рассказы об актерах.
Наблюдения в окружающей действительности сосредотачиваются на характерах, характерности, особенностях и отличиях поведения разных людей. Описание и показ своего друга, встреченных людей, персонажей книг может стать базой для вычленения у детей представлений об особенной логике действий, определяющей характер. Первые попытки сыграть героев сказок, отличающихся острой характерностью (баба-яга, Бармалей, Царевна-Несмеяна и т. п.) расширяют представления детей о достоверности, правде, о театре.
Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудным. Так подготавливается база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых на четвертом году обучения основной упор делается на игры со словом, с текстом и подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, отделываться, утверждать, предупреждать, звать, ободрять). Слово раскрывается детям как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия по различным текстам или одного текста на различные действия, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
Особое место на четвертом году обучения занимает работа с баснями как чтецким и драматургическим материалом. Для расширения диапазона чтецкой выразительности можно предложить детям читать басню от лица каждого из действующих в ней персонажей.
Педагогу на этом 4 этапе обучения следует обратить внимание на создание благоприятной атмосферы в репетиционном процессе, которая становится залогом успешной коллективной работы. Работу необходимо поставить так, чтобы она непременно была связана с периодом практической реализации проделанного. Спектакли показываются зрителям в гримах, костюмах и с декорациями. Как правило, в конце 4-го года обучения должны быть показано 2 спектакля, полностью раскрывающие состав участников. После исполнения спектакля на публике с учащимися проводится целый ряд итоговых бесед, имеющих целью проанализировать прошедшую работу.
Нужно отметить, что мини-показы театральных представлений могут осуществляться на людом году обучения, в зависимости от подготовленности детей и самого педагога.
6.Тематический план по годам обучения.
1 класс (32 часа)
№ п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка
3
2
1
2
Развивающие игры по развитию речи, внимания, памяти.
11
4
7
3
Детский спектакль (проигрывание мини-сказок на сцене)
18
5
13
Итого
32 часа
11
21
2 класс(34 часа)
№ п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Театральная игра – игра воплощение как в жизни .
4
1
3
2
Каждый на своем месте в свое время.
5
1
4
3
Говорим четко, громко, понятно.
8
3
5
4
Театр вокруг нас.
3
1
2
5
Детский спектакль (показ театрализованных выступлений).
14
4
10
Итого
34 часа
10
24
3 класс ( 34 часа)
№ п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Голос человека и его речь
5
2
3
2
Вежливые действия
4
1
3
3
Создатели театрального спектакля
2
1
1
4
Целенаправленные действия и предлагаемые обстоятельства (проигрывание театральных ситуаций).
8
2
6
5
Детский спектакль (показы театрализованных представлений)
15
4
11
Итого
34 часа
10
24
4 класс ( 34 часа)
№ п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Образ героя.
2
1
1
2
Характер героя и отбор его действий.
3
1
2
3
Словесные действия (прочтение басни и ее театральной инсценировки).
4
1
3
4
Актер и его роли.
2
1
1
5
Постановочные цеха театра.
2
1
1
6
Инсценировка различных литературных жанров
6
2
4
7
Детский спектакль (показ театральных представлений).
15
4
11
Итого
34 часа
11
23
7. Методическое и материально-техническое обеспечение
Формы обучения
1) групповые занятия -основная форма обучения, на которых преподносится учебный материал в соответствии с возрастными требованиями и особенностями, 2) индивидуальные занятия помогают закрепить пройденный материал; 3) зачетные занятия, творческие задания являются элементами диагностики, с помощью которых выявляется уровень приобретенных знаний, умений и навыков; 4) конкурсы, концерты, фестивали, на которых проявляется исполнительское мастерство, уровень самооценки и оценки в глазах окружающих.
Методы обучения 1) эмоционально-образный: помогает глубже проникнуть в содержание и характер произведения, найти нужные выразительные приемы и средства исполнения, 2) объяснительно-иллюстративный: ориентирует на грамотное, эмоциональное, творческое исполнение произведений (образной роли) лучшими артистами, понять и услышать стилистическое, динамическое и другие особенности произведения (образа). Материально-техническое обеспечение. . фортепиано. магнитофон. диски с фонограммами, музыкальным сопровождением. аудиокассеты
Литература
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002.
Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей младшего школьного возраста. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2006.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в школе. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2001.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в школе. – М.: Изд. “Школьная пресса”, 2003.
15