Внеклассное мероприятие по русскому языку Слово о словах



Внеклассное мероприятие по русскому языку «Слово о словах»

Цель: расширять запас знаний учащихся в области лексики, грамматики, стилистики русского языка; совершенствовать культуру устной и письменной речи; развивать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: актовый зал украшен плакатами с высказываниями писателей и общественных деятелей о русском языке, о словах и фразеологических оборотах.
Учитель: Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.
Известный русский философ Н.Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Так пусть в этом царстве минуют наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампы. Пусть будет оно всегда чистым и новым.
В русском языке есть крылатое выражение «Нет мук сильнее муки слова». Возникло оно на основе стихотворения С. Надсона в 1882г. И используется обычно в ситуации, когда человек испытывает затруднение при выражении своих мыслей в устной или письменной речи.
Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями. Ученик: Вот как говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать».
Самые простые слова названия того, что человек видит вокруг себя. У каждого из нас есть имя. Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают. Послушайте стихотворение М. Пляцковского.
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ежик,
Есть слово промокшее - дождик,
Есть слово упрямое - цель,
Есть книжное слово - страница,
Есть слово лесное - синица,
Есть слово пушистое - снег,
Есть слово веселое - смех...
Учитель: М.Пришвин говорил, что человек делает машину по своему образу и подобию и части ее называет по-человечески: пальчики, спинка, головка, шейка. Но вот перед ним не машина, а природа... Какие имена давать существам природы? Человек и природу называет своими словами: есть незабудки, мать-и-мачеха, есть анютины глазки.. .Сила слова - беспредельна.

Приложение №4

Вспомним пословицы о словах (обращение к залу).
Сердечное слово до сердца доходит.
Слово - серебро, молчание - золото.
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
Слово молвит - соловей поёт.
Живое слово дороже мёртвой буквы.
Слов много, а толку нет.
Много слов - много оговорок.
Ученик: «Хромое слово - кривая речь»,- гласит ещё одна русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь была не «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом. Послушайте стихотворение о словах.
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин.
Брал человек холодный мёртвый камень,
По искре высекал из камня пламень.
Твоя судьба не менее сурова –
Вот так же высекать огонь из слова!
Но труд ума, бессонницей больного,-
Всего лишь дано за радость неземную:
В своей руке сверкающее слово
Вдруг ощутить, как молнию ручную!
Н.Рубцов.
Учитель: А теперь поговорим о некоторых словах, связанных со школой.

Приложение №4

Школа
Представляю, как вы удивитесь, узнав, что слово школа, заимствованное нами из древнегреческого языка, значило «досуг».
Не правда ли, странно, что в прошлом греки под словом досуг подразумевали не безделье, а свободные, на досуге беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям
преподавали чтение, письмо, счёт, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство. Родилась школа.
Пенал
Перо будет по латыни репа. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки найдётся там местечко. А название этой коробочки произошло от слова репа.
Кстати сказать, раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя они потом были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо по традиции сохранилось.
Тетрадь
Это слово было заимствовано из среднегреческого языка tetpas 4-я часть листа. Попробуйте перегнуть лист пополам, потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать его закрытые части и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет 4 листа. Именно такими были первые тетради. Сейчас таких 4-листных тетрадей нет, а слово осталось.
Красная строка
Когда мы пишем, то прибегаем к красной строке. И в книгах есть красные строки. Но почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей?
А вот почему. Когда ещё не было изобретено книгопечатание, книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с чернилами двух цветов - чёрной и красной. Весь текст переписывался чёрными чернилами, а, начиная новую страницу, писец менял кисточку, рисовал замысловатый узор, выводил красной краской фигурную первую букву. В древнерусском языке слово красный употреблялось в значении «красивый». (Сравните: красной девице, на миру смерть красна). Обозначать цвет этим словом стали позже.
Ошибка
Из лов сшибать, отшибать легко выделить корень - шиб -, означающий «бросок», «удар». В некоторых народных говорах и сейчас слово ошибаться означает «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе.
Портфель
Очень много слов, заимствованных нами из французского, начинается с этого порт (портсигар, портмоне, портфель)


Приложение №4

Слово портфель образовано от двух французских слов: порте (носить) и феле (лист). Теперь вы, конечно, догадались, почему портфель назвали так: в нём носили листы бумаги, затем тетрадки, книжки.
Учитель: А теперь, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом. Послушайте стихотворение и найдите эти слова:
Повстречались в разговоре слово друг и слово враг
Слово друг - любитель игр, а слово враг - любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово враг сразу драться предлагал,
Ну а слово друг - играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.
Ссориться не надо нам, не придётся и словам.
Учитель: Почему же некоторые слова между собой «ссорятся»? (Они антонимы)
Давайте отгадаем загадки. Отвечаем хором.
Я антоним слову зной, я в реке, в тени густой.
И в бутылке лимонада, а зовут меня... (Прохлада)
Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама, потому что я... (зима)
Я антоним слову смех, не от радости, утех,-
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач)
Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна, называюсь... (тишина).
А теперь вспомним про синонимы
Я то же, что и ураган, но только часть восточных стран,
На море я гроза для шхун, а называюсь я... (тайфун).
Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт, мы называем все... (антракт).
На время что-то прекратив, мы о объявляем... (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим... (передышку). Учитель: Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно. Посмотрите небольшую сценку из рассказа Н.Сладкова «Овсянка»: Встретились два друга Саша и Матвей.
Саша сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку!- добавил Саша.
- И я люблю!- сказал Матвей.
- Она жёлтая, красивая такая !-
- И вкусная, особенно с молоком!

Приложение №4

- Как это вкусная! Как это с молоком!- удивился Саша.
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?!- всплеснул руками Саша.
- Как это про что? Про овсянку!- ответим Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?!- изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую что ли? -рассердился Саша и добавил:
- Аида ко мне мою овсянку слушать.
- Аида,- согласился Матвей.
- Потом ко мне - мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Учитель: Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
(Ребята рассказывают про омонимию, приводят свои примеры.)
Ребята, а любите ли вы играть в слова? Предлагаю вам поиграть в слова. Перед вами фразы из песен, в которых перепутан порядок слов. Кто быстро сумеет правильно прочитать все 4 предложения, тот и победит.
1. Провожала как мать меня родная, набежала как тут родня вся моя.
2. Мы рождены былью, чтоб сказку сделать.
3. Утро прохладой нас встречает. Ветром встречает нас река.
4. Ну-ка лучами ярче брызни, солнце обжигай золотыми.
Учитель: Устали? Давайте тогда поиграем в рифму.
Погода была ужасная - Принцесса была ...
Ой, конёчек-горбуночек! Прибегай скорей...
Белый снег в лесу лежит, зайка под кустом...
Эй, не стойте очень близко, я тигренок, а не...
Гриб растёт среди дорожки, голова на тонкой ...
Панцирь носит черепаха, прячет голову от...
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький...
Я один имею рог, называюсь...
Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка, и зовут его...

А сейчас попробуем досказать слово
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие ...
Мышка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали...
Мышка спряталась под горку и грызёт большую...
Лежебока рыжий кот отлежал себе...
На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков...
Учитель: Я ещё раз советую всем тем, кто хочет стать умным и находчивым,
узнать интересное и разгадать трудное, побольше играть в слова.

Приложение №4

«Любовь к родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может
постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто
дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери,
которому ничего не говорит родное слово - это человек без рода и племени»
(В.А.Сухомлинский)
В заключение послушайте стихотворение И.А Бунина «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена,
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь!

Прислушиваемся, ребята, к этому мудрому совету И.Л.Бунина.








13PAGE 15



Дюкарева Анна Михайловна

13PAGE 15


13PAGE 14615








15