ОБРАЗЫ ВОСТОКА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ 4 класс
Раздел VI «В музыкальном театре
Тема: « «Образы Востока в русском искусстве 19 века».
«Сезам, откройся!»
4 класс, 3 четверть, 9 урок.
Тип урока: изучение нового материала
Методы, используемые на уроке: иллюстративный, проблемно- поисковый, словесно- наглядные
Оборудование: АРМ, медиапроектор Планируемые результаты:
Личностные, предметные, метапредметные :Личностные:* Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов и художников.
*Развитие социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русских композиторов и национальных стилей других народов мира.
* Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование умения работать в коллективе, находить согласованные решения.
*Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально– ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Предметные: *Формировать общее представление о музыкальной картине мира.
*Знакомство с основными закономерностями музыкального искусства ( мелодико- ритмическое своеобразие мелодики, пунктирный синкопированный ритм, витиеватость, затейливость звуковысотной линии мелодии, музыкальные распевы) на примере изучаемых произведениий :( «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки; « Пляска персидок» из оперы М. Мусоргского «Хованщина», фрагментов сюиты Н. Римского- Корсакова « Шехеразада», «Песня Марфы» из оперы М. Мусоргского «Хованщина»
*Умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально- пластических композиций, исполнении вокально- хоровых произведений.
Метапредметные: *Формировать у младших школьников умение размышлять, выражая личностную оценку ее содержания в устной форме.
*Учиться овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально- творческой деятельности.
*Формировать умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Планируемые результаты на уроке: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи русских композиторов, воплощать особенности музыкальных произведений в исполнительской деятельности.
Задачи:
Обучающие: Дать понятия: «инструментальный номер» в жанре оперы («Пляска персидок»), сюита, народная драма, благовест, динамика, темп, хор, пляска, куплетно- вариационная форма.
*Познакомиться с основными этапами творческого пути русских художников. Композиторов, поэтов, рассказывающих о «русском востоке» ( В. Верещагина, М. Глинки, А. Пушкина, Н. Римского- Корсакова, М. Мусоргского, В. Сурикова)
*Научить анализировать, выделять эпизоды «русского востока» в изучаемых произведениях: в опере Глинки «Руслан и Людмила», в опере М. Мусоргского «Хованщина», в опере Римского- Корсакова «Золотой петушок», сюите «Шехеразада».
Развивающие: *Развивать познавательный интерес, творческую активность детей через постижение детьми смежных видов искусств (музыки, литературы, живописи)
*Развивать музыкальную память, музыкальное мышление учащихся через постижение фрагментов русского музыкального искусства.
Воспитывающие: *Воспитывать патриотизм, уважение к прошлому своей страны; толерантность к культуре других народов.
Ход урока:
1.Организационный этап. Распевка.
«Здравствуйте ребята - здравствуйте учитель».
Распевка на дикцию – «На горе Арарат растет крупный виноград» Слайд - 4
В какую часть света помогли нам попасть зрительные образы, представленные в начале урока? Звучание музыки, распевка?
Дети: - на Восток.
Учитель: - Издавна русские люди, композиторы, художники, поэты
обращали свои взгляды к Востоку. Что привлекало и привлекает их?
Почему русские композиторы в своих профессиональных произведениях использовали не только русские народные песни, но и восточные мелодии?
Дети: - На Востоке необычно все: и природа, и люди - и их внешность, и их характер. Для русского человека много непознанного и неизведанного. Для нас их культура- экзотика.
Какая-то недосказанность, полу-молчание, пикантная красота восточных женщин. Страны ближнего Востока расположены на пересечении трех материков: Европы, Азии и Африки. Целые города и империи покоятся в вечных песках и земле. Богатейшие находки, обнаруженные при раскопках, хранятся в различных музеях по всему миру. Представь себе, что мы очутились в одной из стран Ближнего Востока, скажем, Иране, Ираке, Кувейте, или Саудовской Аравии .Ты сидишь верхом на верблюде- лучшем транспорте пустыни.. Уже третий день пути, а перед тобой одна и та же картина: песчаные барханы, сухие колючки, изредка саксаулы- деревья, на которых никогда не бывает листьев. Издавна здесь пролегали торговые пути, по которым шли груженые ценным товаром караваны, соединяя между собой страны Азии, Африки и Европы. Пейзаж монотонный, не правда ли? Но неожиданно возникает восточный город. И мы начинаем понимать, почему восток называют сказочным. Ведь многое на Востоке действительно воспринимается как сказка. Например, роскошные города посреди пустыни. Некоторым восточным городам многие тысячи лет, а они до сих пор поражают своей красотой. Слайд-5.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала .Актуализация знаний Сообщение Игнатьевой Дарьи:
Перед вами, ребята, картина Василия Верещагина «Двери Тимура-Тамерлана» ( учебник с. 102)
Художник огромного личного мужества, он участвовал во многих войнах -
туркестанской (1867-1870 г.), русско-турецкой (1877-1878 г.), русско-японской (1904 г.). Василий Верещагин считал, что только личное участие в боевых действиях, лично испытанный голод и холод, опасность быть раненым и
даже убитым, помогут создать подлинные батальные картины. Натура его была нервная, необыкновенно активная, он не знал отдыха и успокоения.
Художник получал ранение, от которого чуть не умер, поддавался нападению диких зверей, тонул в реке, болел тропической лихорадкой. Живя в Индии 2 года, он выезжал на Тибет, общался с тибетскими монахами. Он много ездил по России, посетил почти все страны Европы, любил восточные страны. Его карандаш и кисть передают нам облик этих стран, их костюмы, жилища, природу. Он родился в городе Черповец в семье небогатого помещика.
Весна 1866 г. - художник узнает о военных действиях в Средней Азии,
он хочет работать с натуры. Как обобщение туркестанских впечатлений-
Верещагин привозит в г. Мюнхен этюды из Средней Азии.
Последняя из них – «Двери Тамерлана». Она особенно интересна.
В ней художнику удалось подняться до символического обобщения и создать образ сонного величия древнего восточного государства. Сложный узор искусной деревянной резьбы огромных закрытых дверей - символ сложности и недоступности для европейца этой культуры, этого мира.
Тимур (Тамерлан) родился в 1336 г. в Кеше, чуть южнее Самарканда, (область современного Узбекистана), его отец вел свой род от Чингисхана.
Столицей своей империи Тимур сделал Самарканд. Прославился необыкновенной жестокостью. Пирамиды из черепов монгол Тамерлан воздвигал в покоренных государствах:
В 1380 г. - Тимур вмешивается в конфликт Золотой Орды и Руси.
В 1381 г. - Тимур завоевывает Персию.
В 1395 г. - Тимур вторгается в Рязанские земли, разоряет г. Елец.
2 недели его войска стоят без движения. Осознавая угрозу Москве,
великий князь московский Василий I Дмитриевич приводит свое войско к берегам Оки близ Коломны. По численности московские отряды меньше монгольских, многие опасаются, что русские не выдержат и 1-ой битвы. Тогда митрополит распоряжается привезти из г. Владимир чудотворную Владимирскую икону Божьей Матери.
26 августа икону привозят в Москву. И в тот же день (по приданию) войско Тамерлана поворачивает назад. С тех пор Владимирская икона Богородицы считается покровительницей Москвы, а 26 августа православным праздником. Спасибо Дарье за такой интересный обзор творчества Василия Верещагина.
Учитель: В. Верещагин погиб вместе с адмиралом Макаровым, 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
Слайд - 6
Итак, мы поняли из сообщения, что искусные деревянные двери - это символ сложности и недоступности для европейца этой культуры, этого мира. Но мы попробуем заглянуть туда хоть одним глазком.
Учитель: - В чем необычность природы по сравнению с русской?
Дети: - иногда это - яркие сочные краски, необычная форма растений, цветов; а иногда- песчаные барханы, сухие колючки, изредка саксаулы- деревья, на которых никогда не бывает листьев. А еще на Востоке есть барханы - песчаные холмики в пустыне. Они постоянно перемещаются, поскольку ветер гонит миллиарды песчинок то в одну , то в другую сторону. Кстати, бывают и поющие барханы. Представь шум миллиарда песчинок, переносимых ветром, сливается в звуки.
Учитель: - Отличается ли характер восточного человека от характера и нрава русского человека?
Слайд - 7
Дети: - Да!
Учитель: - Чем?
Дети: - Иногда эти люди приветливы, приглашают к столу, уставленному восточными явствами, приглашают путников присесть по- турецки, подают крепкий чай с вкусными восточными сладостями- халвой, пастилой, рахат- лукумом; подают много сладких фруктов: дынь, арбузов, фиников. А иногда ОНИ - воинственны, темпераментны. Внешне очень яркие (карие глаза, черные волосы, крупный нос) имеют быстрые движения, а еще - « быстрый ум».
Учитель: - А какие свойства человеческого ума мы обычно связываем с Востоком?
Дети: - Мудрость.
Учитель: - Есть даже выражение - восточная мудрость. А каким вы себе представляете восточного мудреца?
Дети: - Восточный мудрец - седой, с бородой, в колпаке, похожий на Старика Хоттабыча из повести Лазаря Лагина (советую прочитать).
Слайд - 8
Учитель: - В каком литературном жанре мы обычно встречаем таких мудрецов? Седых, в остроносых туфлях, колпаке, чалме, шароварах, длинных стеганых байковых халатах, с серьгой в ушах?
Дети: - В сказке.
Учитель: - А можете ли вы назвать такие сказки?
Дети: - «Старик Хоттабыч», «Волшебная лампа Алладина», «Али-баба и сорок разбойников», «6 путешествий Синдбада-Морехода». Из этих сказок мы узнаем о том, что страны Востока богаты, а в пещерах хранятся несметные сокровища, драгоценные камни. Но простой народ не очень богат. Живет он не в каменных дворцах, а в глиняных домах. Эти дома надежно защищают от жары и с каждым годом становятся все крепче, потому что дождей там почти не бывает, а жаркое солнце глину постепенно превращает в подобие кирпича. В домах почти нет мебели, зато кругом прекрасные ковры…
Учитель: - Не менее ярко представленно в музыке русских композиторов интонационное своеобразие музыки восточных народов. А встречались ли мы на предыдущих уроках, в предыдущие года обучения с такой музыкой?
Дети: - Да, а помните - волшебные сады Черномора? Из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», а волшебные девы из замка Наины? Красивые изящные девушки в яркой восточной одежде.На шее и запястьях у них множество украшений.
Учитель: - правильно. Начиная уже с М.И. Глинки, в русской музыке впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах - в опере и в сюите.
Слайд - 9
«Персидские мотивы в русской опере».
Во-первых, напомните мне, пожалуйста, что это за жанр опера? «Опера» в переводе – «труд, сочинение», жанр родился в Италии на рубеже 16-17вв. Это вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. В опере есть действия, картины, сцены, арии, трио, квартеты, дуэты, речитативы, хоровые сцены и, конечно, же играет симфонический оркестр. Особенно интерисовала русских композиторов Персия. Эта страна не однажды играла свою роль в судьбе России (вам уже рассказали про Тамерлана), при царствовании Петра I в начале 18 века она тоже сыграет свою роль.
Итак, Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, с 1935г. эта страна называется - Ираном, граничит с Туркменией, Афганистаном, ОАЭ, Саудовской Аравией, Турцией. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй. Она занимала главенствующее положение в Древнем мире. В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (по поэме молодого 21-летнего - поэта А.С. Пушкина), встречается персидский хор. Посмотрите, восточная красавица смотрит на Восток, и держит в руке черный цветок - он символичен, угроза для нашей страны.
Если это хор, значит, будут петь, и петь будут истинную восточную мелодию, которая существовала и была широко распространена у многих восточных народов. Звучит этот хор в III действии оперы Глинки.
Действие происходит в волшебных садах злой колдуньи Наины. Пение прекрасных сказочных дев завлекает сюда Ратмира и Руслана, а что происходит дальше, вам расскажет Рыбина Аня ( чтение наизусть отрывка из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»):
Всё было пусто над рекою.
Зари последний луч горел
Над ярко позлащенным бором.
Наш витязь мимо черных скал
Тихонько проезжал и взором
Ночлега меж дерев искал.
Он на долину выезжает
И видит: замок на скалах
Зубчаты стены возвышает;
Чернеют башни на углах;
И дева по стене высокой,
Как в море лебедь одинокий,
Идёт, зарей освещена;
И девы песнь едва слышна
Долины в тишине глубокой.
"Ложится в поле мрак ночной;
От волн поднялся ветер хладный.
Уж поздно, путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный.
Здесь ночью нега и покой,
А днем и шум и пированье.
Приди на дружное призванье,
Приди, о путник молодой!
У нас найдёшь красавиц рой;
И нежны речи и лобзанье.
Приди на тайное призванье,
Приди, о путник молодой!
Тебе мы с утренней зарёй
Наполним кубок на прощанье.
Приди на мирное призванье,
Приди, о, путник молодой!
Ложится в поле мрак ночной;
От волн поднялся ветер хладный.
Уж поздно, путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный"
На это четверостишие написана светлая, плавно ниспадающая мелодия с мирным спокойным покачиванием. Повторение одинаковых оборотов в мелодии и неторопливое движение придают теме покой и однообразие, музыка манит, усыпляет. Общий характер музыки мягкий, вкрадчивый, оказывает чарующее воздействие на путников.
Хор одноголосый, исполняется в унисон с женскими голосами, мелодия хора без изменения повторяется несколько раз, образуя куплеты. Сочетание разнообразных длительностей, пунктирного и синкопированного ритма, витиеватость и затейливость звуковысотной линии мелодии, в которой как в русской песне, встречаются распевы, но роль их здесь другая - они как бы украшают, расцвечивают мелодию. Послушайте.
Зато оркестровое сопровождение каждый раз обновляется – варьируется, оно обновляется богатством тембровых красок. Куплетное строение + вариационное развитие оркестрового сопровождения называют куплетно-вариационной формой. Глинка был одним из её создателей (с ней мы ещё сегодня встретимся). Давайте , ребята, исполним «Персидский хор» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», обратив внимание на нотную запись на слайде или стр. учебника №103
Слайд - 10
3. Проверка домашнего задания
Вам домой было задано д/з - перечитать «Сказку о золотом петушке»
А.С.Пушкина ( опрос детей).
Продолжая тему Пушкина, обратимся к его философской сказке. Ни в 1, ни во 2, ни в 3 классах на страницах учебника музыки по программе Е. Критской, Г. Сергеевой мы не встречались с данными персонажами, да и, пожалуй, не встретимся. Проходим мы это произведение фрагментарно, только на уроках литературы. Но с точки зрения Русского Востока, об этих персонажах нельзя забыть - они есть в русской музыке!
Помогите мне отыскать восточные персонажи в «Сказке о золотом петушке»! Дети: Это Шемаханская царица и Мудрец-Звездочет. В русской музыке Римского-Корсакова, композитора - сказочника, эти герои изображены, конечно, восточными мелодиями.
Слайд - 11
Давайте вспомним сказку: «Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» - начинается сказка. Указывает ли Пушкин, где происходит действие?
Дети: - Нет.
Учитель: - Каким Пушкин представил себе Звездочета?
Дети: - Восточным старцем, мудрецом.
Учитель: - Послушайте, каким изобразил его в музыке Римский-Корсаков
(«Тема звездочета» из «Петушка» Н. А. Римского-Корсакова). Римский- Корсаков, зная все особенности восточной музыки, наградил Звездочета одноголосной восточной мелодией. Она завораживает своим движением, россыпью украшений и сложным,прихотливо изменяющимся ритмом.
- Говорит он мягким вкрадчивым голосом, у него неслышные мягкие движения. Он не обязательно старый.
Учитель: - Царь Дадон безгранично властвует над своими подданными (найдите в тексте Пушкина подтверждение этому).
Значит ли это, что он властвует над всеми людьми? Что нет силы, мощнее его? Давайте представим, что мы читаем сказку в 1 раз.
… И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер
В ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит.
- Как вы думаете - кого ожидал увидеть Дадон? Очевидно того, кто мог бы устроить это побоище. Кто же это мог быть?
Слайд - 13.
Дети: - Кто-то страшный - чудовище или Змей-Горыныч.
Вдруг шатер распахнулся...
И девица, Шемаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Слайд - 14.
Звучит «Ария Шемаханской царицы» из оперы «Золотой петушок».
Учитель: как выглядит Шемаханская царица?
Дети: красивая, но холодная, злая.
Учитель: какими средствами Римский-Корсаков нарисовал злую царицу?
Дети: очень высокий голос, мелодия "изломанная", колючая, но нарядная.
Учитель: Ожидали ли мы, что зло может прийти от красоты?
Дети: нет.
Учитель: а встречалась ли раньше у А.С.Пушкина красота, которая убивала? Вспомните ещё сказки.
Слайд - 15
Дети: «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».
Учитель: Чем убивала мачеха?
Дети: ядовитым зельем.
Учитель: да, она совершала дурные поступки, т.е. физическая и духовная красота не всегда совпадает. А здесь? Делает ли Шемаханская царица что-либо плохое?
Дети: - Нет.
Учитель: Повинна ли она действием в смерти братьев , детей Дадона ,
Звездочета и даже самого царя?
Дети: Нет.
Учитель: - что же такое красота - благо или зло? Что дала Шемаханской царице, мачехе из сказки «О мертвой царевне и 7 богатырях» их красота? Власть, способность влиять на поступки людей. Следовательно, власть, способна влиять на поступки людей, красота может не только облагораживать, усмирять, но и убивать.
А еще мы собирались поговорить о «русском Востоке» в жанре сюиты.(сл.15 сюита). Красота этой восточной героини положительна.
Сюита - это многочастное произведение, каждая часть которого отлична по характеру от другой. Это программные произведения, которым композиторы дают конкретные названия или при сочинении которых опираются на определенный сюжет, дают пояснения, описывают программу в своих записных
книжках. От французского – «последовательность». Музыкальная форма возникла в 16 веке.
Слайд - 16.
Римский-Корсаков «1000 и одна ночь».
Учитель: очень много восточных сказок собрано в замечательном произведении, которое называется «1000 и одна ночь». Тысячу и одну ночь отстаивала свое право на жизнь Шехеразада у жестокого султана Шахриара, немало жен предавшего смертной казне. Шахерезада была дочерью визиря, т.е. министра. О ней мы узнаем, что она читала книги, летописи, жития древних царей и предания о минувших временах. Вот откуда она знала столько сказок. Какими качествами она наделена?
Дети: умом, мудростью, знаниями.
Учитель: Как выглядит Шахерезада?
Слайд - 17.
Послушайте, какой увидел её русский композитор Н.Римский-Корсаков.
Тема рассказчицы Шахерезады появляется во всех частях.
Звучит тема Шахерезады из сюиты «Шахерезада»Римского- Корсакова
Дети: музыка красивая, утонченная, прекрасная.
Учитель: как относится к главной героине композитор?
Дети: восхищается, любуется.
Учитель: какими средствами он подчеркнул красоту?
Дети: звучанием скрипки- соло, арфы, "извилистой" красивой мелодией.
Очень теплой задушевной. Мелодия вьётся. Композитор придал ей своеобразный ладовый колорит - применил дорийский минор - очень необычный лад.
Учитель: только ли красотой, молодостью любуется композитор, или его привлекают поступки Шахерезады?
Дети: ему нравится не только внешность, но и то, что она умом, хитростью смогла смягчить жестокого человека.
Рассказывать о программности данного произведения мы не будем, т.к. в 5 классе будет определённая тема. Наша задача - познакомиться фрагментарно с образами Востока в русской музыке.(р/т с. 28-29). Давайте впишем на стр.28-29 в рабочей тетради, название корабля, на котором плавал Римский-Корсаков в кругосветное плавание.
Слайд - 18.
«Физминутка». Ее проведет сегодня Сафронов Владислав.
Ну, мы немножечко устали, засиделись
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
Не сутультесь, грудь вперед,
Плечи разверните,
А теперь рывки руками
Снова повторите.
И в последний раз - присели,
А теперь за парты сели.
Спасибо.
Слайд - 19.
(Петр I, рассвет)
Дорогие ребята, у нас остался самый кульминационный музыкальный фрагмент сегодняшнего урока. Это образ «русского Востока» в жанре оперы композитора М.П. Мусоргского. Особенностью данного музыкального фрагмента является то, что это инструментальный номер в жанре оперы. Это «Пляска персидок» (о ней рассказано на с. 103) из оперы «Хованщина» М П. Мусоргского.
Сайд - 20.
Учитель: Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» рассказывает об исторических событиях 17 века - об уходящей Руси в начале славных дел Петра I. Эпоха правления Петра I (1682 - 1725) поистине переломный период в истории России. Реформы царя - преобразователя охватили все сферы общественной жизни страны.
Действие оперы происходит в 1689 г. Место действия - Московское княжество. Время, когда начиналось царствование Петра I (Великого), который задумал уничтожить в стране обычаи и привычки старой Руси, распространить культуру, свет знаний, науки и искусства. Ему противостоит Старая Русь в лице Ивана Хованского, стрельцов и раскольников. Во втором классе мы уже знакомились с «Рассветом на Москве-реке». Борясь с уходящей ночью, рождался новый день. Каким он будет? Коротенькие фразы гобоя и трубы, похожие на перекличку петухов, тяжелые удары колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения. р/т с 30-31 Пробуждение - нежный свет - благовест - восходящее солнце - утренняя песнь.
Красная площадь. Князья Хованские (Иван и Андрей) вместе со стрельцами замыслили захватить власть Князь Голицын тоже жаждет власти, но боится царской немилости. Собираются противники Петра I - Иван Хованский (глава стрельцов), Досифей (глава раскольников), князь Голицын - все претендуют на первенство. Разгорается ссора. А вот и страшная весть - Петр узнал о заговоре и повелел со всеми покончить. Стрельцы заливают свое горе горячительными напитками, а князь Хованский ищет забвения в развлечениях в диковинных плясках персидок.
Слайд - 20.
Вслушайтесь, как по- разному звучит музыка: сначала медленно, томно, затем стремительно, зажигательно . Девочки, попытайтесь найти характерные движения, подходящие к данному музыкальному фрагменту).( Танец)
В «Хованщине» Мусоргский предвосхитил тематику выдающегося произведения русской исторической живописи Василия Сурикова «Утро Стрелецкой казни» (1878г.). Суриков и Мусоргский творили независимо друг от друга. Об этом историческом художественном полотне расскажет нам сегодня Карасев Евгений.
Слайд - 21.
Василий Суриков.
Картины Василия Сурикова - вошли в выставку Товарищества Передвижников. Суть картины: -Молодой Петр усмиряет взбунтовавшихся непокорных стрельцов. Кажется тесной огромная Красная площадь, над которой брезжит холодный осенний рассвет. Срезанный верхним краем картины Собор Василия Блаженного, предстает обезглавленным. У его подножия и рядом с Лобным местом сгрудились телеги, в которых связанные веревками и цепями, закованные в колодки сидят приготовленные к смерти стрельцы, а рядом с ними в телегах и просто на земле - их матери, дети и жены.
Мерцают огоньки свечей в руках стрельцов, чудится, будто глухой стон наполняет воздух картины. Оживает прошлое, бередит душу, будоражит память. - Почему художник обращается к утру?
Тусклый, в сизом воздухе хмурого утра ,огонёк свечи в ещё живой руке ассоциировался с казнью. Картина насквозь пронизана символами. Потухшая свеча - это погасшая жизнь. Безутешная женщина на 1 плане прижимает к голове погасшую свечу уже казнённого стрельца. Рядом с ней брошена в грязь едва тлеющая свеча того, кого сейчас поведут на казнь. Солдат в центре уже отобрал смертную свечу у седого бородача и задувает её. Остальные свечи ещё горят ровно и ярко. Центральной линией картины, её главным стержнем является противостояние стрельцов царской тирании. Наиболее символичен образ рыжебородого стрельца. Его руки связаны, ноги закованы в кандалы, но пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьёт через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом Петра. Сцена стрелецкой казни завершается неожиданным помилованием, но имеет глубоко трагический смысл. Моральное уничтожение представлялось Мусоргскому не менее страшным, чем физическая гибель других участников бунта. Спасибо, Женя. Тебе сегодня досталось описывать сложное историческое художественное полотно, с которым вы встретитесь в основной школе на предмете МХК.
Слайд - 23.
- За сегодняшний урок мы познакомились с пятью фрагментами «русского Востока». Напоследок очень хочется сравнить мелодику, ритмику, гармонию восточных мелодий, например, тему Шахерезады, с русскими народными произведениями, которая, кстати, была использована Мусоргским для характеристики Марфы, одной из главных героинь оперы «Хованщина». Мусоргский использовал подлинную народную песню «Исходила младешенька»: - Марья – раскольница (т.е. верующая в старую Русь), несмотря на то, что она церковница, девушка влюблена в молодого заговорщика Андрея Хованского. Девушка вспоминает о былой любви, в русской народной песне изливает горе. Откройте стр. учебника 100-101. Рассмотри картину М. Нестерова «В скиту». Домашним заданием для вас будет : составить связный рассказ по данной картине. Загляните в «Толковый словарь» Даля - уточните , что такое «скит»?
Исполнение «Исходила младешенька» - исполняет Миронова Аня, ученица 11 класса
Учитель: Случайно ли, что самые сокровенные мысли, переживания любящей и покинутой женщины Марфа изливает в народной песне?
- Конечно, нет. В тяжелые жизненные минуты она обращается к утешающему источнику народной мудрости - русской народной песне.
Обратите внимание на отличие костюмов восточных женщин и русской девушки ( ответы детей)
Песня льётся, словно из глубины души, это известная протяжность русской лирической песни. Плавное поступенное движение. Движение чередуется с выразительными ходами на кварту, квинту и даже малую септиму. ( разбор мелодии на фортепиано). Куплетно- вариационная форма, 6 куплетов ,мелодия неизменна, зато аккомпанемент различный. В конце - концов, Марфа спасает Андрея от казни. Она увлекает его в скит. Тем временем стрельцам, уже положившим головы на плахи, от имени Петра читают указ о помиловании. А Марфа с Андреем предали себя огню, не зная о помиловании.
Ну, вот и настало время обобщить наши знания.
Слайд - 22. Назовите особенности музыки, стилизованной" под Восток"? (ответы детей индивидуальные, по точкам зрения). Ответьте на вопросы учебника на стр. 103.
Учитель: - Давайте ещё раз погрузимся в мир необыкновенной красоты Востока, его мудрости. И вспомним песню М.Минкова «Дорогою добра» из м/ф «Приключения маленького Мука», которая учит нас спокойствию, выдержке и житейской мудрости (ПЕНИЕ)
Самооценка. Ребята, у вас на столах лежат по три платочка ( красный, синий, белый) на каждого участника сегодняшнего урока. Они обозначают в той культуре, к которой мы сегодня прикоснулись, т. е. в культуре востока, красоту их женщин. На предмете ОРКСЭ , вы ,наверное, об этом говорили. А почему - красный, белый, синий? Это цвета нашего государственного флага России. Ведь сегодня мы говорили о русской музыке! Посмотрите внимательно на доску, ознакомьтесь с критериями оценивания работы на уроке и оцените свою работу. Белый платочек – мне на уроке было все понятно! Я справился со всеми заданиями без помощи учителя! Синий платочек - мне на уроке было все понятно! Я справился со всеми заданиями иногда с помощью учителя! Красный платочек - мне на уроке все было непонятно!
Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!