Исследовательская работа Былина и былинные богатыри


Исследовательская работа
Литература
Былина
и
былинные богатыри
Поляков Иван
Калининская СОШ 2 класс
руководитель
Кудрина Марина Викторовна
МБОУ «Калининская СОШ»
учитель начальных классов
2016г.
Оглавление
Введение………………………………………………… 3
Глава 1. Былина. Былинные богатыри …………………….. 5
1.1 Герои былин……………………………………… 5
1.2 Художественный мир былины ….......................... 7
1.3 Происхождение былин…………………………….. 7
Глава 2. Изучение моральных качеств былинных героев в современном мире ………………………………. 10
Заключение ……………………………………………………….. 16
Список использованных источников и литературы…………… 17
Приложения 18
Введение
Увидев репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова, мне захотелось больше узнать о защитниках Земли Русской, ее верных стражах. Я прочитал сказки и былины, повествующие о быте наших предков. Так произошло мое полное погружение в атмосферу русской народной былины и ее обитателей. И мне очень хотелось бы поделиться со своими одноклассниками.
Цельисследования: сравнениечерт характера современного человека и персонажей русских былин.
Задачи:
изучить материалы из различных источников о былинах;
выявить особенности киевских богатырей;
определить характер новгородских былин;
провести социологический опрос в школе;
познакомить с собранным материалом одноклассников.
Объект: былинные герои, одноклассники и учащиеся школы.
Предмет:черты характера русских богатырей и современного человека.
Гипотеза:такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство делают героев русских былин нашими современниками.
Методы: сбор информации о былинах;самостоятельная работа с литературой;опрос; обработка собранной информации; сравнение;описание.
Былины– русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или ещё каким-либо образом проявляющим свою силу, удаль, храбрость.
В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины вовсе не принадлежат к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми людьми для таких же взрослых серьёзных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из историй. А всё, о чём рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далёком прошлом события.
Собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях. Слово «былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров [1,С.34].
Традиционно выделяются два цикла былин, объединённые по месту действия или происхождению героев:
Киевские или Владимировы былины песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.
Новгородские былины (герои – Садко и Василий Буслаевич).
Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
Глава I. Былина. Былинные богатыри
1.1. Герои былин
Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойдённым искусством играть на гуслях. Среди богатырей принято выделять «старших « и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора и ВолхаВсеславича.
«Старшие» богатыри называют так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своём роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.[4 С.96 ]
Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.
Часто повторяется в былинах сюжет - сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.
Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудовищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идёт навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить «богатырское сердце» героями былин движет и желание постоять за веру и за людей. Их противники несут беду людям – похищают, убивают – и ведут себя нечестиво.[4 С.105]
В центре былин – образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия). Столь же поэтичны образы и других богатырей, охраняющих родную землю,- Добрыни Никитича и Алёши Поповича.
Тема защиты Родины закономерно слита в былины с темой народной жизни и труда. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, - это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. В былинах о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.[1 С. 35]
Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и успешно возвращается.
Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения [1С.88].
Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что всё происходящее в песне, всё, что приходится выполнять её персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила – Бог, судьба – решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешивается Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.
Высшая сила – это единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на неё, их ждёт смерть[1,С.78].
1.2. Художественный мир былины
В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.
Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течёт по-другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т. д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет своё течение, ненадолго останавливается.
Современность для сказителей – это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи «перевелись» [2,С.49].
1.3. Происхождение былин
Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором [2,С.62].
В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в «Слове о полку Игореве». Это боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.
В XIX в ученые предполагали, что былины – самый древнийвид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам.
Скорее всего, в том виде, в каком они дошли до нас, былины появились уже после того, как началось разделение восточных славян на три народа. То есть не ранее XIII века.
Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых история о богатырях стала экзотикой – чем-то необычным, фантастическим.
Первые записи относятся к середине XVII века. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке ответственно вкусам читающей публике того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов. Как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами «Повесть о…», «История о…» и т. д.
Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть, была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в VIII веке. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».
Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX века. Когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции.
Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день [2,С.157].
ГлаваII.Изучение моральных качеств былинных героев в современном мире
В ходе исследования был проведён социологический опрос одноклассников, учащихся школы. Участникам социологического опроса было предложено ответить на 10 вопросов о былинных богатырях и о том, каким образом персонажи русских былин и по сей день с нами, и из предложенных черт характера выбрать те, которые для них предпочтительнее в современниках.
Анализ ответов участников опроса показал следующие результаты:
1.Каких богатырей вы знаете?(Приложение1, Таблица1)

Вывод: выяснилось, что Илью Муромца знают – 8человек, Добрыню Никитича -8 человек, Алёшу Поповича – 6человек, Никиту Кожемяку- 1 человек.К сожалению, остальных богатырей дети не знают.

2.Во имя кого или чего совершаются подвиги богатырями?
Родины 10 (50%)
Добра 6 (30%)
Семьи и любимых 4 (20%)
Вывод:все подвиги богатыри совершали во имя Родины - с этим согласны 50% опрашиваемых, во имя добра -30 %, во имя семьи и любимых -20%.
3.Богатыри все разные, но качества человеческие у них похожи.
Какие?(Приложение1, Таблица 3)

Вывод: среди человеческих качеств предпочитаемых в современным мире, выделяются следующие: сила, смелость, мужество, отвага, храбрость, справедливость, щедрость.

4. Что ценил русский народ в характере человека?
Богатырскую силу, отвагу, честь. 11 (55%)
Щедрость души, готовность к подвигу во имя своих идеалов 8(40%)
Смекалку, удачливость и талант 5 (25%)
Вывод: русский народ в характере человека больше всего ценил силу, отвагу, честь с этим согласны 55% всех опрашиваемых, щедрость души и готовность к подвигу во имя своих идеалов 40%, смекалку, удачливость и талант – 25%
5. На кого бы из былинных богатырей ты хотел быть похожим?
(Приложение 1.Таблица5.)

Вывод: больше всего дети хотят походить на Илью Муромца

6. Какими из качеств богатырей обладают мальчики вашего класса?(Приложение 1 Таблица 6)

Вывод: мальчики нашей школы обладают теми же качествами, что и былинные богатыри – добрые (14чел.), сильные, мужественные (9чел.), ловкие (8чел.), а также храбрые, щедрые, благородные, справедливые.
7. Были ли случаи, когда мальчики вашего класса становились защитниками?
Да 15 (75%)
Нет 5(25%)
Вывод: большинство мальчиков готовы стать защитниками девочек и слабых, это отметили 15 человек (75%) опрашиваемых, 5 человек (25%)с этим не согласились.
8.Почётно ли в наше время быть богатырём? Не просто мощным физически, но сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?
Да 20(100%)
Нет 0
Вывод:в наше время тоже почётно быть богатырём –сильным духом, справедливым, физически развитым и с этим согласны все опрашиваемые дети.
9.А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему?
Да 20(100%)
Нет 0
Вывод: ответили «да» 20 человек 100%.
- Эти люди настоящие богатыри, они не щадя своей жизни, защищали родной дом, село, город, Родину.
- Эти люди были сильные духом и сражались за мир на земле.
- Это настоящие герои, они не щадили жизни своей ради Родины, ради своего народа.
- Они отважно сражались за Родину.
- Они защищали Родину, народ.
10.Что вы почерпнули из былин для себя?
-Нужно быть справедливым, честным, всегда защищать Родину.
-Быть справедливым, ответственным, справедливым.
-Нужно любить свою Родину и свой народ.
-Стараться быть сильным, ловким и уметь дружить.
-Всегда защищать слабых.
-Богатыри являются примером для подражания.
В былинахописывают подвиги богатырей. Герои в них идеальны. Они олицетворяют важнейшие черты, интересы, идеалы народа. Каждый из героев имеет свой характер, свои индивидуальные черты. Сравнив результаты исследования и результаты работы с текстом, увидели повторяющиеся черты – ум, мужество, силу, благородство.

Заключение
Таким образом, среди черт характера, предпочитаемых современным человеком, выделяются следующие: сила, смелость, отвага, храбрость, справедливость, щедрость.
Персонаж героического эпоса – идеал человек прошлого – является воплощением таких черт характера, как сила, мужество, честность, благородство, ум.
Характер человек современного и характер персонажа героического эпоса во многом схожи, а следовательно, былины интересны нам не только с исторической точки зрения.
Список использованных источников и литературы
Аникин, В.П. Русский богатырский эпос / В.П. Аникин, – М.: Просвещение, 1964. – 192с.
Базанов, В.Г. От фольклора к народной книге / В.Г. Базанов. – Л.: Худож. лит, Ленингр. отд-ние, 1973.–179с.
Круглов, Ю. Г. Былины / Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985. - 235с.
Нечаев, А.Н. Былины / А.Н.Нечаев. – М.: Малыш, 1984г. – 156с.
Померанцева, Э.В. О русском фольклоре / Э.В. Померанцева. – М.: Наука, 1977.- 200с.
6. Электронные ресурсы удалённого доступа.
Л.Грушко Стихи о богатырях – Режим доступа:http://www.stihi.ru/2013/04/01/4994
Приложение 1
Таблица1.Каких богатырей вы знаете?
№ п/п Богатыри Количество ответов
1 Илья Муромец 8
2 Добрыня Никитич 6
3 Алёша Попович 8
4 Никита Кожемяка 1
5 Святогор 6 Садко 7 Василий Буслаев 8 Руслан 9 Соловей-разбойник Таблица 2.
Во имя кого или чего совершаются подвиги богатырями?
Родины 10 (50%)
Добра 6 (30%)
Семьи и любимых 4 (20%)
Таблица3.
Богатыри все разные, но качества человеческие у них похожи. Какие?
Качества человека Количество ответов
Храбрый 10
Отважный 11
Мужественный 10
Сильный 11
Справедливый 10
Щедрый 5
Скромный 2
Таблица4.
Что ценил русский народ в характере человека?
Богатырскую силу, отвагу, честь. 11 (55%)
Щедрость души, готовность к подвигу во имя своих идеалов 8 (40%)
Смекалку, удачливость и талант 5 (25%)
Таблица5.
На кого бы из былинных богатырей ты хотел быть похожим?
№ Богатыри Количество ответов
1 Илья Муромец 9
2 Добрыня Никитич 6
3 Алёша попович 5
Таблица6.
Какими из качеств богатырей обладают мальчики вашего класса?
Качества характера мальчиков Количество ответов
Сильные, мужественные 9
Щедрые 5
Храбрые 6
Благородство 5
Добрые 14
Ловкие 8
Справедливые 3
Таблица7.
Были ли случаи, когда мальчики вашего класса становились защитниками?
Да 15 (75%)
Нет 5(25%)
Таблица8.
Почётно ли в наше время быть богатырём? Не просто мощным физически, но сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?
Да 20(100%)
Нет 0
Таблица9.
А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину
в Великую Отечественную войну? Почему?
Да 20(100%)
Нет 0
Приложение 2
Пословицы и поговорки для детей о богатырях:
На вид богатырь, а сердце как у птенца. Плохой воин — богатырь для своих знакомых. Хорощ богатырь, коли пьян с вина на алтын. Каждый сам себе богатырь. Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули. Богач не бессмертен и богатырь не вечен. Богатырь умрёт, имя его останется. В знакомом месте чтут силу, в незнакомом — одежду. Не родом богатырь славен, а подвигом. Головой думай, а силой борись.В руке джигита сила львиной лапы. Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного. Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости. (киргизская пословица)Кто на свою силу надеется — не угрожает. (абхазская пословица)Богатыря узнаешь на поле брани. Славна богатырями земля русская.
Стихи о богатырях для детей
Алёша Попович.Леонид Грушко.Алёша Попович, сын русской земли, Искал богатырскую славу. Дороги Ростова в град Киев вели По вешним полям и дубравам. Тугарин тот край разоряет, злой змей, Осилить Поповича хочет.Алёша взмахнул булавой посильней,Огрел его в лоб что есть мочи! Посыпались искры у змея из глаз:Удар был достаточно точен.Его богатырь подхватил в тот же часИ крепко к седлу приторочил.Встречает их с радостью Киевский князь, За стол приглашает гостей он,Пастись богатырь отпускает коня,И сам подкрепиться намерен.Но яства: гусь жареный, сбитень, и сиг, И крепкие вина тем паче – Бессовестный змей проглотил в тот же мигИ новую битву назначил.Не хочет Попович победу отдать: Он храбро сражаться умеет,Но хитро сказал: «За спиной твоей рать!»И саблей ударил по шее.
Добрыня Никитич.Леонид Грушко.Добрыня – русский богатырь,Никитич – отчество его,Он быстро рос и вверх, и вширьИ побороть мог всех легко.Но говорила часто мать:- Я лишь добра тебе хочу,Ты, мой сыночек, должен знать,Внимай, чему тебя учу, -Сорочинскую гору ты Впредь стороною обходиЗа две, не то за три версты:Там ждёт опасность впереди.И не ходи к Пучай-реке, Змеёнышей не потопчи,Пускай резвятся на песке, И ты погрейся на печи. Добрыня матушке не внял,Купался в реченьке ПучайИ принуждал топтать коняЗмеёнышей-то сгоряча.Ударил тотчас жуткий гром, Исчез последний солнца луч, И появляется притом Злой Змей Горыныч из-за туч. Добрыня взял большой колпак Да бросил Змею прямо в глаз, (В таких делах он был мастак), И победил змеюку враз! И попросил пощады Змей: - Не буду я летать на Русь, И ты змеёнышей не смей Топтать на круче поутру. А сам нарушил уговор: Пришлась Забава по нутру. Унёс племянницу Змей-ворВ свою глубокую нору. Печален князь был целый день,Негодовал и Киев-град,И люд окрестных деревеньЖелал племянницу – назад.Воссел Добрыня на коня – Забаву должен он вернуть. Её Горыныч охранял Внимательно, не как-нибудь. Не растерялся богатырьИ первым тотчас же напал,А Змей шипел на все лады,Но был убит им наповал.Творить не будет больше зло:Людей неволить взаперти.Досталось Змею поделом,От кары он не смог уйти.Колпак – головной убор странника по святым местам, превращён в метательное оружие.Илья Муромец.Леонид Грушко.А Илья-то Муромец Был лихой казак, Настоящий он боецИ большой добряк. Богатырь всея Руси, Как гора кулак,Званье с гордостью носилОн не просто так.Рядом, у Чернигова, Враг стоял стеной, И вопил неистово,И грозил бедой.Силу ту великую Потоптал конём, Страшную и дикую Поколол копьём! Скачет Муромец один В стольный Киев-град. Соловей в гнезде сидит,Он Илье не рад!Соловья-разбойника С дуба сбил стрелой.Понимают школьники:Муромец – герой!