Реализация духовно-нравственного направления развития личности в общеобразовательной школе (на материале опыта работы МБОУ «Школа № 66»)
Реализация духовно-нравственного направления развития личности в общеобразовательной школе
(на материале опыта работы МБОУ «Школа № 66»)
Реализация духовно-нравственного направления развития личности в общеобразовательной школе – неотъемлемая часть работы учителя, которая закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 1): «образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [39, с. 5], концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России: «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [16 , с. 12], в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС): духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности является основой развития гражданского общества [37], [38]. Таким образом, духовно-нравственное развитие личности школьников является приоритетным направлением современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Как же в современной общеобразовательной школе обеспечить реализацию духовно-нравственного направления развития личности? МБОУ «Школа № 66» имеет многолетний положительный опыт по данному вопросу, который базируется на использовании в образовательной деятельности разработанной педагогическим коллективом Программы духовно-нравственного воспитания школьников (1-11 классы), изучения учебного модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс) и курсов внеурочной деятельности «Основы православной культуры» (1-4 классы), «Основы нравственности и патриотизма» (5 класс).
Программа духовно-нравственного воспитания школьников построена на православных духовных идеалах и ценностях, моральных приоритетах; ориентирована на развитие школьников в области формирования личностной культуры (укрепление нравственности, способности к самостоятельным достойным поступкам и действиям, осознание ценности человеческой жизни), в области формирования социальной культуры (укрепление патриотизма и гражданской солидарности, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре), в области формирования семейной культуры (укрепление почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим). Ежегодно ученики участвуют в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», во Всероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры, есть призеры муниципального уровня (Пронина М., Горин О., Сапрыкина Н.), Всероссийской олимпиаде ОВИО «Наше наследие», областном фестивале-конкурсе духовной поэзии, посвященном 700-летию святого преподобного Сергия Радонежского, Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси», городском конкурсе фотографий «Живет на свете красота» и др.; в школе проводятся тематические классные часы («Что такое милосердие?», «Пороки современного общества», «Твори добро другим во благо», «Усердие в труде», «Любите, дети, храм Божий», «Святые заветы детям», «О почитании старших», «Что украшает молодость?», «О терпении обид и примирении враждующих» и др.), в том числе с приглашением духовенства («Святой равноапостольный великий князь Владимир»), внеклассные мероприятия («Бог в жизни людей», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Добрые традиции и обычаи православных христиан», «Любите книгу»), акции милосердия («Подари книгу детям», «Чужого горя не бывает», «Забота»), недели добра, праздники («День славянской письменности», «День пожилого человека»). Волонтеры принимают активное участие в поддержке престарелых и инвалидов Рязанского геронтологического центра им. П.А. Мальшина, помогают ветеранам Великой Отечественной войны. На собраниях педагоги обсуждают с родителями актуальные вопросы воспитания детей.
Достижению положительных результатов в духовно-нравственном развитии личности способствует взаимодействие школы с храмом Преображения Господня (с. Канищево). Ежегодно школьники и педагоги (Королева Е.В., Кочетова Е.П., Михайленко С.А., Коняева Т.Н., Читаева Н.Н., Индеева Ю.В., Райская Г.А., Посмитная Г.Н., Курбатова Г.В., Гузовская З.В.) участвуют в детском фестивале-конкурсе православной музыки, посвященном Дню народного единства и празднованию Казанской иконе Божией Матери, литературно-поэтических конкурсах («Православная поэзия», «От чистого истока я начинаю путь» (к 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского), «Святой равноапостольный великий князь Владимир – креститель Руси»), конкурсах декоративно-прикладного творчества («Рождественская игрушка», «Пасхальное яйцо»), конференциях («Преподавание курса «Основы православной культуры»: опыт работы»), участвуют в обновлении рубрики «Детский листок» православной газеты «Преображение» (рисунки, стихотворения), посещают православные праздники и концерты, экскурсии по святым местам России (Успенский Вышинский женский монастырь, Троице-Сергиева Лавра, Боголюбский женский монастырь, храм Покрова на Нерли и др.), трудовом десанте по благоустройству территории храма.
Изучение учебного модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах осуществляется согласно выбору и заявлениям родителей обучающихся с использованием программы, учебника и электронного приложения к нему А. Кураева [25]. Уроки направлены на развитие познавательной сферы младших школьников, их кругозора; они дают больше возможностей для осуществления духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Самое главное в преподавании учебного модуля – отсутствие со стороны педагога формального подхода к делу, равнодушия, наличие стремления постигать основы русской православной культуры вместе с учениками. Самое важное – повышать осведомленность детей в вопросах, касающихся Православия, открывать сердце ребенка к добру, желанию его творить, говорить о духовной стороне жизни человека, истинных православных ценностях, показывать на примерах жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых, верующих людей, что исполнение заповедей Божиих – единственный путь для человека к счастливой жизни.
В процессе обучения лексический запас учеников обогащается словами духовного и историко-культурологического значения. Этому помогает работа с использованием «Православного толково-орфографического словаря» [30], самостоятельное составление словариков добродетельных и греховных качеств.
Разнообразные формы и методы учебной деятельности способствуют повышению эффективности обучения. Занятия проводятся в форме этических бесед, интеллектуально-познавательных игр, заочных путешествий, очных экскурсий. Методами обучения являются:
иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, обозначенных учителем или учениками;
комментированное чтение;
«сократический диалог» с закреплением материала в творческих работах;
короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
чтение фрагментов из Библии, душеполезных книг с последующим обсуждением и творческим заданием;
работа с текстами, в том числе анализ поэтических текстов, притч, с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
выписывание мудрых мыслей и советов святых отцов, их обсуждение;
объяснение смысла пословиц и поговорок по теме урока.
Младшие школьники выступают не только в роли слушателей, созерцателей, но и самостоятельно находят ответы на вопросы с помощью текстов учебника, электронного приложения к нему (используется мобильный компьютерный класс). Атмосфера заинтересованности учеников создается путем включения в урок наглядности, познавательной информации и наиболее актуальных для школьников вопросов для обсуждения.
По желанию обучающимся предлагаются вариативные домашние задания творческого характера (тематическое или свободное рисование, доклад, отзыв, презентация, фотоколлаж, видеоролик, кроссворды, тематический подбор пословиц и поговорок и пр.).
Контроль за деятельностью выпускников начальной школы осуществлялся в ходе фронтального и индивидуального, экспресс-опросов, выступлений, интеллектуальных состязаний, тестов. По итогам полугодия обучающиеся защищают проекты по темам: «Святые земли Русской», «Храмы и монастыри России», «Чудотворные иконы», «Православные праздники» и др., лучшие работы представляются учениками на школьной научно-практической конференции в конце учебного года, публикуются на всероссийских и международных детских сайтах проектно-исследовательских работ.
Внеурочные занятия духовно-нравственного направления развития личности в начальной и основной школе проводятся в форме кружка на добровольном изъявлении обучающихся согласно заявлениям родителей с использованием программы и учебно-методического комплекса А.В. Бородиной: «Мы и наша культура» (1 класс) [9], «Мир вокруг и внутри нас» (2 класс) [10], «О чем рассказывают икона и Библия?» (3 класс) [11], «Православие – культурообразующая религия России» (4 класс) [12]; программы «Основы нравственности и патриотизма» (5 класс), разработанной учителем истории и обществознания МБОУ «Школа № 66» Прошуниной Т.Г.
Занятия направлены на то, чтобы дать обучающимся общее представление о культуре, особенностях культуры России, духовно-эстетических ценностях русского народа, о православии. На них свободно можно говорить о любви к ближнему, о почтительном отношении к родителям и старшим, о любви к Родине, о преодолении в себе эгоизма, грубости, жестокости. Ведущими направлениями в работе являются: нравственное, патриотическое, эстетическое развитие и воспитание. Осуществляется межпредметная связь с учебными дисциплинами и курсами, изучаемыми в начальной и основной школе (литературное чтение, литература, музыка, изобразительное искусство и технология, окружающий мир, история, «Здравствуй, музей!»). Знание истоков и традиций православной культуры помогают детям верно понимать произведения русской литературы, оценивать характеры и поступки героев, осмысленно подходить к изучению обществознания, права, биологии, физики и др. По необходимости занятия посещают приглашенные педагогами школы священнослужители, которые проводят с детьми поучительные беседы по изучаемой теме; ученики могут задать интересующие их вопросы, обсудить волнующие проблемы.
В качестве дополнительного материала на занятиях систематически используется в работе детская православная литература: Библия, жития святых, притчи для детей монаха Варнавы [26], старца Паисия [27], рассказы из цикла «Зернышки» [22], «Детям о вере» [13], «Детям о душе» [14], «Детям о молитве» [15], «Детям о доброжелательности» [17], «Детям о любви» [18], «Детям о милосердии» [19], «Детям о надежде» [20], «Детям о труде» [21], книги из серий «Чтение для души» [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], «Учим добрые слова» [28], [29], «Детям о православной вере» [23], «Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки по русским монастырям» [31], [32], [33], [34], [35], [36] и др. Широко применяются средства мультимедиа: тематические презентации, просмотр видеофильмов о святых земли Русской, святых местах и святынях России, прослушивание духовных песнопений, аудиокниг, рассматривание и анализ иллюстраций, 3D-экскурсии по монастырям России, записи бесед батюшки Артемия с детьми, аудиоспектаклей «Жития святых», «Чудотворные иконы». Вместе с учениками и родителями организуются экскурсии по святым местам: Христорождественский собор, Успенский собор, Борисо-Глебский собор (Рязань), церковь Казанской Божией Матери (с. Константиново), церковь святителя Николая Чудотворца (Солотча), женский монастырь Рождества Богородицы (Солотча), храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного (Москва) и др. Во время поездок дети самостоятельно делают фотографии. Лучшие из них отбираются для выставок, фотостендов.
Дети чутко воспринимают материал, живо реагируют на интересующую их информацию, приучаются размышлять. Занятия помогают найти в ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее, воспитывают положительные качества личности: любовь к Родине, честность, уважение к себе и к другим, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу, трудолюбие и бережное отношение к труду других людей, к природе, доброе отношение к родителям и взрослым, чувство долга и ответственности, чуткость, чувство сострадания и любви к ближнему и др. Переживая столкновение с трудностями жизни, ученики, возможно, вспомнят «благую мысль» и не совершат чего-то непоправимого, удержатся от скверного, злого и выберут верный путь.
Ежегодно в конце учебного года в школе проводится мониторинг по изучению влияния «Основ православной культуры» на духовно-нравственное развитие личности:
94% обучающихся школы считают, что полученные на уроках и занятиях по «Основам православной культуры» знания помогают им делать правильный выбор в случаях, когда надо делать выбор между добром и злом;
89% обучающихся говорят о том, что «Основы православной культуры» расширяют познания в области нравственности, культуры человека;
80% обучающихся утверждают, что «Основы православной культуры» положительно влияют на поведение, способствует изменению в лучшую сторону (2014-2015 учебный год).
Анкетирование родителей подтверждает позитивное влияние уроков и занятий на детей:
100% родителей уверены, что «Основы православной культуры» расширяют представления детей о нравственности, культуре человека;
89% родителей считают, что «Основы православной культуры» положительно влияют на формирование и развитие нравственной культуры;
77% родителей полагают, что «Основы православной культуры» способствуют развитию личности ребенка;
72% родителей замечают положительные изменения в поступках детей (2014-2015 учебный год).
Все реализуемые школой направления духовно-нравственного воспитания школьников дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных культурных традиций. «Школа должна развить в ученике, во-первых, вкус к Добру и, во-вторых, желание его делать, иными словами, должна сделать сознательным его бессознательное влечение к нему» [24 , с. 5]. Семена нравственности, посеянные в школе, должны быть в дальнейшем взращены. Безусловно, в этом деле важна поддержка и тесное взаимодействие с родителями и Русской Православной Церковью. Только вместе возможно активно воздействовать на душу ребенка, совершенствовать его внутренний мир, заботясь тем самым о будущем России.
Список литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жданова Т.Д. Благодарные животные. – М.: Символик, 2012. – 24 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жданова Т.Д. Быть нужным человеку. – М.: Символик, 2013. – 24 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жданова Т.Д. Верность своим близким. – М.: Символик, 2013. – 24 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жданова Т.Д. Добрые чувства животных. – М.: Символик, 2013. – 24 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жданова Т.Д. Дружелюбие и взаимопомощь. – М.: Символик, 2013. – 24 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жданова Т.Д. О тех, кто рядом с вами. – М.: Символик, 2013. – 24 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жданова Т.Д. Преданность людям. – М.: Символик, 2012. – 24 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Жданова Т.Д. Сострадание к животным. – М.: Символик, 2012. – 24 с.
Бородина А.В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. - М.: ОПК, 2005.
Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. - М.: Православная педагогика, 2005.
Бородина А.В. Основы православной культуры: О чем рассказывают икона и Библия? 3 класс. - М.: ОПК, 2007.
Бородина А.В. Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России. 4 класс. – М.: ОПК, 2006. – 208 с.
Ганаго Б.А. Детям о вере. – М.: Братство в честь св. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2013. – 64 с.
Ганаго Б.А. Детям о душе. – М.: Братство в честь св. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2013. – 64 с.
Ганаго Б.А. Детям о молитве. – М.: Братство в честь св. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2013. – 64 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детям о доброжелательности. – Минск: Белорусская Православная церковь, 2013. – 63 с.
Детям о любви. – Минск: Белорусская Православная церковь, 2013. – 63 с.
Детям о милосердии. – Минск: Белорусская Православная церковь, 2013. – 63 с.
Детям о надежде. – Минск: Белорусская Православная церковь, 2013. – 63 с.
Детям о труде. – Минск: Белорусская Православная церковь, 2013. – 63 с.
Зернышки: добрые истории для малых ребят. Выпуски 1-10. – М.: Зерна-Слово, 2010-2011. – 32 с.
Зинченко З.И. Детям о православной вере. Книги 1-4. – М.: Смирение, 2013.
Кн. Н. Жевахов. Назначение школы. – СПб., 1906 г.; СПб.: Знамение, 1998. – 16 с.
Кураев А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012 г.
Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. Т. 1, 2, 3, 4. – М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2011-2014.
Притчи старца Паисия для маленьких. – М.: Духовно-просветительское издание для детей, 2008.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мы родные. – М.: Символик, 2012. – 32 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Хорошо вместе. – М.: Символик, 2013. – 32 с.
Сафронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника / Под ред. проф. Архиповой Е. В. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007. – 112 с.
Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Валаамский монастырь. – М.: ДАРЪ, 2012. – 32 с.
Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Данилов и Донской монастыри. – М.: ДАРЪ, 2013. – 32 с.
Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Киево-Печерскую Лавру. – М.: ДАРЪ, 2012. – 32 с.
Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Покровский монастырь и Марфо-Мариинскую обитель. – М.: ДАРЪ, 2013. – 32 с.
Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Соловецкий монастырь. – М.: ДАРЪ, 2013. – 32 с.
Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Троице-Сергиеву Лавру. – М.: ДАРЪ, 2013. – 32 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 48 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 48 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2016 г. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 160 с.
Заголовок 115