Разработка урока: «Откуда берётся снег и лёд?».
Технологическая карта урока
Дата проведения урока 26.02.2015г.
Учитель Григорьева Е.В.
Образовательное учреждение МБОУ «СОШ №14»
Предмет Окружающий мир
Класс
2 ВУМК
УМК «Школа России»
Тема урока
В лесу и на воде
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока Формирование у обучающихся основных правил безопасного поведения в лесу и на воде.
Планируемые результаты Предметные результаты: учащиеся получат возможность научиться различать ядовитые грибы и растения, опасных насекомых; сформулируют правила безопасного поведения в лесу и на воде.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: осознание ответственности за своё здоровье и безопасность. Бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Познавательные УУД: поиск и выделение нужной информации из научного текста, выбор основание и критериев для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Этапы
урока Цель Содержание Деятель-ность учителя Деятельность учащихся Пред
мет
ные результаты
Личностные результаты Метапредметные результаты
Регуля-
тивныеПозна-вательныеКоммуникативныеI.Самооп-
ределение к деятель-ности. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Концентра
ция внима-
ния уч-ся.
Создание ситуации успеха.
У: Долгожданный дан звонок – начинается урок!
Уч-ся: Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
(Присаживаются.)
У: Ребята, урок окружающего мира сегодня необычный - у нас присутствуют гости.
У: Предлагаю начать урок с улыбки: улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Создаёт эмоциональный настрой. Самоорганизация.
Коллективное проговаривание. - Самоопределение. Волевая саморе-гуляция. II.Актуализация знаний.
Обобщение и конкретизация знаний учащихся о погоде.
Создание условий для актуализации знаний, необходимых для открытия новых знаний.
Наблюдения за погодой.
У: Ребята, что вы можете сказать о погоде сегодня? Послушаем сообщение нашего синоптика.
Уч-ся: Сегодня 26 февраля, день недели – среда, утро сейчас (обл., пасмурно, ясно), температура воздуха - ___, ветер слабый (безветренно), осадки (есть/нет, в виде___)
У: Спасибо, _________, садись.
У: Изменилась ли погода по сравнению с предыдущими днями? Почему?
Мотивация к учебной деятельности.
У: Поднимите руку те из вас, кто хотел бы, чтобы скорее наступило тепло.
У: Посмотрите, весь класс с нетерпением ждёт тепла!
У: Ну, тогда я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие и оказаться на 2 времени года впереди.
У: Ребята, как вы думаете, в каком времени года мы окажемся?
Уч-ся: Я думаю, что это будет лето.
У: Закройте все глаза и досчитайте хором до 5.
У: Очень добрым, очень светлым
Серебристым зимним днем
Все пришли мы в гости к лету,
В летний лес мы все идём! (Открывают глаза.)
У: Посмотрите, ребята, какая красота! Мы, и правда, оказались в гостях у лета.
У: Назовите его признаки.
Уч-ся: Солнце светит ярко, тепло, температура выше 0, цветут цветы, поют птицы, зелёный лес……………
-Молодцы!
Организует монолог учащегося.
Инициирует уч-ся на ответы.
Мотивирует учащихся.
Демонстрирует слайды.
Инициирует уч-ся на ответы.
Выявляет уровень знаний учащихся. Проговаривают наблюдения за погодными явлениями.
Проговаривание имеющихся знаний.
Расширание и конкретизация знаний о погоде.
Обобщение имеющихся знаний о признаках лета.
Прогно-зирова-
ние. Понимание и толкование условных знаков и символов.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Владение монологической фор
мой речи, умение с достаточной полно
той и точностью выражать свои мысли
Уме-ние слу-шать.
III.Формулирование темы урока, постанов
ка учебной задачи.
Определе-ние учащимися темы и целей урока.
У: Действительно, ребята, зелёный лес – это большое летнее чудо! Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и сколько же всего увидишь и услышишь! Листья шелестят, птицы поют, кто-то в траве шуршит. А неподалёку река плещется! Сколько же в лесу всяких тайн!
У: Скажите, какую роль играет лес в жизни человека?
Уч-ся: Лес даёт нам древесину, грибы, ягоды (продукты питания), лекарственные травы; он – источник здоровья; очищает воздух……У: Конечно, лес делится с нами своими богатствами. В нём свежо, красиво, но, всегда ли безопасно?
(Ответы уч-ся.)
У: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о безопасности в лесу)
(Тема «В лесу и на воде)
У: Прочтите тему урока.
У: А чему мы будем учиться?
(Задача: учиться безопасному поведению в лесу и на воде)
Активизирует знания, необходи-мые для открытия нового.
Инициирует уч-ся на ответы.
Создаёт условия для формулировки учащимися темы и учебной задачи.
Уточняет понимание учащимися поставлен-ной учебной задачи.
Демонстрирует слайды. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Отвечают на вопросы учителя. Обоб-щать знания о роли леса в жизни
человека.
Нравственно- этическая ориентация.
Смыслообразование. Целепо-
лагание.
Самос-тоятельное выделение и формулирование позна-вательной цели. Уме-ние слу-шать и всту-пать в диалог.
IV.Работа с инфор-мацией.
Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на вопросы, информа-цию в дополните-льной литературе.Подведе-ние детей к самостоятельному выводу, способу действия с информацией.
Работа в группах.
У: Итак, ребята,
«Богатый и прекрасный
Шумел и зеленел могучий лес –, Не лес, а целый мир разнообразный Грибов и ягод, животных и чудес!»
У: Дома вы подготовили рисунки на тему «Богатства леса». Посмотрите, какая замечательная лесная полянка у нас получилась! Каких только ягод и грибов не встретишь в лесу!
У: Предлагаю вам сейчас найти и подготовить о них небольшие сообщения.
У: Работать вы будете самостоятельно, в группах.
У: Объединитесь в группы, вспомните правила работы в группе и выберите капитана.
У: Напомните правила работы в группе.
Уч-ся: (читает на доске памятку). Когда работу закончим, нужно взяться за руки.
У: Капитаны групп подойдите к доске и выберите гриб или ягоду, о которых будете готовить сообщение.У: Итак, 1 группа готовит сообщение о шиповнике.
2 группа – о грибах лисичках;
3 группа – о ягоде волчье лыко;
4 группа – о вороньем глазе;
5 группа – о мухоморах;
6 группа – о бледной поганке.
У: В своих сообщениях вы можете использовать разную информацию: вспомнить стихотворение, загадку, воспользоваться дополнительной литературой из классной библиотеки.
У: А для того, чтобы ничего не забыть, вам поможет план.
У: Представители каждой группы подойдите к классной библиотеке и выберете необходимую литературу и получите план.
(Раздаю план)
У: Работайте дружно, будьте внимательны!
(Уч-ся работают примерно 6 минут в группах)
Презентация работы группы.
У: Итак, группы заканчивают работу. Послушаем ваши рассказы о лесных богатствах.
(Каждая группа представляет своё сообщение о грибах и ягодах.)
У: Молодцы!
У: Ребята, откуда вы брали информацию?
Уч-ся: Мы работали по атласу – определителю, в энциклопедии…
У: А где ещё можно найти достоверную, научную информацию?
Уч-ся: В учебнике.
Работа в парах (аналитическая деятельность).
У: Откройте учебники на с. 28-ой.
Обратите внимание на условный знак, как будем работать?
(в парах)
У: Прочитайте задание вслух.
У: Проверьте себя и соседа, насколько прочно вы запомнили грибы и ягод, представляющие опасность для жизни человека.
- Поднимите руку те ребята, кто не допустил ошибок. Молодцы.
-У кого возникли затруднения?
- Прочитайте вслух ещё раз вывод.
Создаёт эмоциональ-ный настрой.
Демонстри-
рует слайды коллектив-ной творческой работы учащихся.
Организует работу
в группах.
Формулирует задание для работы в группе.
Представля-ет дополнительную литературу, предназначенную для подготовки сообщения, план сообщения.
Организо-вать, консульти-ровать поисковую работу обучающих-ся.
Контроли-ровать выполнение работы.
Организо-вать презентацию сообщения каждой группы.
Дать комментарии к сообщениям.
Обеспечить положитель-ную реакцию детей на творчество одноклассников.
Оценивание.
Организо-вать аналитичес-кую работу в парах, взаимопро-верку.
Проговаривают имеющиеся знания.
Просматривают слайды, коллективную работу.
Самостоятельно работают в группах.
Работают с дополнительной научной литературой.
Формулируют конечный результат поисковой работы.
Работают в парах по учебнику.
Осуществляют самооценку.
Читают информацию в учебнике.
Запоминают вывод. Обогащать знания о грибах и ягодах
Учиться различать съедобные и ядовитые ягоды и грибы.
. Осознание ответственности за своё здоровье и безопасность, учиться грамотному поведению в лесу.
Смыслообразование.
Планирование своего высказывания.
Планирование.
Оценивание правильности выполнения заданий. Поиск и выделение необходимой информации.
Уме-ние осознанно и произ-вольно стро-ить рече-вое выска-зыва-ние в устной и пись-
менной формах. Владение диалогической фор-мой речи.
Уме-ние стро-
ить выска-
зыва-
ния.
Умение договариваться и приходить к обще
му решению при выполнении зада-ний.
Уме-ние слу-шать.
Плани-рова-ние учеб-ного сотрудничес-тва.
V. Дина-мическая пауза.
Снятие мышечного напряже-ния. У: Ну а сейчас, ребята, предлагаю немного отдохнуть – встаньте и прогуляйтесь по лесу.
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим все на луг-
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, ландыш, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И за парты тихо сели.
Организует динамичес-кую паузу.
Создаёт эмоциональ-ный настрой.
Демонстрирует слайды. Проговаривают и выполняют движения.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни. VI.Работа с инфор-мацией (продолжение).
Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на вопросы. Подведе-ние детей к самостоятельному выводу, способу
действия с информацией.
У: Ребята, мне кажется, или на самом деле я слышу какие-то звуки? (Жужжащие звуки.)
У: Как вы думаете, что это за звуки?
Уч-ся: Так жужжат насекомые – пчёлы, осы, комары…
У: Точно, ребята, это звуки жужжащих насекомых.
-Рассмотрите насекомых на слайде. Кто из них жужжит? (шершень, кузнечик, стрекоза, бабочка, пчела…)
Подумайте, почему мы обратили внимание именно на этих насекомых?
Уч-ся: Потому, что они жалятся, они опасны.
У: Правильно. Рассмотрите жалящих насекомых. (оса, шершень, пчела, шмель)
У: Как называется самое крупное из них?(шершень)
У: Что вы знаете о нём?
Уч-ся: Шершень может сильно ужалить, он может быть опасен.
У: Совершенно верно, шершень – это самое большое ЖАЛЯЩЕЕ насекомое наших лесов. Эта крупная рыжеватая оса длиной до 3 см. Посмотрите на свою линейку, определите его размер. Шершни обычно строят гнёзда в дуплах деревьев. Жалят особенно болезненно.
У: Ребята, а как вы думаете, почему эти насекомые могут ужалить?
У: Найдите шершня в учебнике на с.29.
У: Назовите ещё раз опасных жалящих насекомых.
(2-оса, 1-пчела,4- шмель)
У: Прочитайте в учебнике информацию про них. Ответьте на вопрос – почему насекомое может ужалить?
У: ____, прочитай вслух.
У: Почему же насекомые жалятся?
Уч-ся: Насекомые жалятся, потому что так они защищаются.
У: Как же надо себя вести, чтобы избежать неприятной встречи с такими насекомыми?
(ответы уч-ся)
У: Молодцы. Я уверена, что при встрече с жалящими насекомыми вы обязательно вспомните, о чём мы говорили, и не пострадаете от их укусов. Мотивирует учащихся.
Инициирует уч-ся на ответы.
Демонстрирует слайды.
Сообщает новые знания.
Организует беседу по уточнению и конкретиза-ции первичных знаний.
Подводит обучающих-ся к выводу. Проговаривают имеющиеся знания.
Просматривают слайды,
прослушивают звуки насекомых.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Слушают информацию.
Чтение информации в учебнике.
Формулировка и запоминание
вывода.
Учиться различать жалящих насекомых.
Соблюдать правила поведения при встрече с жалящими насекомыми. Осознание ответствен-
ности за своё здоровье и безопас-ность.
Грамотное поведение при встрече с опасными насекомыми.
Планирование своего высказывания.
Поиск и выделение необходимых знаний.
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение структурировать знания. Владе-ние диало-гичес-кой фор-мой речи.
VII. Закреп-
ление получен-ной информа-ции. Организация усвоения полученных знаний в практичес-кой деятельно-сти.
У: Ну а сейчас предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Найди лишнее».
Для каждого ряда предлагаю свой слайд, на котором вы должны найти лишнее и объяснить, почему.
1:сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.
2:смородина, малина, черника, вороний глаз.
3: пчела, шершень, муха, оса.
-Молодцы!
Организует игру «Найди лишнее».
Инициирует учащихся на доказатель-ные ответы.
Демонстрирует слайдов.
Выполняют задания.
Объясняют свой выбор. Закре-
пить
знания о съедобных и ядовитых ягодах и грибах, жалящих насекомых.
Смыслооб-разование.
Осознание ответствен-ности за своё здоровье и безопас-ность.
. Оценка. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Сравнение.
Доказательст-во. Владе-ние монологичес-кой фор-мой речи.
Уме-ние выра-жать свои мысли.
VIII. Работа с инфор-мацией (р
езерв). Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на вопросы, Подведе-ние детей к самостоятельному выводу.
Осознание каждым обучающимся степени овладения получен-ных знаний
У: Наша летняя прогулка по лесу продолжается.
И где мы сейчас окажемся, вы узнаете, отгадав загадку. (Слайд)
- Совершенно верно, ребята, мы подошли к реке? (Слышны звуки воды, пение птиц.)
- Расскажите о своих ощущениях. (Приятно слышать журчание реки, хочется тепла, солнца…….)
- Чего бы вам ещё хотелось?
Уч-ся: Мне бы хотелось искупаться.
У: Приятно искупаться летом в речке, озере, но безопасно ли?
Ответим на этот вопрос, работая по ученику.
У: Рассмотрите рисунок на стр.26.
Чем водоём может быть опасен для человека?
Уч-ся: Если не соблюдать правила, можно попасть в беду, утонуть.
Работа в парах.
У: Предлагаю сформулировать эти правила и навсегда их запомнить. Вы согласны?
У: Откройте рабочие тетради на с.17.Допишите и обсудите с соседом каждое правило, используя памятку учебника.
У: Какие же правила мы должны соблюдать во время купания?
(каждая пара называет и комментирует правило)
У: Рассмотрите рисунки в учебнике, какие правила мы ещё не назвали? Сформулируем их.
(Мальчики (дети) толкаются в воде.Дети купаются там, где купание запрещено.)-Молодцы! Создаёт эмоциональный настрой.
Демонстри-
рует слайды.
Инициирует учащихся на высказыва-ние своих впечатлений, доказатель-ных ответов.
Организует работу по учебнику и рабочей тетради.
Организует работу в парах, коллектив-ную проверку.
Подводит обучающих-ся к выводу. Проговаривание имеющихся знаний.
Отгадывание загадки.
Просмотр слайдов, прослушивание звуков.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Чтение информации в учебнике.
Формулируют правила поведения на воде, работая в парах.
Фиксируют ответы в рабочей тетради.
Слушают одноклассников, комментируют правила.
Формулировка и запоминание
вывода.
Соблюдать правила безопасного поведения на воде. Осознание ответственности за своё здоровье и безопасность, учиться соблюдать правила безопасности на воде. Умение планировать своё высказывание.
Поиск и выделение необходимых знаний.
Умение находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий Умение строить доказательные ответы,высказывания.
Умение договариваться и приходить к обще
му решению при выполнении заданий.
IX. Рефлек-сия. Оценка (самооценка) деятельности. Соотнесе-ние поставлен-ных задач с достигну-тым результа-том, фиксация нового знания.
Оценка и рефлексия собствен-ной и коллектив-ной деятельно-стиУ: Наш урок подошёл к концу.
Чему вы учились сегодня на уроке?
Уч-ся: Мы учились безопасному поведению в лесу и на воде.
У: Как вы думаете, смогли ли мы достичь цели урока?
Как мы это делали?
У: Покажите с помощью светофоров- смайликов, как вы поняли тему урока.
У: А для чего мы этому учились?
Уч-ся: Чтобы сохранить своё здоровье, не попасть в беду…
У: Как вы теперь будете себя вести, оказавшись в лесу или на речке?
(Проговаривание правил.)
У: Я думаю, что теперь вы будете вести себя правильно в лесу и на воде и сумеете объяснить правила безопасного поведения своим друзьям, младшим братьям и сёстрам.
У: Молодцы. Я сегодня довольна вашей работой. _________,__________,_________ ставлю «5»,
-------------,------- тоже молодцы, но …. (комментирую), ставлю «4». Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающих-ся на уроке.
Отмечает степень вовлечен-ности учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку с помощью светофора-смайлика.
Оценивает.
Проговаривают выводы: правила безопасного поведения в лесу и на воде.
Оценивают свою работу на уроке с помощью «светофора- смайлика».
Соблюдение правилповедея в лесу и на воде. Способность к само-
оценке на основе критериев успешности учебной деятель
ности.
Осознание ответствен-
ности за своё здоровье и безопас-
ность, соблюдение правил безопасности на воде и в лесу.
Умение выделять из темы урока новые и знания и умения.
Умение структурировать знания. Развитие диалогической формыречи.
X. Домаш-нее задание. У: Дома, ребята, вы пересмотрите материал в учебнике и выполните задания в рабочей тетради. У каждой ряда будет своё задание:
1 р. - С.18, з.2,3.
2 р. - С.19, з.2,4
3 р. – С.19, з.5,6.
- Лиза, Варвара и Кирилл Б. выполнят 7 задание.
Комменти-рует домашнее задание.
Записывают домашнее задание, слушают комментарии. Осознание ответственности при подготовке домашнего задания. Волевая саморе-гуляция.