Урок по физике на тему Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33» муниципального образования
Городской округ Симферополь Республики Крым
Методическая разработка урока по теме:
«Тепловые двигатели и охрана окружающей
среды»



Разработал:
учитель высшей категории
Арефьева И.В.
Симферополь 2017
Урок по теме:
«Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Цели урока:
Образовательные – рассмотреть физические принципы работы тепловых двигателей; выяснить роль тепловых двигателей в жизни мирового сообщества;
Развивающие – совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся; формировать представление о процессе научного познания;
Воспитательные – прививать культуру умственного труда; раскрыть сущность экологических проблем и убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: пробирка, пробка, вода, таблица «ДВС» экологические таблицы.
  1 т бензина, сгорая, выделяет 500-800 кг вредных веществ;
в атмосферу ежегодно выбрасывается 5 млрд т. СО2  в состав выхлопных газов входит 1200 компонентов, в том числе оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, альдегиды, оксиды металлов (наиболее вредный – оксид свинца), сажа.
Ход урока
Организационный момент  
Подготовка к усвоению нового материала (организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся)
а) мотивация
Мощный расцвет промышленности в XIX в был связан с изобретением первого теплового двигателя внутреннего сгорания послужило базой для развития автомобильного транспорта.
  
      В нем дикая,
                        страшная сила
        Гнездится –
                        она называется –
                                                «пар»
                                В.Г.Бенедиктов
        Тема нашего урока – тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
        б) формулировка цели урока.
        Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима. Все они при работе выделяют большое количество теплоты и выбрасывают в атмосферу вредные для растений и животных химические соединения. Это ставит серьезные проблемы охраны окружающей среды.
        Наша цель раскрыть сущность экологических проблем; научить видеть физику в окружающем мире.
Актуализация опорных знаний учащихся (повторить и углубить знания, необходимые для усвоения нового материала; прием обучения – эвристическая беседа)
Освоение нового материала.
Проделаем опыт. Нальем в пробирку немного воды, затем плотно закроем ее пробкой нагреем воду до кипения. Под давлением образовавшегося пара пробка выскочит и поднимается вверх. Сначала в этом опыте энергия топлива перешла во внутреннюю энергию. Затем пар, расширяясь, совершил работу – поднял пробку. Если мы заменим пробирку прочным металлическим цилиндром, а пробку – поршнем, способным двигаться внутри цилиндра, то получим простейший тепловой двигатель.
Тепловыми двигателями называют машины, преобразующие внутреннюю энергию топлива в механическую.
Существует разные виды тепловых двигателей:
паровая машина,
двигатель внутреннего сгорания,
газовая и паровая турбина,
реактивный двигатель.
        Различные по конструкции и назначению паровые машины разработали: Т. Севери (англичанин), Т. Ньюкомен (англичанин), Д. Папен (француз), И.И. Ползунов (русский), Д.Уатт (англичанин).
        Большое значение для развития науки и техники имело изобретение Уатта, которое совпало по времени с бурным развитием промышленности в Англии.   Изобретение паровой машины сыграло огромную роль в переходе к машинному производству. Недаром на памятнике Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой».
Двигатель внутреннего сгорания был изобретен в 1860 г,  французским механиком Э. Ленуаром. Свое название он получил из-за того, что топливо в нем сжигалось внутри цилиндра двигателя.
Наибольшее распространение получил четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, сконструированный в 1878 г. немецким изобретателем Н. Отто Каждый рабочий цикл этого двигателя включал в себя четыре такта:
-впуск горючей смеси,
-ее сжатие,
-рабочий ход,
-выпуск продуктов сгорания.
Отсюда и название двигателя – четырехтактный.
I такт – выпуск. Открывается впускной клапан, поршень движется вниз, рабочая смесь занимает весь объем цилиндра.
II такт – сжатие. Клапаны закрыты. Поршень движется, рабочая смесь сжимается, и при минимальной рабочей смеси происходит воспламенение от искры.
III такт – рабочий ход. При сгорании рабочей смеси давление газов составляет 5-7 мПа, а Температура 1500 - 2200ºС. Поршень под действием газов движется вниз, температура газа уменьшается. Происходит преобразование части внутренней энергии в механическую.
IV такт – выпуск. Поршень начинает двигаться вверх, открывается выпускной клапан, и отработанные газы выходят в окружающую среду.
Частота вращения вала – от 3000 до 7000 оборотов в минуту. КПД-25-30%.
В 1897г. немецкий инженер Р.Дизель сконструировал ДВС, в котором сжималась не горючая смесь, а воздух. В процессе этого сжатия температура воздуха поднималась настолько, что при попадании в него топлива оно самовозгоралось. Специального устройства для воспламенения топлива в этом двигателе уже не требовалось; не нужен был и карбюратор. Новые двигатели стали называть дизелями. Двигатели Дизеля являются наиболее экономичными тепловыми двигателями. КПД- 31-44 %.
Применение ДВС: они приводят в движение самолеты, теплоходы, тракторы, тепловозы, морские и речные суды, автомобили.
Охрана окружающей среды.
Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима.  Все они при работе выделяют большое количество теплоты и выбрасывают в атмосферу вредные для растений и животных химические соединения. Это ставит серьезные проблемы охраны окружающей среды.
Особое место в экологическом загрязнении занимает транспорт. Один легковой автомобиль в среднем в год потребляет около 4 тонн кислорода, а выбрасывает в атмосферу около 40 кг окиси азота и почти 200 кг различных углеводородов. Выбросы особенно значительны при малых оборотах двигателей или в моменты торможения или увеличения скорости. В этот момент выделяется в десятки раз больше несгоревших частиц, чем при обычной работе двигателя в пути. Отработавшие газы автомобильных двигателей оказывают вредные влияния на весь организм человека, воздействуют на органы обоняния, вызывают раздражение глаз, верхних дыхательных путей, обострение легочных и других хронических заболеваний, в некоторых случаях могут привести к серьёзным отравлениям.
Отрицательные последствия использования машин:
  а) Сжигание топлива сопровождается  выделением в атмосферу углекислого газа, способного поглощать тепловое инфракрасное излучение поверхности Земли. Рост концентрации углекислого газа в атмосфере приводит к повышению ее температуры (парниковый эффект). Этот эффект может создать угрозу таяния ледников и катастрофические повышение уровня Мирового океана.
б) при сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается.
в) При сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека.
        Ежегодно сжигая 33 млрд т угля, человечество рассеивает вместе с золой до 220 тыс. т урана и 280 тыс.т. мышьяка, в то время как мировое производство этих двух металлов составляет в год соответственно 30 и 40 тыс. т.
        В результате сжигания топлива в атмосферу поступает около
200 млн т. оксида углерода (II)
150 млн. т. оксида серы (IV)
50 млн. т. оксида азота (II)
250 млн. т. пыли
70 млн. м³ соединений свинца и других металлов.
В последние годы охране окружающей среды во всех странах мира уделяется большое внимание.
Для этого необходимо обеспечить:
более полное сгорание топлива;
более тщательную очистку газов, выделяющихся двигателями внутреннего сгорания;
поиск более «чистого» продукта. Ведутся большие исследовательские работы по созданию водородного двигателя, в процессе работы которого в атмосферу не выбрасываются вредные газы.
Перспективными  с точки зрения экологии являются электромобили, в которых вместо бензиновых двигателей используется электродвигатель.
Защита окружающей среды – дело каждого, и каждый может и должен принять в нем посильное участие.
V. Закрепление нового материала (закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся)
Итак, попробуем ответить на вопросы:
1. Перечислите виды тепловых двигателей. Каковы отрицательные последствия применения тепловых двигателей?
2. Какая экологическая проблема нашла отражение в строках китайского поэта Цюй  Цюбо?
Генерал – губернатор
Мчится в автомобиле.
Белесый клубится дым,
Зловоние душит людей.
Одним из перспективных направлений в поисках экологически чистых видов топлива является переход на широкое использование водорода. Чем это объяснить?
        VI. Подведение итогов урока (формировать систему знаний о процессе научного познания)
Основу научного познания заложил великий итальянский ученый Г.Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на уроке изучали новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания.
        Метод научного познания позволяет объективно отражать действительность и применяется не только в физике, но и в других областях науки. Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении тепловых двигателей. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?
        VII. Домашнее задание.
        § 22.   Подготовить доклад на тему: «Использование энергии Солнца на Земле».