Презентация 15.1 — сочинение — рассуждение по цитате о русском языке


15.1 Сочинение – рассуждение по цитате о русском языке НЕОБХОДИМО:1. Раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;2. Раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;3. Привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 4. Соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. МОЖНО: 1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;2. писать работу в научном или публицистическом стиле;3. начать сочинение с высказывания. НЕЛЬЗЯ: 1. Писать сочинение без опоры на прочитанный текст;2. Вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст. Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца: 1. Раскрытие смысла высказывания.2. Пример 1.3. Пример 2.4. Вывод. Дитмар Эльяшевич Розенталь:  "Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому".  ШАГ 1.  Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Раскрываем смысл высказывания своими словами.  Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что эмоционально-экспрессивные слова помогают говорящему выразить своё субъективное отношение к предмету речи. Докажем это на примерах из прочитанного текста. (27 слов) ШАГ 2. Формулируем АРГУМЕНТЫ. Нужно не только найти предложения с экспрессивно окрашенными словами, но и указать их  функцию. Предложение переписывать не обязательно, достаточно указать его номер. Аргумент 1           В предложении 15 герой текста Лохматый, говоря о своём однокласснике, употребляет экспрессивно окрашенное слово "рожа", которое содержит резкую оценку и свидетельствует о негативном отношении Лохматого к Димке. (26 слов) Аргумент 2           В предложении 40 тоже есть экспрессивно окрашенное слово - "дурочка". Его произносит героиня текста - Шмакова - в адрес Ленки Бессольцевой, которая отказалась участвовать в бойкоте против Димки Сомова. Этим словом девочка демонстрирует своё отношение к самой Ленке и к её поступку. (34 слов) ШАГ 3  Формулируем ВЫВОД.  Таким образом, невозможно не согласиться с высказыванием Д.Э.Розенталя. (8 слов)  ШАБЛОН  Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что _____________________________________________________________________________________________ .Докажем это на примерах из прочитанного текста.            В предложении ___ герой текста ______________, говоря о _________________, употребляет экспрессивно окрашенное слово __________, которое содержит ___________________________ и свидетельствует о _____________________________________.                 В предложении ___ тоже есть экспрессивно окрашенное слово - ____________. Его произносит ___________________________ в адрес ___________________________, которая _____________________________________________________________________. Этим словом девочка демонстрирует ___________________________________________.          Таким образом, ________________________________________________________.   ШАБЛОН   Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что  эмоционально-экспрессивные слова помогают говорящему выразить своё субъективное отношение к предмету речи. Докажем это на примерах из прочитанного текста. .  В предложении 15 герой текста Лохматый, говоря о своём однокласснике употребляет экспрессивно окрашенное слово «рожа» которое содержит резкую оценку и свидетельствует о негативном отношении Лохматого к Димке.                 В предложении 40 тоже есть экспрессивно окрашенное слово «дурочка». Его произносит героиня текста – Шмакова в адрес Ленки Бессольцевой, которая отказалась участвовать в бойкоте против Димки Сомова. Этим словом девочка демонстрирует своё отношение к самой Ленке и к её поступкам.            Таким образом, __невозможно не согласиться с высказыванием Д.Э.Розенталя  К.Г.Паустовский сказал:          "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом" Прочитаем текст, размещённый на этом сайте WWW.fipi.ru Определим тему текста Жестокость детей и горе матери, у которой вынули из шкатулки письма погибшего сына. Какую задачу ставил перед собой писатель создавая данный текст? Писатель стремился вызвать у читателей определённые чувства: сострадание к матери и неприятие жестокого поступка детей. Какова авторская позиция? Авторская позиция: Жестокий поступок, даже ради вроде бы благородного дела(создания в школе музея ко Дню Победы), не может быть оправдана. Используем тезис К.Г.Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» О чём будем рассуждать? 1.С помощью слова можно не только описать происходящее, но и передать мысли героев.2. Отношение автора к описываемым событиям. Изобразительные средства лексики и синтаксиса 1.Разговорные слова: «пошушукались»(пр.12), «пикни»(пр35)2. Слова в переносном значении: «жмутся»(пр.2), «вклинилась»(пр.24).3. Книжное слово: «делегация»( пр.43).4. Экспрессивная лексика: «бабуля», «Танечка»(пр.1), «ребятишки»(пр.2). Изобразительные средства синтаксиса 1.Предложения с вводными словами: «правильно»(пр.14), «пожалуйста»(пр.28), «видимо»(пр.39).2. Предложения с однородными членами( пр.3,16,17,18,36,44).3.Вопросно-ответная форма изложения (пр.1 – 5).4. Парцелляция(пр. 31,32). Тропы и фигуры речи. 1. Градация ( пр.52).2. Метафора ( пр. 53). Вступление «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - так считает известный писатель К.Г.Паустовский, и я согласна с его мнением. Переход из вступления к основной части «Почему согласен?» - спросите вы.Попробую обосновать свою точку зрения. Основная часть В прочитанном тексте Паустовский использует, например, разговорное слово «пикни»(предложение35).Это слово даёт возможность автору не только создать впечатление живой, непринуждённой речи, но и раскрыть жестокость характера девочки, которая их произнесла. Эмоциональность тексту придаёт такая фигура речи, как градация: «Он (голос сына) угас,умер,погиб вторично, и теперь погиб уже навсегда». Метафора же, использованная в заключительном предложении, даёт возможность не только почувствовать боль героини, но и сочувствие автора горю матери.И в нашей душе рождается протест против жестокости детей в отношении к матери, потерявшей на войне сына. Заключение Итак, с уверенностью можно сказать,что с помощью слов(разговорных и употреблённых в переносном значении), автор ярко и образно передал своё отношние к описываемому событию, заставил нас, читателей, испытывать вместе с матерью её боль и тоску. И я в душе, как многие мои сверстники, осудил жестокий поступок детей. А это означает, что действительно,как писал К.Паустовский: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».