Урок №1 Гласные перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени.


Предмет: русский язык.
Класс: 7 «Б» класс.
Тема 1 урока: Гласные перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
Цели урока: учащиеся познакомятся с условиями выбора правильного написания гласной перед -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени, приобретут навык правописания данной орфограммы; увидят взаимосвязь между правописанием гласных перед суффиксами прошедшего времени глагола, действительного и страдательного причастий; продолжат развивать в себе навыки саморегуляции и критического мышления, групповой работы.
Критерии успеха: учащиеся понимают условия выбора изучаемой орфограммы, могут объяснить условия выбора гласной перед суффиксами прошедшего времени глагола, действительного и страдательного причастий, безошибочно пишут слова с данной орфограммой.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: коллективная, индивидуальная, парная и групповая работа.
Используемые методы и приемы: вводная игра для установления атмосферы доверия в классе «Пожелание», прием «верные-неверные утверждения», прием «Карусель», проблемный вопрос, таблица «ЗХУ», решение исследовательской задачи «Пропорции», создание алгоритма изученной орфограммы, диаграмма Венна, рефлексия, формативное оценивание.
Оборудование/ресурсы: ПК, учебник, доска, флипчартная бумага, маркеры, раздаточный дидактический материал, листы самооценки, листы наблюдения за учащимися, фотоаппарат, видеокамера.
Ход урока
Организационный момент (организация начала урока, вводная игра для установления атмосферы доверия в классе «Пожелание» (комплимент по кругу), деление на 4 группы по счету).
Актуализация опорных знаний для изучения новой темы.
«Верные-неверные утверждения» - «Карусель»
Задание для 1 группы.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия могут быть настоящего и прошедшего времени.
Причастие изменяется по родам, числам и падежам.
В действительных причастиях настоящего времени пишем суффиксы -ущ-(-ющ-), если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
Причастный оборот – это причастие и определяемое слово, к которому оно относится.
Задание для 2 группы.
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия не имеют формы будущего времени.
Различают качественные, относительные и притяжательные причастия.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -енн-, -нн-, -т-.
Причастный оборот на письме выделяется запятыми.
Задание для 3 группы.
Причастие обозначает признак предмета и совмещает в себе свойства существительного и прилагательного.
Причастия бывают возвратными и невозвратными.
Как и прилагательные, причастия имеют полную и краткую форму.
В страдательных причастиях настоящего времени пишем суффиксы -ем-(-ом-), если причастие образовано от глагола 1 спряжения.
Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом.
Задание для 4 группы.
Причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные.
Причастия сохраняют вид того глагола, от которого образованы.
Краткие причастия изменяются по родам, числам и падежам, в предложении являются определением.
Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-), -вш-(-ш-).
Причастный оборот является одним членом предложения.
Групповая работа, взаимопроверка.
Сообщение целей и задач серии уроков по правописанию причастий.
Проблемный вопрос.
Запись числа, классной работы. На доске запись: взвеш…нное решение.
- Как вы думаете, с какой орфограммой мы будем знакомиться сегодня?
4) Заполнение таблицы «ЗХУ» Формулировка и запись темы урока.
Знаю об орфограмме Хочу узнать Узнал
пропущена гласная;
она безударная;
проверить нельзя, потому что не в корне слова;
орфограмма в суффиксе;
перед нами страдательное причастие прошедшего времени От чего зависит выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени?
Связано ли правописание с глаголом?
Влияет ли спряжение на правописание?
Распространяется ли данное правило на правописание кратких страдательных причастий? Изучение новой темы.
Решение исследовательской задачи «Пропорции»
выкачанная нефть выкаченная бочка
выкачать нефть выкатить бочку
замешанный в преступлении замешенное тесто
замешать в преступлении ?
пристрелянное ружьё пристреленный волк
? пристрелить волка
выслуш…нные замечания высуш…нные грибы
выслушать замечания высушить грибы
занавеш…нное окно увеш…нная орденами
? ?
Индивидуальная, парная и групповая работа.
Создание алгоритма выбора условий данной орфограммы.
Презентация от группы.
Закрепление изученного.
Выполнение упражнения № 121 в парах – комментирование.
Индивидуальная работа на ПК с тренажером по русскому языку.
Заполнение диаграммы Венна
Сравните записи и сделайте вывод, что общего между данными формами глаголов.
Слышать –слышал – слышавший – услышанный
Обидеть – обидел –обидевший – обиженный
Оттаять – оттаял –оттаявший – оттаянный
Построить – построил – построивший – построенный
глагол прошедшего времени действительное причастие прошедшего времени страдательное причастие прошедшего времени
суффикс -л суффикс -вш- суффикс -енн-(-нн-)
выбор гласной перед суффиксом прошедшего времени зависит
от гласной в основе инфинитива

Подведение итогов урока, рефлексия.
Знаю об орфограмме Хочу узнать Узнал
пропущена гласная;
она безударная;
проверить нельзя, потому что не в корне слова;
орфограмма в суффиксе;
перед нами страдательное причастие прошедшего времени От чего зависит выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени?
Связано ли правописание с глаголом?
Влияет ли спряжение на правописание?
Распространяется ли данное правило на правописание кратких страдательных причастий? выбор гласной в перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от гласной в основе инфинитива;
правописание связано с злаголом;
спряжение на правописание не влияет;
данное правило распространяется на правописание кратких страдательных причастий, так как они образуются от полных причастий путем отсечения окончания
Задание на дом. §15, упр.№119, 123 (устно); *упр.№122(2)
Само- и взаимооценивание индивидуальной и групповой работы по оценочным листам и журналу самооценки.
Приложение
Оценочный лист
ученика(-цы) 7 «Б» класса _____________________________________
Критерии успеха учащегося Очень хорошо Не очень хорошо Плохо
Я знаю, когда перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени пишется А(Я), а когда Е. Я умею определять инфинитив, от которого образовано причастие. Я могу применить изученное правило при выполнении упражнения Что для меня было трудным на уроке? ____________________________________________
_____________________________________________________________________________Что помогло/могло бы помочь преодолеть эти трудности? ___________________________
_____________________________________________________________________________
Над чем мне нужно еще поработать дома? _________________________________________
____________________________________________________________________________________
Журнал самооценки работы в группе
Критерии оценивания Фамилия, имя учащегося (например, Аня П.)
слушал(а) других задавал(а) вопросы предлагал(а) ответы выдвигал(а) идеи четко формулировал(а) идеи приводил(а) доказательства помогал(а) другим понять тему или задание подводил(а) итоги обсуждения выступал(а) от группы соблюдал(а) правила работы в группе Оцените работу каждого участника группы, используя знаки «+» (да), «--» (нет).