Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Творенье рук на благо дома» Направление: общекультурное для обучающихся 5 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Школа с. БелоярскУТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_____ сентября 2015г. СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УР
_____ сентября 2015г. РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
_____ сентября 2015г.
Рабочая программа
ПО внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Творенье рук на благо дома»
Направление: общекультурное
для обучающихся 5 классов
Составитель программы
Евдокимова Ольга Михайловна,
учитель технологии первой квалификационной категории
МОУ Школа с. Белоярск2015-2016 учебный год
ПРОГРАММАПО внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Творенье рук на благо дома»
для обучающихся 5 классов
Направление: общекультурное
Образовательная деятельность: «Технология»
Раздел: «Декоративно-прикладное творчество»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Творенье рук на благо дома» являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”».
4. Основная образовательная программа МОУ Школа с. Белоярск.
5. Локальные акты МОУ Школа с. Белоярск, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.А также методические пособия:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. : ил. – (Стандарты второго поколения).
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. УМК. Технология. ФГОС. Организация работы по предмету. 5 класс. УМК авторов: А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Рабочие программы по технологии. Программы внеурочной деятельности. Методические рекомендации. Издательство «Учитель».www.uchitel-izd.ruЦель программы – создание условий для проявления и развития творческих способностей, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, развития социальных умений для самореализации личности обучающихся.
Задачи программы:
1) освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности;
2) овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;
3) развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей;
4) воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, уважительного отношения к народным традициям, ответственности за результаты своей деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Знание народных традиций, тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям то всеобщее, чем жило человечество, и то частное, что представляет неповторимое лицо каждого народа.
С давних времен огромная часть необходимых изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось новых ремесел, а некоторые забылись навсегда.
Сегодня увлечение различными видами женского рукоделия переживает второе рождение, ведь созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Основная идея программы: освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций народов России, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями своего региона.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой, исследовательской и проектной деятельности. Она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах.
Программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с национальными традициями развивает у школьников эмоциональную восприимчивость и вырабатывает эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении и развитии традиционных видов декоративно-прикладного творчества, в том числе народных традиций своего региона.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Форма организации: художественная студия «Творенье рук на благо дома» для обучающихся 5 классов.
В рамках занятий кружка школьники знакомятся с культурой русского народа и коренных малочисленных народов севера, декоративно-прикладным искусством. На уроках технологии девочки овладевают умением работать со швейной иглой, нитками и ножницами, выполняют простые украшающие швы, а также работают с лоскутками и шьют несложные мягкие игрушки, поэтому все эти умения помогут им освоить программу «Творенье рук на благо дома».
Занятия способствуют расширению кругозора, развитию мышления, интереса к предмету «Технология», формированию творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с такими предметами, как история, литература, математика, изобразительное искусство, черчение, информатика. Курс кружка связан с междисциплинарными программами: «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом», «Формирование универсальных учебных действий».
На занятиях учащиеся изготавливают поделки, изделия, необходимые в быту, выпускают буклеты по наиболее значимым темам, в которых даются краткие исторические справки, содержатся занимательные вопросы, задания, кроссворды. Решение занимательных задач, изготовление различных изделий декоративно-прикладного искусства приносят учащимся не только много новых впечатлений, но и несомненную пользу, так как данная деятельность, укрепляя и развивая мышление, улучшает графическую грамотность, совершенствует моторику рук, помогает освоить технологии изготовления различных изделий.
Занятия в кружке имеют познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. На занятиях выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой и интернет-источниками по рукоделию, изучению традиций родного края для представления результатов своей деятельности.
В рамках занятий кружка реализуются межпредметные проекты, затрагивающие такие предметы, как искусство, литература, история.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности. В школе созданы условия для проведения экскурсий, выставок декоративно-прикладного творчества. Содержанием практической части занятий является деятельность по выполнению исследовательских заданий, изготовлению изделий, оформлению проектов, творческих отчетов, написанию творческих работ. Проекты выполняются по желанию учащихся. Проектные работы представляются на школьных, муниципальных и других выставках.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у обучающихся познавательный интерес, способствовал развитию их пространственного воображения и мышления. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей обучающихся. Направление проектной деятельности – исследовательские проекты о традициях и обрядах народов региона, творческие проекты по вышиванию и изготовлению изделий для украшения интерьера дома.
Основными формами организации учебно-исследовательской и проектной деятельности являются: исследовательская практика обучающихся, познавательные беседы, подготовка выставок ДПТ.
Формы и виды контроля: консультация, доклад, защита творческих работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах, оценка индивидуальной работы по проекту.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11–13 лет с учетом их психологических и возрастных особенностей.
Программа кружка реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.
При составлении программы «Творенье рук на благо дома» использован опыт многих педагогов по обучению детей разного возраста различным видам рукоделия.
Программа рассчитана на 1 учебный год (35 часов, по 1 часу в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
• формирование уважительного отношения к труду;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
• самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности;
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
• осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач;
В ходе выполнения проектов и учебно-исследовательских работ будут формироваться и развиваться компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Обучающиеся научатся:
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Программой предусмотрено достижение трех воспитательных уровней результатов.
Первый уровень планируемых результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
• понимание роли труда (умственного и физического) как основного условия существования, формирование уважения к людям труда и народным мастерам, осознание того, что добросовестный труд является источником духовного удовлетворения и материального благополучия, которым личность утверждает себя в обществе;
• добросовестное отношение к выполнению любого задания учителя, дисциплинированность.
Второй уровень планируемых результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
• формирование уважительного отношения к другому человеку, стремление понять его и в случае необходимости прийти на помощь;
• терпимость и уважение к интересам другого человека, убеждениям и взглядам, способность к сочувствию.
Третий уровень планируемых результатов (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
школьники приобретут опыт:
• исследовательской и проектной деятельности;
• организации совместной деятельности с другими обучающимися и педагогами;
• в организации выставок и подготовке праздников, внеурочных мероприятий, связанных с обрядами и национальными традициями своего региона.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «Творенье рук на благо дома»
Блок 1 «Забавные поделки в быту».
Техника безопасности на занятиях кружка. Содержание программы кружка. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. История ремесел. Виды ремесел: вышивка, бисероплетение, вышивка бисером, аппликация.
Декоративные игольницы. Различные виды коробок для рукоделия.
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Кукла коренных народов севера.
Технология выполнения мягких объемных искусственных цветов.
Технология изготовления рождественского ангелочка.
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интересных исторических сведений из истории русского народа. Поиск материалов о жизни древних славян, их древних традициях. Изготовление игольниц, оформление коробок для рукоделия; изготовление кукол народов севера; изготовление цветов. Изготовление рождественского подарка в традиционной народной технике.
Блок 2 «Вышивка».
История вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Технология выполнения простейших ручных швов. Народная вышивка счетными швами. Схемы для вышивки. Приемы выполнения счетных швов, швов «крест». Вышивание картины. Оформление вышитых изделий. Правила ухода за вышитым изделием.
вышивка. Швы «узелки» и «рококо». Выполнение узоров «роза», «бантик».
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интернет-источников по истории вышивки. Изготовление сувениров. Украшение швейных изделий и предметов домашнего обихода. Выставка работ.
Блок 3 «Бисерное рукоделие».
Из истории искусства плетения бисером. Инструменты и материалы для бисероплетения. Орнаменты для бисероплетения. Плетение в одну нить. Украшения из бисера. Изделия из бисера на проволоке.
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интернет-источников по истории бисерного рукоделия. Изготовление декоративных изделий, украшений из бисера.
Блок 4 «Лоскутная мозаика».
Понятия «пэчворк», «квилт», текстильная мозаика. История пэчворка. Пэчворк в наши дни. Ткани и цвета, подбор ткани. Сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях. Материалы и приспособления для работы. Способы складывания рисунков. Приемы работы с лоскутками. Техника шитья.
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интернет-источников по лоскутной технике. Выбор рисунков в технике лоскутной пластики; изготовление шаблонов для раскроя; раскрой лоскутов; соединение лоскутков между собой и с основной тканью. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья (прихватка, накидка на табуретку, наволочка, салфетка под горячее и т.д.).
Блок 5 «Вышивка бисером».
Художественные приёмы в вышивке бисером. Техника вышивания бисером по канве и ткани. Вышивка бисером.
Практические исследовательские и проектные работы:
Исследование литературы и интернет-источников по вышивке бисером. Вышивание картины бисером. Изготовление пасхальных сувениров.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Необходимое оборудование и оснащение Количество
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Образовательная программа основного общего образования МОУ Школа с. Белоярск6. Локальные акты образовательного учреждения «Положение о рабочей программе педагога», «Положение об организации внеурочной деятельности на основной ступени образования» По 1 документу
Учебно-методические материалы:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Аверьянова К.Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов. – СПб.: ООО «Миралл», 2006. – 56 с.
3. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
4. Технология. Творческие проекты: организация работы/ авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 88 с. (В соответствии с ФГОС)
5. Технология : программа. 5–8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 148 с.
6. УМК. Технология. ФГОС. Организация работы по предмету. 5 класс. УМК авторов: А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Рабочие программы по технологии. Программы внеурочной деятельности. Методические рекомендации. Издательство «Учитель».www.uchitel-izd.ru7. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: Поурочные планы / Сост. С.И. Припеченкова, Э.Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 63 с. По 1 документу
Литература для учителя:
1. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 кл. : пособие для учителей / И. П. Арефьев. – М. : Школьная пресса, 2006. – 79 с.
2. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 кл. : пособие для учителей / И. П. Арефьев. – М. : Школьная пресса, 2005. – 47 с.
3. Артамонова Е.В. Бисер. Практическое руководство. – М.: Эксмо, 2008. – 272 с.: ил.
4. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К*: Академия Холдинг, 2001. – 224 с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).5. Бернхем Стефани. 100 оригинальных украшений из бисера: колье, браслеты, броши, серьги / Пер. с англ. С.Н. Одинцовой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 144 с.: цв. ил.
6. Бисеро-плетение. Спецвыпуск «Вышивка бисером». От азов – к мастерству. №6, 2011 г.
7. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. / Н.И. Бондарева. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 48с. – (О”кей).
8. Борисова, А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома / А. В. Борисова. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2005. – 320 с. : ил. – (Советы для дома).
9. Вышивка: просто и красиво. №9, 10, 11, 2012 г.
10. Гуглиельмацци Кристиан, Лорт Сильветт. Энциклопедия вышивания крестом. 500 узоров. – Пер. с франц. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 112 с., илл.
11. Данкевич, Е. В. Полная энциклопедия рукоделий для супердевочек / Е. В. Данкевич, И. А. Крехова, А. И. Григорьева. – М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2012. – 176 с. : ил.
12. Дильмон, Т. Полный курс женских рукоделий / Т. Дильмон ; пер. М. Авдониной. – М. : Эксмо, 2006. – 704 с. : ил. – (Книга для всей семьи).
13. Диана Креатив. Вязание крючком. Вышивание крестом. ЗАО «Эдипресс-Конлига», №7, 2005 г.
14. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / авт.-сост. Е.А. Гурбина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010. – 127 с.: ил.
15.Золотарева Е.Н. Подарки из бисера / Елена Золотарева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).
16. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла.: Учебное пособие. Дизайн обл. А.С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 48с. + вклейка.
17. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс. - СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 48с. + вклейка.
18. Ксюша. Умелые ручки. №1, 2, 3, 4, 5 / 2012 г.
19. Ликсо, Н. Л. Бисер. Большой иллюстрированный самоучитель / Н. Л. Ликсо. – Минск : Харвест, 2013. – 192 с. : ил.
20. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
21. Митителло К. Чудо-аппликация. – М.: Изд-ва Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
22. Молодежный имидж: плетеные косички, шнуры, бисерные ленточки: Пер. с нем. – М.: Ниола-Пресс, 1997. - 64с.: ил. – (100 новых идей).
23. Моисеенко, Ю. Е. Волшебный стежок / Ю. Е. Моисеенко, Е. В. Бичукова, Т. В. Бичукова. – Минск : Полымя, 2000. – 224 с. : ил.
24. Обучение мастерству рукоделия : конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5–8 классы / авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 137 с. : ил.
25. Рукоделие / Сост. Левина М.С. – М.: Рольф, 2000. – 384 с. с илл. + вклейка 8 с. – (Страна советов).
26. Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 375с.
27. Сотникова Н.А. Вышиваем вместе с детьми / Надежда Сотникова. – М.: Эксмо, 2007. – 120 с.: ил. – (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).28. Чотти, Д. Вышивка шёлковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия / Д. Чотти. – М. : АСТ-Пресс, 2013. – 96 с.
29. Штефани Глекер. Цветы из бисера. Подарки. Украшения. Аксессуары. Перевод с немецкого А.С. Лоскутовой. – Издательство АРТ-Родник, 2008.
30. Шилкова, Е. А. Вышивка лентами / Е. А. Шилкова. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2011. – 32 с. : ил.– (Рукоделие). По 1 пособию
Цифровые образовательные ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Мир книг. – Режим доступа : http://www.mirknig.com
3. Википедия. Категория: Русские народные праздники. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org
4. Вязание спицами и крючком. – Режим доступа : http://vjazanie-spicami-kruchkom.ru ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:
1. Магнитофон .2. Телевизор.
3. Мультимедийный компьютер.
4. Мультимедийный проектор. По 1
Учебно-практическое оборудование:
1. Аптечка.
2. Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки.
3. Халаты (фартуки, косынки).
4. Машина швейная бытовая универсальная.
5. Оверлок.
6. Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ.
7. Комплект инструментов и приспособлений для вышивания.
9. Набор измерительных инструментов для работы с тканями 1
Оборудование (мебель):
1. Аудиторная доска.
2. Шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей.
3. Специализированное место учителя.
4. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев 1
1
1
10
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п Дата Темаучебного занятия Всегочасов Характеристика видов деятельности Воспитательныйкомпонент занятия
Теоретическая часть Практическая часть 1 Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий кружка. Понятие о народных промыслах и обрядах региона 1 Беседуют о народных промыслах и обрядах региона. Знакомятся с планом работы на год. Повторяют правила по охране труда в мастерской. Переводят информацию из одного вида (текст) в другой (эскиз) Изучают виды декоративно-прикладного искусства на практических примерах, рассуждают, рассматривают; изучают литературу по декоративно-прикладному творчеству; записывают виды изделий и зарисовывают их эскизы, опираясь на сведения из исторических документов Интересуются культурой родного края, истоками народного творчества; развивают эстетический и художественный вкус на примере ДПТ региона
2 Забавные поделки в быту 1 Извлекают нужную информацию, анализируют литературу и интернет-источники по различным поделкам; знакомятся с важнейшими информационными понятиями, учатся работать по алгоритму Рассматривают различные поделки, используемые в быту; изучают литературу, зарисовывают эскизы (игольницы-подушки, сердечки, цветочки, шляпки), видят её практическую ценность Уважительно относятся к народным культурным ценностям через восприятие материала о поделках
3 Декоративные игольницы-подушки 2 Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о игольницах Овладевают первичными навыками изготовления игольниц Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через изготовление игольниц
4 Коробки для рукоделия 4 Исследуют литературу, анализируют информацию Рассматривают коробки, декорированные разными способами; выбирают способ оформления коробки. Декорируют коробку для рукоделия. Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через декоративное оформление коробки
5 Куклы в культуре и традициях народов России, коренных народов Севера 3 Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о народной кукле, о куклах КМНС; учатся представлять информацию в виде базы данных Принимают учебную задачу по изготовлению буклета «Куклы родного края»; планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места. Принимают учебную задачу по изготовлению куклы; планируют алгоритм действий выполнения изделия по декоративно-прикладному искусству Интересуются и уважительно относятся к народным культурным ценностям посредством знакомства с народными куклами. Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через создание народной куклы
6 Изготовление мягких искусственных цветов 2 Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения об изготовлении цветов Находят примеры декоративных цветов в окружающей действительности; рассуждают о своих впечатлениях и эмоционально оценивают. Выполняют цветы по технологической карте Сотрудничают с товарищами в процессе совместной работы, поддерживают творческую атмосферу
7 Изготовление ангелочков 1 Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о праздниках Новый год и Рождество Осваивают способы решения задач творческого характера, учатся изготовлению куклы «Рождественский ангел»; Проявляют потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности
8 Оформление выставки «Забавные поделки в быту» 1 Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов Подготовка помещения и работ к выставке, приглашение гостей. Проведение выставки. Воспринимают и обсуждают выставку детских работ (народные куклы), выделяют в них знакомые средства выражения, определяют задачи, которые решал автор в своей работе; делятся впечатлениями Понимают значимость знаний и умений на примере ознакомления с творческими работами коллектива кружка
9 Ручная вышивка 1 Изучают историю вышивки. Знакомятся со способами увеличения и уменьшения рисунка для вышивки Подбирают материалы и инструменты для вышивки; готовят сообщения и выступают с графическим сопровождением; учатся выполнять образцы шва «крест»: по вертикали, по горизонтали; слушают учителя и одноклассников Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе ручной вышивки
10 Народная вышивка счетными швами 1 Изучают особенности составления орнамента и схем для народной вышивки Учатся составлению орнамента, схем для вышивки в графическом редакторе; слушают учителя и одноклассников Приобретают современные взгляды на предметы ДПТ, используя компьютерные технологии
11 Вышивка в современном интерьере 1 Овладевают навыками коллективной деятельности, работают организованно в команде под руководством учителя Работают над поисковым этапом проекта: выбирают тему проекта; обосновывают необходимость изготовления изделия;
формулируют требования к проектируемому изделию; разрабатывают несколько вариантов изделия и выбирают лучший Продолжают сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя) над выбором изделий проекта
12 Вышивание по схеме 2 Изучают, как ухаживать за вышитым изделием, оформлять вышитые изделия Работают над технологическим этапом проекта: разрабатывают технологию изготовления изделия, подбирают материалы и инструменты; организовывают рабочие места;
изготавливают изделия с соблюдением правил безопасной работы; подсчитывают затраты на изготовление Сотрудничают с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполняют свою часть работы в соответствии с общим замыслом
13 Выставка вышитых работ 1 Разрабатывают текст объявления, визиток изделий, рекламных буклетов Работают над заключительным этапом проекта: окончательный контроль готового изделия, анализ, защита проекта; участвуют в обсуждении итогов совместной практической деятельности; делятся впечатлениями Развивают внутреннюю свободу, способности к объективной само- и взаимооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства и самоуважения
14 Бисерное рукоделие. Орнаменты для бисероплетения1 Знакомятся с историей искусства плетения бисером, с мастерами бисерного рукоделия (реально или виртуально); осуществляют сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Изучают особенности составления орнамента, схем для бисероплетенияНаходят примеры декоративных украшений из бисера в окружающей действительности; рассуждают о своих впечатлениях и эмоционально оценивают; отвечают на вопросы по содержанию работ мастеров бисерного рукоделия. Создают узоры для бисероплетения в графическом редакторе; экспериментируют, исследуют возможности окраски бисера в процессе создания различных цветовых сочетаний при создании орнаментов Развивают уважительное отношение к людям труда, мастерам художественных промыслов, трудовой деятельности.
Приобретают современные взгляды на предметы ДПТ, используя компьютерные технологии
15 Плетение в одну нить 1 Изучают технологию плетения по схеме в одну нить Выполняют изделия по составленной схеме, овладевают первичными навыками изображения в объеме при помощи плетения бисером Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через создание изделий из бисера
16 Украшения из бисера (брелок) 1 Изучают технологиюизготовления украшений из бисера Выполняют украшения из бисера: брелок из бисера или подвески, серьги, кулоны; эстетически оценивают украшения; слушают учителя и одноклассников Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе изготовления украшений из бисера
17 Изделия из бисера на проволоке 2 Изучают технику простого параллельного плетения на примере плетения цветов: колокольчик, мак Выполняют плетение отдельных деталей, сборку деталей; создают коллективную композицию (букет); слушают учителя и одноклассников Продолжают сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя) над изготовлением коллективной композиции
18 Лоскутная мозаика 4 Исследуют литературу, анализируют информацию. Знакомятся с приемами работы с лоскутками: пэчворк, квилт, текстильная мозаика, коллаж. Сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях. Способы складывания рисунков. Требования при работе с лоскутными изделиями. Техника безопасной работы на швейной машине Подбирают ткань, выбирают рисунки в технике лоскутной пластики; изготавливают шаблоны для раскроя, раскрой лоскутов. Соединяют лоскутки между собой и с основной тканью. Изготовляют изделие в технике лоскутного шитья (прихватка, накидка на табуретку, наволочка, салфетка под горячее и т.д.). Разрабатывают проект
Продолжают развивать творческое воображение, активность, самостоятельность; формируют чувство самоконтроля, интерес к декоративно-прикладному творчеству
19 Вышивка бисером. Схемы для вышивки бисером 1 Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения об искусстве вышивания бисером. Изучают особенности составления схем для вышивки бисером Выбирают материалы для работы с бисером. Находят узоры для вышивки бисером. Приобретают современные взгляды на предметы ДПТ, осваивая компьютерные технологии
20 Вышивка бисером по канве, по ткани 1 Изучают особенности вышивки бисером по канве, по ткани и правила ухода за вышитым бисером Выполняют изделия по составленной схеме; слушают учителя и одноклассников Поддерживают творческую атмосферу и развивают эстетический вкус через изготовление вышитых бисером изделий
21 Вышивка бисером. Пасхальный подарок 2 Исследуют литературу, анализируют информацию, извлекают из сети Интернет сведения о традициях празднования Пасхи, о вышивке бисером Понимают и принимают задачу по изготовлению пасхальных сувениров, по вышивке картин «Пасхальные мотивы»; слушают учителя и одноклассников Развивают ответственность, старательность, аккуратность, прилежность в процессе изготовления сувениров, эстетический вкус через изготовление сувениров, вышитых бисером работ
22 Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ. Защита проектных работ 1 Осуществляют выбор наилучшего представления проделанной за год работы Создают портфолио «Мои успехи в творчестве»; разрабатывают электронные презентации в программе Microsoft Office Power Point; характеризуют и выражают свои впечатления о занятиях в кружке Развивают чувство коллективизма, положительные эмоции