Мастер-класс на тему Известное и неизвестное прошлое (Открытие нового, Учитель года -2017, муниципальный этап)
СЛАЙД Видео, потом СЛАЙД эпиграф
- Ключевое слово эпиграфа слово «открытие». Когда человек делает для себя открытие, ребенок или взрослый, он выглядит примерно так:
СЛАЙД СМАЙЛИК
Открытие – это всегда новое и неожиданное, неожиданное настолько, что мы часто с этим сталкивались, может быть, и не обращали внимания. И вдруг, какой-то толчок, движение мысли, и мы делаем для себя открытие. Готовясь к этому конкурсу, я сделала для себя одно очень важное открытие. И мне очень хочется сегодня поделиться этим открытием с вами.
Давайте попробуем вместе пройти по дороге к открытию. Хотелось бы, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.
Перед вами тетрадь и ручка. Свои гипотезы (СЛАЙД – гипотезы),
свои выводы прошу записывать, чтобы потом нам было проще и легче общаться.
Мы будем с вами говорить про очень известного человека. У меня одна маленькая просьба, не произносите вслух его фамилию, пока я не попрошу об этом.
Внимание на экран, пожалуйста, прочитайте вслух кто-нибудь цитаты.
Читаем старательно, выразительно:
СЛАЙД
В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще…
В нашем обществе точное выполнение обязанностей – нравственная категория.
- Спасибо большое! Подумайте, к какому времени относятся эти слова? (запишите). Актуальны ли эти слова? (запишите) Кто может быть автором этих слов? Запишите, пожалуйста, первое, что придет в голову…(несколько секунд)
- А теперь, внимание, детская песенка! (Слайд видео «Антошка»)
- Ответьте устно. К чему призывают Антошку друзья? Какой следует ответ?
В чем смысл детской песенки «Антошка»?
(ТРУД И ЛЕНЬ)
- К этой песне зачитаем цитату, кто сможет прочитать?
СЛАЙД «Право на труд в нашем обществе – это не только право на заработок, это, прежде всего, право на творчество, право на участие в решении государственных задач»
- Благодарю! Как вы думаете, автор этого высказывания и автор цитат, которые мы читали, это один и тот же человек? Предположите устно.
Если вы были внимательны, то имя этого человека уже прозвучало в нашей беседе. Запишите это имя. (10 секунд)
- Идем дальше. Предлагаю вам ситуацию, которую вы должны разрешить.
СЛАЙД Ученик решил влезть в столовую через окно. На линейке вся школа узнает о горе-альпинисте… Как бы вы поступили, если бы были руководителем школы?
Подумайте несколько секунд, дайте, пожалуйста, свой ответ. Устно.
- Я вас слушаю.
Ваше мнение я уважаю, согласна с ним, но вот директор той школы, в которой произошла история, поступил по- другому.
Он издал правило для этого ученика:
« С этого момента входить в столовую только через окно».
Как вы думаете, что было дальше?.... Сначала было забавно, но через несколько дней ученик прибежал к директору, стал умолять простить его. Как вы думаете, почему?
Больше ученик так не поступал.
Я напомнила вам этот эпизод не случайно. И мысли, и высказывания, и этот эпизод, все это связано с одним замечательным человеком.
Если вы догадались, кто это, запишите свою гипотезу, и доказательство, на котором построили свой ответ…. (10 секунд)
- Идем далее.
Внимание на экран: (СЛАЙД ФОТОАППАРАТ, ПОРТРЕТ Дзержинского)
Как вы думаете, что объединяет все, что вы видите на экране? (Запишите, если вызвало затруднение, поставьте знак вопроса).
Все это также имеет отношение к этому загадочному человеку.
СЛАЙД (РОДИТЕЛИ И РЕБЕНОК)
Жила семья в Харьковской губернии. Отец, Семен Григорьевич, был маляром, работал на железной дороге. Умер наш герой в возрасте 51 год, на железной дороге, в поезде, от разрыва сердца. Ученые говорят, что его сердце, как яблоко, разломилось пополам. Много переживаний и несправедливых гонений пережил этот человек.
В детстве он имел серьезные трудности в общении, постоянные конфликты со сверстниками. Мальчик был мечтательный, очень болезненный, вечно простуженный, страдал от своей хилости, некрасивости, его постоянно обижали другие мальчишки. И очень стеснялся своего большого носа.
СЛАЙД ПРО НОС
Сам про себя говорил так: « Бог нос семерым нес, а мне одному достался».
СЛАЙД СТУДЕНТ
Но был самолюбив и всегда стремился быть первым. Даже был франтом, носил накрахмаленные сорочки с галстуком, сюртуки.
С пяти лет читал и писал. Хорошо пел, рисовал, играл на скрипке, писал стихи, вел дневник и страстно любил театр. Учился только на «Отлично». В юности был редактором сатирического студенческого журнала «Студенческая щель».
- Может быть теперь, кто-то из вас догадался, о ком я говорю, запишите.
- Чтобы окончательно подойти к нашему открытию, несколько статистических данных.
СЛАЙД
1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом этого человека.
СЛАЙД
Его книги переведены на 30 языков (28 стран). В 2000 году немецкое общество научной педагогики внесло одну из его книг в список десяти наиболее значительных книг по педагогике ХХ века.
СЛАЙД
Его имя внесено в энциклопедию «Британника» в 11 разных номинациях. Энциклопедия Британника — американская универсальная энциклопедия, старейшая англоязычная универсальная энциклопедия.
СЛАЙД
Идеи этого великого человека оказали большое влияние на теорию и практику воспитания многих стран (Германия, Венгрия, Япония, Финляндия и др.).
- Может быть, теперь вы поняли, о ком мы сегодня говорим?
Поднимите руку, кто догадался, но не называйте, пожалуйста, фамилию этого человека.
(возвращение к вопросам ответы на них)
- К какому времени относятся эти слова?. Актуальны ли эти слова? Кто может быть автором этих слов?
– Как звали этого человека, назовите его имя? Этот человек, кстати, не поступал как Антошка. Он был всегда примеров для своих учеников. И если ученики работали, он работал вместе с ними, какую бы работу они не выполняли. Он всегда пользовался безусловным авторитетом среди воспитанников . Его любили и уважали.
Директором, издавшим указ, был наш герой. Кстати, он часто поступал так неожиданно. И это срабатывало.
Фотоаппарат, портрет…. ( Отгадка кроется в названии фотоаппарата ФЭД…Догадались? Как все это связано с нашим героем, я скажу чуть позже).Горький сказал о нашем герое: «Он суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами, похож на военного. Всюду поспевает, все видит….»
- Можете сказать, о ком мы говорим? Какие гипотезы вы выдвигали, может быть, ваше предположение менялось. Поделитесь, пожалуйста.
- На каком этапе вы догадались, что это ….? (Вы меня очень порадовали, спасибо)
СЛАЙД ПОРТРЕТ
А.С.Макаренко, заново открывающийся современникам. Его книги и идеи очень актуальны в наше время. Его бесценный опыт используется во многих странах мира.
Макаренко своим малолетним преступникам доверял. Они с нуля построили два высокотехнологичных завода - по производству электромеханических инструментов и знаменитых фотоаппаратов ФЭД . Колонисты успешно осваивали сложнейшие инновационные технологии.
В период летних каникул, на собственно заработанные деньги, дети во главе с Антоном Семеновичем уходили в туристические походы, путешествовали: бывали в Крыму, на Кавказе, в Москве, Донбассе.. Ни один детский дом того времени, не мог себе позволить такую роскошь. А.С.Макаренко считал походы могучим фактором патриотического воспитания, социального роста и физической закалки детей, повышения их культурного уровня.
В 1950-е годы работы Макаренко стали издавать массовыми тиражами за рубежом. Практически все японские фирмы строятся по лекалам трудовой колонии нашего педагога.
Принципы Макаренко теперь возвращаются к нам из-за рубежа в виде «корпоративных мероприятий», «тим-билдинга» (Тимбилдинг – это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, корпоративных игр, тренингов и прочего) и «умения работать в команде». В виде «воспитания повышения мотивации».
Это всё придумал и воплотил Макаренко. Одной западной косметической компанией было издано собрание сочинений нашего Макаренко с характерным предисловием: «Он сделал для процветания нашей фирмы больше, чем кто бы то ни было».
Уважаемые коллеги, никогда не забывайте просвещать свой дух. И даже самое далекое прошлое, даже самое незначительное, а тем более великое, всегда будет открытием.
ВИДЕО (цитата из Пушкина)