Статья на тему Формирование личностных УУД у младших школьников во внеклассной и внеурочной деятельности
Саввина Оксана Юрьевна
МБОУ «Лицей «МОК №2»
Учитель начальных классов
Мастер класс на тему:
«Формирование личностных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности и во внеклассной работе (из опыта работы)»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.(Слайд 2)
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: (слайд 3) действия самоопределения, смыслообразования, нравственно- этического оценивания.(слайд 4)
1.Действия самоопределения
Формирование основ гражданской идентичности личности (формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;)
Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека(- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
Развитие Я-концепции и самооценки личности (формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия)(слайд 5)
2. Действия смыслообразования
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе (развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания; мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности )(слайд 6)
3. Действия нравственно-этического оценивания
-способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;
- способность оценивать свое поведение и поступки;
- понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;
-нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей;
-установки на здоровый и безопасный образ жизни. [ 1 ]
Определено, что УУД - это действительно формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности тоже. (слайд 7)
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.
Цель внеурочной работы в школе– развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.(слайд 8)
В нашей школе в параллели 3-х классов мы ведём курс «Речь.Школа Развития речи» Т.Н. Соколовой и курс «Развития познавательных способностей. Информатика, логика, математика» О. Холодовой., основы информатики(учитель информатики)(слайд 9)
«Школа развития речи» Новизна программы:
-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению
-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Занятия направлены на формирование лууд-самоопределения:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
ЛУУД смыслообразования : выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Одним из интересных проектов был проект «Что в имени тебе моём…» дети собирали информацию о происхождении своих имён, отчеств, фамилий. Оформляли свою работу и представляли её. Это воспитывает уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей. Мы тесно сотрудничаем с детской библиотекой им. И. Бунина. На базе которых проводим КВН «знаек»(слайд 10) Это формирует у ребёнка ценностных ориентиры в области языкознания; развивает самостоятельность в поиске решения различных речевых задач, способствует пониманию основных моральных норм.(слайд 11)
Каковы же особенности занятий по РПС? Прежде всего занятия по РПС отличаются тем, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Программа, построенная на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество личностное деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.[3,4]
На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Идёт воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я – концепции»). (слайд 12)
Внеучебная (внеклассная) деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки, самостоятельно организует свою деятельность.
В нашей школе постоянно проводятся на параллель Линейка памяти, посвящённая освобождению г. Воронежа 26 января 1943г. В этом году дети готовили на параллель информацию о Героях Советского Союза, проживавщих в Воронежской области. На праздновании 35-летия школы мой класс участвовал в проекте «Моя любимая школа», где ученица создала проект «Чемодан воспоминаний», в котором были собраны вещи из личного архива семьи-педагогов: статьи из старых газет, грамоты, дневники, тетради, железные перья, старинный учительский портфель. Обо всех этих вещах рассказывала ученица 3 «Д» кл. Зеленина Дарья. (слайд 13) Постоянным стал творческий фестиваль «Школьная весна», где выступают учащиеся. Мы готовимся заранее и выступаем всем классом.(слайд 14)
В своём классе традиционным стал праздник-путешествие по осеннему лесу. Помимо творческих заданий, Шуршик загадывает загадки, уточняет знания детьми осенних примет, решают экологические задачи. (слайд 15)Н-р Выберите вариант ответа: Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:
Просто пройдете мимо;
Уничтожите, так как они вредны для человека;
Полюбуетесь, так как они очень красивы;
Оставите, так как это лекарство для лосей;
Оставите, вспоминая слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому».
Это развивает самостоятельность в поиске решения экологических задач, формирует гражданскую позицию, здоровый образ жизни.
Очень помогают в формировании личностных УУД классные часы. Проводим мы их в соответствии с календарным планированием. Я хочу познакомить с некоторыми формами работы на классном часе во 2-м классе по теме: «Давайте жить дружно», т.к. без создания положительных межличностных отношений невозможно достичь формирование ЛУУД. Цели занятия:
1. Расширение знаний детей о дружбе. Формулирование законов дружбы.
2. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, показать важность истинных друзей в жизни человека.
3. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Отрывок из классного часа на тему: «Давайте жить дружно…»(2 класс)[ 5 ]
Мозговой штурм «Дружба – это …».
Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?
Работа над понятием «дружба».
«Дружба – это …»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».(слайд 16)
Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
«Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
В толковом словаре С.И. Ожегова:
Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.[6]
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
2.Работа над понятием «настоящий друг» (слайд 17)
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
4.Игра «Волшебная рука».[2]
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
5.Создание «Дерева дружбы».[2]
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.(слайд 18)
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Будь внимателен к своему другу.
Умей уступать своему другу.
6. Рефлексия.(слайд 19)(технология ситуативного обучения)
Давайте вернёмся к нашему цветку. Вспомните в каком произведении он исполнял желания девочки.(3 щелчка)
- Как девочка Женя использовала лепестки цветка.(4,5,6)
- Какое было её последнее желание?(7) (Для себя? НЕТ ДЛЯ ДРУГА!)
- У вас только один лепесток и вы можете загадать только одно желание, запишите его на вашем лепесточке.
На доске 2 серединки от цветов. Красная означает желание для себя, жёлтая- для других.
( Учитель зачитывают желания. Затем делит лепестки на две группы и прикрепляет их к доске)
Посмотрите на наши цветы, как вы думаете, почему наши цветочки имеют такой вид.
Вывод: (по результату)
Настоящая дружба между людьми может быть если….
(слайд 21)
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1998.
3.Т.Н. Соколова«Речь. Школа Развития речи»,- М,2004
4. О. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика», - М, 2004
5.Т.П. Лакоценина « Практическое пособие для учителей нач. школы, студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 2000.
6. С.И. Ожёгов «Толковый словарь русского языка» совместно с Н. Ю. Шведовой,- М,1992