Формирование личностных учебных действий (УУД) в урочной деятельности
Способы формирования личностных УУД на уроках в начальной школе.
Одна из приоритетных задач начального образования — задача «научить учиться». Это значит, что школа должна научить детей способам учебной деятельности, которые обеспечивают успешный процесс обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:1) самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;2) смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.3) нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Выделяют 2 группы личностных УУД.1) Личностные универсальные Учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям. 2).Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности.
1. Идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;2 . Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;3 . Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;4. Различать основные нравственно-этические понятия;5. Соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);6. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;7. Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;8. Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
1. Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;3. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;4. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения- формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
Примерный план формирования личностных УУД на литературном чтении:-работа с текстом литературных произведений;- прослеживание судьбы героя;- сравнение образа «Я» с героями литературных произведений;- отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;- выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;- знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан.Например, на уроках , где знакомились с народными сказками, дети выполняют задания придумать героя и сочинить про него сказку. На данном этапе урока формируются личностное УУД - выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».По вопросам «В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа» обучающиеся понимают главную мысль произведения и овладевают личностными УУД на уроках литературного чтения.
Формирование личностных УУД на уроках математики Осваивание системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации;установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его.
Формирование личностных УУД на уроках русского языка • Осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;• Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;•Появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Формирование личностных УУД на уроках окружающего мираНа уроках окружающего мира мы формируем: - становление мировоззрения, жизненного самоопределения и формирование российской гражданской идентичности личности;- формирование основ исторической памяти;- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи. Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает», «Моя семья» и др.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УУД- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. - У ребенка сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания.- У ребенка сформирована адекватная самооценка.- Ученик видит свои сильные и слабые стороны понимает, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься. - Ученик знает основные моральные нормы.- Ученик умеет делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям.- У ребенка развиты рефлексия, эмпатия и эмоциональная отзывчивость; доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. - У ребенка сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру.
Спасибо за внимание.