НОД. Познавательное развитие. Путешествие в сказочный лес
Тема: «Путешествие в сказочный лес» »
Цель: Формирование начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Выделять свойства природных объектов (деревья), устанавливать их сходство и различие;
Формировать представление о разновидности лесов;
Развивать ключевые компетентности детей средствами исследовательской деятельности;
Развивать воображение, логическое мышление;
Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни леса;
Формировать заботливое отношение к своему здоровью.
Предварительная работа:
Совместное рассматривание иллюстраций на тему: «Лес в разное время года»
Рассматривание репродукции картин И. Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Лесные дали» и И. Левитана: «Золотая осень», И. Куинджи «Берёзовая роща», И. Грибарь «Зимний пейзаж в лесу».
Сюжетные игры: «Прогулка в лес», «Отдых в лесу»
Беседы на темы: «Как вести себя в лесу», «Пожар в лесу», «Ель – красавица наших лесов», «Знакомство с трудом лесника».
Разгадывание и составление загадок о деревьях, чтение стихов о лесе (С. Есенин «Берёзка», Н. Минский «Листопад», А.С.Пушкин «Унылая пора», А. Фет «Печальная берёза»).
Наглядный материал, оборудование: кукла «Лесовичок», картинки деревьев, картины с изображением леса, гербарий хвойных и лиственных деревьев, дидактические картинки с изображением грибов, лесных ягод, садовых плодов, плоскостные деревья (ель, яблоня), засушенные травы – чаи: шиповник, ромашка, мята; самовар, скатерть, три чайника, прозрачные стаканчики, корзина с шишками, ширма, магнитофон.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, исследовательская деятельность, показ, объяснение, рассуждение, анализ, игра, беседа, релаксация, загадки, аудиозапись «Звуки леса».
Расширение словаря: смешанный, хвойный, лиственный, ельник, березняк, берёзовая роща, сосновый бор, осинник, гербарий, лекарственные растения и травы, шиповник, ромашка, мята.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, прихожу я сегодня утром в детский сад, беру книжку, открываю, а оттуда выпал вот этот зелёный листочек. Откуда бы он мог взяться? Ведь на дворе какое время года сейчас? Конечно, зима! Чудеса, да и только! И мне сразу стало немножечко грустно, я вспомнила лето, ясное солнце, зелёную листву, тёплый воздух.
Ребята, а вы бы хотели сейчас, чтобы было лето? А давайте в своих фантазиях и мечтах отправимся сегодня в летний лес! Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза, и произойдёт чудо! (дети встают в круг вместе с воспитателем, закрывают глаза, звучит музыка из серии «Звуки леса»)
В это время воспитатель говорит: Чувствуете свежий тёплый воздух? Пахнет лесом, травой. Прислушайтесь, птицы поют. Вздохните глубоко, почувствуйте аромат лесных трав… Откройте глаза. Как здесь красиво!
Мы уже в лесной глуши,
Тихо, тихо, не души.
Только слышно, как птицы поют, да ветер шумит в ветвях деревьев. Ребята, вспомните, кто к нам приходил из леса на Новый год? Да, леший. Леший – это злой дух леса. Ребята, а вы знаете, кто добрый дух леса? Это Лесовичок. Говорят, в этом лесу, в дупле большого дерева живёт Лесовичок. Он знает всё о лесе и знаком со всеми лесными жителями. Хорошо бы его встретить. Он бы рассказал нам много интересного. (Появляется кукла Лесовичок).
Лесовичок:
Это я, седой старик, по прозванью Лесовик.
Это я лес сторожу, за порядком здесь слежу.
Лес – мой дом, для всех открыт,
Он резною крышей крыт.
Коль с добром пришёл в мой дом,
Чудеса увидишь в нём!
Есть у людей зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. Что это за друг такой?
Дети: Дерево.
Воспитатель: А почему вы так думаете? (Дети рассуждают).
Лесовичок хочет с вами поиграть и узнать, как хорошо знаете лесные деревья.
Он будет вам загадывать загадки-подсказки. Вы угадываете, о каком дереве говорит Лесовичок и находите его в лесу.
Лесовичок:
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Дети: Берёза.
Воспитатель: Почему это берёза? Что в ней есть такое, чего нет у других деревьев? Как вы считаете, как называется лес или часть леса, где растут одни березы?
(Березняк, березовая роща)
Воспитатель: Это дерево-символ смелости и честности, начала Нового года, богатства. Правильно, это ель. Где у нас растёт ель? Что её отличает от других деревьев, как вы считаете? Как называется лес, в котором растут одни ели? (Ельник)
Лесовичок: «Никто её не пугает, а она дрожит», что это?
Воспитатель: Правильно, осина. А почему вы так думаете? Давайте найдём осину в лесу. Если в лесу растут одни осины, то как называется такой лес? (Осинник).
Лесовичок: «Я сестра родная ёлке, Но мои длинней иголки»
Воспитатель: найдите сосну в лесу. Почему вы решили, что это сосна? Как будет называться лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор)
Лесовичок: «И высок я и могуч,
Не боюсь ни грозу, ни туч,
Я кормлю свиней и белок,-
Ничего, что плод мой мелок!»
Воспитатель: Почему вы считаете, что это дуб? Как будет называться лес, где растут одни дубы? (Дубрава, дубовая роща).
Воспитатель: Дети, чем деревья отличаются друг от друга? ( У одних - листья, у других - иголки, хвоя). Как называются деревья, на ветках которых растут листья? (Лиственные). А иголки? (Хвойные). А лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья? (Смешанный). А в каком лесу сейчас мы с вами оказались? (В смешанном).
Воспитатель: В лесу очень легко дышится, здесь свежий воздух, нет пыли, выхлопных газов от машин, дыма. Давайте погуляем по лесу, насладимся природной свежестью.
Разминка: В лес гулять мы пошли,
Вброд ручей перешли,
Небывалой высоты
У ручья растут цветы.
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам?
Наклонись, сорви малинку
И клади её в корзинку.
Крепкий, беленький грибок
Мы положим в кузовок.
Лесовичок: Есть такая пословица: «Возле леса жить - голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (Ягодами, грибами). Какие лесные ягоды вы знаете? (Землянику, бруснику, малину, чернику). А какие грибы можно найти в лесу? (Грузди, подосиновики, подберёзовики, рыжики, опята, волнушки, сыроежки, маслята).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. (Д/И « Где что растёт?»)
(Правила игры: На столе стоят плоскостные деревья ЕЛЬ и ЯБЛОНЯ.
Карточки с различными грибами, ягодами, плодами с садовых деревьев (яблоки, груши, сливы, и т.д.) Задача: одной группе детей выбрать лесные «дары», другой-садовые, разложить под деревья леса и сада.)
Воспитатель: Ребята, Лесовичок приготовил для нас интересные конверты. Что это такое? Как называются засушенные ветки и листья? (Гербарий).
Давайте вместе произнесём это слово.
( Проводится дидактическая игра « С какой ветки детки?») Воспитатель предлагает разделится на две подгруппы. Одна подгруппа отбирает ветки с хвойных деревьев, другая - лиственных. Дети подгруппами оценивают работу).
Воспитатель: Лесовичок приглашает нас в свою лесную лабораторию. (Открывается ширма, стоит накрытый стол, самовар, чайники, стаканчики) Присаживайтесь. Лесовичок хочет угостить нас лекарственным чаем. Как вы понимаете слово «лекарственным»? Лекарственные – это такие чаи, которые полезны и ценны для вашего организма А как ты считаешь, Ваня? А как думаешь ты, Миша? Лесовичок предлагает попробовать три чая. Давайте попробуем. (Наливает из первого чайника всем в стаканчики. Дети пьют) Что вы ощущаете? Какой чай на вкус? Какого цвета? Это чай из шиповника. А кисловатый вкус у него потому, что в нём много витамина С. Этот чай пьют, чтобы не заболеть простудой, гриппом. Найдите на столе ягоды шиповника. Рассмотрите, какие они. Чай из ягод, значит он какой? Ягодный.
Теперь попробуем чай из второго чайника. (Разливает чай по стаканчикам, дети пьют) Какого цвета чай? Какой на вкус? Чем пахнет? Это чай из цветов ромашки. Найдите на столе цветы ромашки. (Дети рассматривают ромашку в засушенном виде) Чай из ромашки очень полезен от кашля. А при простуде, отваром ромашки полощут горло. Чай из цветков ромашки, значит он какой? (Ромашковый, цветочный) Правильно.
Давайте попробуем чай из последнего чайника. (Воспитатель разливает чай в стаканчики, дети пробуют) Какого цвета чай? Какой на вкус? Кокой он имеет запах? Это чай из мяты. Мята – это лекарственная трава. Найдите её на столе, давайте рассмотрим. Эта трава растёт в лесу. Такой чай успокаивает нас, его хорошо пить перед сном. Спасибо тебе, Лесовичок, за всё, что рассказал нам сегодня много нового, за угощение. Лесовичок мне говорит, что это ещё не все подарки (воспитатель достаёт корзинку с шишками). Он дарит нам эти шишки, чтобы мы в группе сделали поделки из них, а Лесовичок скоро придёт к нам в гости в детский сад и посмотрит на наши поделки – самоделки. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Садитесь на полянку, закройте глаза, расслабьтесь. Когда откроем глаза, мы уже будем в детском саду.
(Поводится аутотренинг. Звучит запись «Звуки леса»)
Воспитатель:
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок как флажок я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит,
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стане
Играет зелёную музыку мне.
Вот мы и вернулись в детский сад! Откройте глаза!