Методическая разработка программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному и общекультурному направлению для обучающихся 3 класса.

Содержание
Пояснительная записка..............2
Учебно- тематическое планирование курса....3
Содержание учебного курса и ценностные ориентиры..5
Учебно- методическое обеспечение курса28
Планируемые результаты28
Список литературы..29






































Пояснительная записка.
Курс «Загадочный мир информатики» предназначен для обучающихся 8-9 лет, желающих узнать основы предмета информатика и способствует более полному раскрытию творческих способностей у учащихся.
Особенность программы заключается в том, что информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать в определённые природные сроки. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте  5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Цель: младшие школьники овладеют навыками работы на компьютере, научатся работать с различными видами информации и освоят основы проектно-творческой деятельности.

Задачи:
создать условия для формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней;
создать условия для развития навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход);
обеспечить расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают»)
формировать потребность сохранения здоровья, бережного отношения к школьному имуществу.
ориентирование учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей деятельности;
организовать деятельность учащихся, направленную на развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи, ведение диалога.

Место курса в учебном плане:

3 класс

Всего часов
34

Количество часов в неделю
1

Количество учебных недель
34

Количество контрольных работ
4


Структура курса:
Курс «Загадочный мир информатики» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса- факультатив.
Используемые технологии.
1.Технология развития критического мышления. Данная технология способствует формированию и развитию умения активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
2. Технология групповой и коллективной работы.
Данная технология способствует развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем.
3. ИКТ технологии. Способствует развитию образного мышления.
4. Технология разноуровневого обучения. Применение даннойтехнологии дает возможность каждому ученику усваивать учебный материал на соответствующем уровне, способствует созданию ситуации успеха.
Распределение учебных часов по разделам:
№ п/п
Раздел программы
Количество часов

1
Алгоритмы
10

2
Группы (классы) объектов
7

3
Логические рассуждения
10

4

Модели в информатике
7




Итого:
34



Учебно- тематическое планирование курса.

№ п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Формы организации учебной деятельности

1
Алгоритмы
10 часов

1.1
Введение. Алгоритм
1
Познавательная беседа, игра «Робот- исполнитель», работа с учебником

1.2
Схема алгоритма
1
Познавательная беседа, игра «Робот- исполнитель», работа с учебником

1.3
Ветвление в алгоритме
1
Познавательная беседа, практикум на компьютере в программной среде ГРИС Стрелочка

1.4
Цикл в алгоритме
1
Познавательная беседа, практикум на компьютере в программной среде ГРИС Стрелочка, Паркет

1.5
Алгоритмы с ветвлениями и циклами
1
Познавательная беседа, практикум на компьютере в программной среде Паркет, Скрейтч

1.6
Закрепление ЗУН по теме «Алгоритмы»
1
Работа с учебником, задания повышенного уровня

1.7
Подготовка к контрольной работе
1
Работа с учебников

1.8
Творческая контрольная работа по теме «Алгоритм»
1
Самостоятельная работа

1.9
Анализ контрольной работы
1
Самостоятельная работа, консультация

1.10
Повторение по теме «Алгоритм»

Игра «Проведи суперигру»

2
Группы (классы) объектов
7 часов

2.1
Объекты. Состав и действия объектов
1
Познавательная беседа, лекция

2.2
Группа объектов. Общее название
1
Познавательная беседа, Игра «Что у меня есть»

2.3
Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы
1
Познавательная беседа, игра «Кто быстрее»

2.4
Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.
1
Познавательная беседа, игра «Пойми меня»

2.5
Творческая контрольная работа по теме «Объекты»
1


2.6
Анализ контрольной работы
1
Самостоятельная работа, консультация

2.7
Повторение по теме «Объекты»
1
Игра «Волшебный мешок», карточки с заданиями повышенной трудности

3
Логические рассуждения
10 часов

3.1
Множество. Элементы множества
1
Познавательная беседа, лекция

3.2
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств
1
Познавательная беседа, игра «Помоги Золушке»

3.3
Пересечение и объединение множеств
1
Познавательная беседа, игра «Найди множество»

3.4
Истинность высказывания. Отрицание.
1
Познавательная беседа, игра «Лепесток»

3.5
Истинность высказываний со словами «и», «или»
1
Познавательная беседа, игра «Нарисуй -Придумай»

3.6
Граф. Вершины и ребра графа
1
Познавательная беседа, игра «Волшебное дерево»

3.7
Граф с направленными ребрами
1
Познавательная беседа, игра «Невидимая карта»

3.8
Подготовка к контрольной работе по теме «Множества»
1
Самостоятельная работа

3.9
Творческая контрольная работа по теме «Множества»
1


3.10
Анализ контрольной работы
1
Самостоятельная работа, консультация

4
Модели в информатике
7 часов

4.1
Аналогия
1
Познавательная беседа, работа с учебником

4.2
Закономерность
1
Познавательная беседа, работа с учебником

4.3
Аналогичная закономерность
2
Познавательная беседа, работа с учебником

4.4
Подготовка к контрольной работе по теме «Аналогия»
1
Самостоятельная работа, консультация

4.5
Творческая контрольная работа по теме «Аналогия»
1


4.6
Анализ контрольной работы
1
Самостоятельная работа, консультация


Содержание учебного курса и ценностные ориентиры.
Раздел 1. Алгоритмы
Основные виды учебной деятельности
исполнение алгоритмов формальных исполнителей;
исполнение алгоритмов организации учебной деятельности ученика;
составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние;
создание алгоритмов выполнения творческого задания;
составление алгоритмов для формальных исполнителей;
отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма в целях обнаружения рассогласования, изменения алгоритма);
определение истинности простых и сложных логических высказываний;
составление простых и сложных логических высказываний для выбора продолжения действий в условном и циклическом алгоритмах;
выполнение лабораторной работы в соответствии с данным алгоритмом;
составление алгоритмов выполнения лабораторной работы;
создание графической модели последовательности действий на компьютере.
Учебные занятия.
 I этап. Самоопределение к деятельности.
У 6-классника Матвея есть младший брат Артем. Мама, уходя на работу, попросила Матвея объяснить Артему, что надо делать для того, чтобы вскипятить воду в чайнике на газовой плите. Матвей перечислил все необходимые действия Артему и пошел в школу. Артем не запомнил точно, что нужно сделать. Он налил воду в чайник. Затем зажег спичку. Потом включил газ. Дальше выключил газ. Затем поставил чайник на горелку и стал ждать, пока вскипит вода. Когда на кухню пришла бабушка, то она улыбнулась своему незадачливому внуку, вместе с ним вскипятила воду, и они попили чай с очень вкусными конфетами.
Можно ли утверждать, что Матвей обманул Артема в том, что именно тот должен был делать? Почему Артему не удалось самостоятельно вскипятить воду в чайнике на газовой плите?
Высказывания учащихся подводим к выводу, что Артем перепутал порядок необходимых действий и в результате не достиг желаемого результата.
Составьте инструкцию о том, как надо кипятить воду в чайнике на газовой плите, чтобы по ней любой ребенок, которому разрешат родители, смог бы это сделать.
Что нам для этого необходимо знать и уметь?
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Урок 1.1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители вокруг нас.
Содержание блока осваивается школьниками на основе §3.1, §3.2 учебника и мультимедийных презентаций.
Задание 1 (3 , индивидуальная работа по карточкам, взаимопроверка в парах).  Объясните, что называется алгоритмом.
Задание 2 (З, индивидуальная работа по карточкам, взаимопроверка в парах). Назовите основные свойства алгоритма.  
Задание 3(П, работа в парах, самопроверка). Можно ли утверждать, что любое правило, которое вы изучали в школе в рамках предмета «русский язык», является алгоритмом? Обоснуйте свое мнение. 
Задание 4 (У, индивидуальная работа, самопроверка).  Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой. «Вот тебе 2 ведра, в одно из них входит 9 литров воды, а в другое – 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра воды», - сказала она бедной девушке. Составьте алгоритм действий падчерицы, чтобы выполнить это поручение.  
Задание 5 (У, индивидуальная работа, взаимопроверка в парах). Теперь та же злая мачеха заставила сварить суп, который по рецепту варится ровно 20 минут. У падчерицы нет других часов, кроме песочных – одни отмеряют 9 минут, другие – 7. Составьте алгоритм действий падчерицы, чтобы на зло мачехе сварить суп ровно за 20 минут. 
Задание 6 (З, индивидуальная работа по карточкам, взаимопроверка в парах).Объясните, что называется исполнителем алгоритма.  
Задание 7 (П, работа в парах, самопроверка). Принципиально возможно создать некий исполнитель, который сможет выполнять абсолютно любые действия. Приведите ваши доводы в пользу данного утверждения или для его опровержения.  
Задание 8 (У, работа в парах, взаимопроверка).Придумайте плакат, иллюстрирующий достоинства и недостатки исполнителя «Человек».  
 Диагностическое задание. Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам-пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух горшочков вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Составьте алгоритм действий для Винни-Пуха.
 Урок 1.2. Формы записи алгоритмов.
Содержание блока осваивается школьниками на основе §3.3 учебника и мультимедийных презентаций.
Задание 1 (З, фронтальная работа, самопроверка).Назовите основные формы записи алгоритмов.
Задание 2(З, индивидуальная работа, взаимопроверка). Соотнесите название фигуры в блок-схеме с обозначаемым действием алгоритма.  
Задание 3(П, работа в группах, самопроверка). Выберите правильный вариант записи алгоритма перехода дороги по пешеходному переходу со светофором. Обоснуйте свой выбор.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


 Задание 4 (У, индивидуальная работа, взаимопроверка).  Составьте блок-схему алгоритма переправы через реку двух солдат, если им готовы помочь два мальчика, у которых есть лодка. При этом лодка вмещает только одного солдата или двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не выдерживает.  
 Диагностическое задание. Составьте блок-схему алгоритма переправы волка, козы и капусты через реку на лодке, если известно, что лодочник может перевезти за один раз либо волка, либо козу, либо капусту. При этом на одном берегу нельзя оставить волка с козой, а также козу с капустой.
 Урок 1.3- урок.1.5 Типы алгоритмов.
Содержание блока осваивается школьниками на основе §3.4 учебника и мультимедийных презентаций.
Задание 1 (З, работа в группах, взаимопроверка). Объясните, какие алгоритмы называются линейными? Приведите пример такого алгоритма.
Задание 2 (З, работа в группах, взаимопроверка).   Объясните, какие алгоритмы называются алгоритмами с ветвлениями? Приведите пример такого алгоритма.
 Задание 3 (З, работа в группах, взаимопроверка).  Объясните, какие  алгоритмы называются циклическими? Приведите пример такого алгоритма. 
Задание 4 (П, работа в парах, взаимопроверка). Обсудите в парах и обоснуйте свое мнение по поводу того, каким типом алгоритма является следующий: «Родители разрешили пойти гулять, как только решу все задачи по математике из домашнего задания».
Задание 5 (У, работа в парах, взаимопроверка).  Приведите пример алгоритма решения задачи из вашего личного опыта, которому соответствовала бы данная блок-схема. После выполнения задания выполните взаимопроверку в парах.  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Диагностическое задание. Запишите следующие алгоритмы с помощью блок-схем:
1). алгоритм открывания ключом входной двери;
2). алгоритм определения одной фальшивой монеты (более легкой) из трёх внешне одинаковых монет, лежащих на столе, с помощью только одного взвешивания на чашечных весах;
3). алгоритм кодирования слова с помощью некоторого шифра (например, кода Цезаря, азбуки Морзе и т.д.).
 Урок 1.6- урок1.7. Диагностика освоения содержания темы.
Задание (пример одного варианта):
1.       Из предложенных вариантов выберите тот, который является определением алгоритма:
a.       Алгоритм – это описание последовательности шагов, которые выполняет Человек для решения какой-либо задачи.
b.       Алгоритм – это набор действий некоторого исполнителя.
c.        Алгоритм – это действия, которые выполняются исполнителем в определенном порядке, чтобы получить результат.
2.       Перечислите всех возможных, на ваш взгляд, исполнителей алгоритма уборки вашей квартиры.
3.       Исполнитель умеет выполнять только два действия: умножать число на два и стирать у числа последнюю цифру. Составьте алгоритм получения из числа 458 числа 14. Запишите его в наиболее удобной, на ваш взгляд, форме.
4.        Учитель физкультуры объявил, что занятия на улице будут проходить на улице только в том случае, если уличная температура будет выше 8°С. Школьник, собираясь утром в школу, размышляет, брать ему теплый спортивный костюм или форму для зала. Составьте алгоритм, который должен выполнить школьник, чтобы отправиться в школу в нужной экипировке. Запишите его в виде блок-схемы.
5.        Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Задание А (информативный уровень). Впишите в текст «Правила кипячения воды в чайнике на газовой плите для Артема»  пропущенные слова и оформите рассказ иллюстрациями:
«Правила кипячения воды в чайнике на газовой плите для Артема»:
1.     Налей в .
2.     Зажги .
3.     Включи .
4.     Поставь на .
5.     Подожди, пока .
6.       .
Молодец, у тебя всё получилось!
 Задание Б (импровизационный уровень). Составьте «Правила кипячения воды в чайнике на плите» для дошкольников,используя знания и умения изученной темы «Алгоритмы и исполнители», а также предложенную памятку:
1). Перед тем, как составить «Правила» необходимо учесть, какая на кухне установлена  (плита)
2). При составлении «Правил» нужно помнить, что все действия должны (быть понятны дошкольникам, идти в определенном порядке)
3). «Правила» можно записать несколькими способами, например,  (текстом, схемой, рисунками)
Оформите свои «Правила» иллюстрациями.
 Задание В (эвристический уровень).
Составьте инструкцию по кипячению воды в чайнике на плите для дошкольника и оформите ее иллюстрациями.
 IV этап. Рефлексивная деятельность.
Задание 1 (самоанализ).
Дополните предложения:
1. Мне (важно/не важно) научиться составлять алгоритмы действий, потому что ______________________________________________________________________________________________.
2. Чтобы выбрать оптимальную форму записи алгоритма, мне необходимо учесть следующее: ______________________________________________________________________________________________.
 Задание 2 (самооценка).
Закончите предложение:
Я (очень/не очень) доволен (довольна) составленной мной инструкцией для (Артема/дошкольников), потому что _______________________________________________________________________________________________.

Урок 1.8. Контрольная работа по теме «Алгоритм»
Вариант 1
Блок А
1. Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату:
А) исполнитель
Б) алгоритм
В) система команд исполнителя
В) алгоритмизатор
2. Разработчик алгоритмов?
А) компьютер
Б) животное
В) человек
Г) бытовое устройство
3. Самый впечатляющий пример исполнителя, отличительная черта которого – универсальность?
А) робот
Б) компьютер
В) стиральная машина
Г) спутник
4. Какой шаг алгоритма обозначается фигурой ромб?
А) начало/конец алгоритма
Б) выполнение действия
В) ввод/вывод данных
Г) принятие решения
5. Сколько выделяют типов алгоритмов в зависимости от порядка выполнения команд?
А) 2
Б) 4
В) 3
Г) 5
6. Как называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом?
А) простой
Б) разветвляющийся
В) линейный
Г) циклический
7. В каком случае логика принятия решения указана верно?
А) Если <действие 1> То <действие 2> Иначе <действие 3>
Б) Если <условие 1> То <действие 1> Иначе <условие 2>
В) Если <условие> То <действие 1> Тогда <действие 2>
Г) Если <условие> То <действие 1> Иначе <действие 2>
8. Алгоритм поиска Золушки является:
А) линейным
Б) циклическим
В) разветвляющимся
Г) логическим
Блок Б
1. Дайте определение «алгоритм с ветвлением».
2. Изобразите с помощью блок-схем алгоритм печати документа на принтере.
3. Имеется четыре арбуза различной массы. Как пользуясь чашечными весами без гирь, путем не более пяти взвешиваний расположить их в порядке возрастания масс? Опишите последовательность действий в виде нумерованного списка.
4. Командиру взвода нужно переправить через реку 10 солдат. На реке нет мостов, и ни один солдат не пожелал переплывать реку вплавь. Тут командир увидел лодку, в которой сидели два мальчика. Лодка могла удержать либо двоих мальчиков, либо одного солдата.
Как командир переправил солдат на другой берег, используя лодку?
5. Имеется 9 кг крупы и чашечные весы с гирями в 50 г и 200 г. Попробуйте в три приема отвесить 2 кг этой крупы.

Блок С
Выполните вычисления по блок-схеме для чисел Х=33; 42; 75 (оформите ответ в форме таблицы).
















Вариант 2
Блок А
1. Человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды:
А) разработчик
Б) алгоритм
В) система команд исполнителя
В) исполнитель
2. Кто не является исполнителем алгоритма?
А) человек
Б) стиральная машина
В) счеты
Г) робот
3. Наиболее совершенный исполнитель среди автоматизированных устройств?
А) компьютер
Б) микроволновая печь
В) спутниковая система навигации
Г) робот
4. Какой шаг алгоритма обозначается фигурой прямоугольник?
А) начало/конец алгоритма
Б) выполнение действия
В) ввод/вывод данных
Г) принятие решения
5. Сколько выделяют типов алгоритмов в зависимости от порядка выполнения команд?
А) 2
Б) 4
В) 3
Г) 5
6. Как называется форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов?
А) линейный алгоритм
Б) алгоритм с повторением
В) сложный алгоритм
Г) алгоритм с ветвлением
7. В каком случае логика принятия решения указана неверно?
А) Если <условие> То <действие 1> Иначе <действие 2> Иначе <действие 3>
Б) Если <условие> То <действие 1> Тогда <действие 2>
В) Если <условие> То <действие 1>
Г) Если <условие> То <действие 1> Иначе <действие 2>
8. Алгоритм посадки дерева является:
А) линейным
Б) циклическим
В) разветвляющимся
Г) простым
Блок Б
1. Дайте определение «алгоритм с повторением».
2. Изобразите с помощью блок-схем алгоритм копирования данных с носителя (флешка) на компьютер.
3. Имеется четыре куска мыла различной массы. Как пользуясь чашечными весами без гирь, путем не более пяти взвешиваний расположить их в порядке убывания масс? Опишите последовательность действий в виде нумерованного списка.
4. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?
5. Как при помощи 5-ти литрового и 9-ти литрового ведра набрать из реки 3 литра воды?
Блок С
Выполните вычисления по блок-схеме для чисел Х=21; 93; 18 (оформите ответ в форме таблицы)












Урок 1.10 Игра «Проведи суперигру»
Форма проведения занятия: конкурс, практическая с игровым элементом.
Используемая технология: конкурсная, игровая, практическая, индивидуально-групповое обучение.
Ход урока
Организационный этап.
II. Подведение итогов контрольной работы.
Общий анализ.
Типичные ошибки.
Оценки.
Возможно выполнение заданий контрольной работы, в которых наиболее велик процент ошибок.
ПI. Проверка домашнего задания.
1. Конкурс нарисованных алгоритмов.
До начала занятия развесить рисунки ребят на доске.
Педагог: - Взгляните, ребята, сколько алгоритмов вы нарисовали.
Дадим названия этим алгоритмам (несколько человек говорят, как они назвали бы этот алгоритм, затем спрашивают название у автора). Есть ли здесь алгоритм с ветвлением? (Если педагог сам давал задание, то есть.) Как вы догадались? (Есть условие и два варианта действий.) Покажите, если есть, алгоритм с циклом.
2. Инсценировка алгоритмов.
Учитель приглашает к доске одного из учащихся. Он - исполнитель (инсценирует любой из представленных на рисунке алгоритмов).
Все остальные должны угадать, что за алгоритм показывает исполнитель.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1.Составление алгоритмов разного вида.
Педагог: - Вспомним, какие алгоритмы вы встречали. Для этого выполним задание: каждый ряд составит алгоритм одного вида.



Самостоятельно составляют алгоритмы (по рядам).
1-й р я д - линейный «Приготовиться к уроку».
2-й ряд - алгоритм с ветвлением «Купить мороженое».
3-й ряд - алгоритм с циклом «Помой посуду».
-Чем отличаются эти алгоритмы? Как они называются?




2.Выполнение задания 29.
- Рассмотрите рисунок.
Что делает Янт?
- Запишите пропущенные команды в этом алгоритме. (Возьмите помидор, перемешай продукты в салате.)
- Внимательно прочитайте первое условие: это условие ветвления или цикла? (Цикла, так как в зависимости от ответа повтор начинается либо нет.)
- Какие действия будут повторяться в этом цикле?
- Покажите это на схеме.
- Когда цикл прекратится? (Когда будут вымыты все помидоры.)
Зачем в алгоритм включен еще один цикл? (Для того, чтобы порезать помидоры.)
Когда цикл прекратится? (Когда все помидоры будут порезаны.)
Эти два цикла связаны друг с другом? (Нет, так как 1 - мыть помидоры; 2 -резать помидоры.)
Чем интересен этот алгоритм? (В нем два цикла, не связанных друг с другом.)
В каком алгоритме вы встречали связанные циклы? (Собери урожай.)
V. Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка-порхалочка,
Ты ко мне спеши!
3. Выполнение задания 30.
Какой алгоритм представлен на рисунке?
На схеме отсутствуют стрелки, и наша задача - их нарисовать.
К какому действию перейдем, если книга не понравилась? (Перейти к следующей.)
Если понравилась? (Узнать цену.)
Дальше снова условие. Что делать, если цена не устраивает? (Перейти к следующей.)
Если устаивает? (Купить.)
- Следующее условие относится к ветвлению или к циклу? (Цикл.)
Какие команды войдут в цикл? Когда цикл завершится? (Когда все книги будут просмотрены.)
4. Выполнение задания 31. Игра «Поле чудес».
Педагог. - Все вы, наверное, смотрели игру «Поле чудес». Давайте поиграем в эту игру. Представьте, что вы - ведущий. Прочитайте алгоритм «Проведи игру».
Что пропущено на схеме? (Стрелки.) Учащиеся самостоятельно расставляют стрелки. Назовите условие в данном алгоритме: «Провел три игры?». Это условие ветвления или цикла? (Цикла) Почему?
Внимательно прочитайте действия: Проведи игру и выбери финалиста. Проведи суперигру.
Как провести суперигру. (Дети рассказывают, основываясь на виденном.)
- Видите, ребята, это действие непростое: его тоже можно представить в виде алгоритма.
Чтение алгоритма «Проведи суперигру»







Самостоятельно расставляют стрелки. (Возможно соревнование «Кто быстрее?».)
Педагог. - Предлагаю рассмотреть общий алгоритм игры.
Какие действия этого алгоритма не будут повторяться? (Пригласи троих участников... Опиши загаданное слово.) Какие варианты могут выпасть на барабане? (Ноль, Банкрот, Приз, Плюс, Очки.)
Найдите эти варианты на схеме.
Как действовать в каждом случае, объясняют учащиеся по одному.
Представьте, что выпал «Ноль», что будем делать? (Передать ход.)
Если не «Ноль», перейдем к другому условию.
Если это «Банкрот»? (Объявим о потере очков.) Отмечаем на схеме. Проверяем дальше.
Выпал «Приз». Спросим, берет ли игрок приз. Тут снова условие. Если да, то выполним маленький алгоритм. (Проведи торги - Вручи приз.) Чем завершается эта ветка? (Передать ход.)
Вернемся назад и посмотрим, что делать, если игрок отказался от приза? (Предложим отгадать букву.)
Если выпал плюс? (Предложим открыть букву.) Покажем это на схеме.
Затем предложим отгадать букву.
Какие здесь могут быть варианты? (Отгадал, не отгадал.) То есть определен финалист или нет.
Обратите внимание, здесь снова условие. Для чего? (Если буква не отгадана, повторить алгоритм.)
С какого действия будем повторять? (Попроси игрока вращать барабан.)
Сколько всего условий в этом алгоритме? Сколько из них условий цикла? (Какое?)
Значит, ребята, в этом сложном алгоритме есть 5 ветвлений и один цикл.
- Итак мы завершили алгоритм игры «Поле чудес». Поздравляю вас окончанием игры.
Раздел 2. Группы (классы) объектов
Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические высказывания, геометрические фигуры). При этом различаются понятия
·имя свойства объекта
· и
·значение свойства объекта
·. На основании общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.
Основные виды учебной деятельности

анализ объектов окружающего мира в целях выявления их свойств;
поиск объекта по описанию его свойств;
упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства;
деление набора объектов на классы на основе общности свойств. Создание дерева деления на подклассы;
деление информационного объекта на объекты, из которых он состоит (определение структуры информационного объекта);
использование объектной структуры информационного объекта для освоения новых компьютерных программ.

Урок 2.1.- 2.3.Игра «Что у меня есть» Игра «Кто быстрее»
Игра «Внимание».
Учитель. По команде «Внимание» я покажу вам картинку, но через несколько секунд ее спрячу. Кто очень внимателен, тот успеет рассмотреть, что изображено и зарисует у себя в тетради.


- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, насколько внимательным был ваш сосед по парте. Если он все выполнил правильно, поставьте «плюс» на полях.
Разминка.
Логические задачи.
Встретились три подруги: Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было черное платье, на дру3гой – красное, на третьей – белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье был одет?
В лесу проводился кросс. Обсуждая его итоги, одна белка сказала: «Первое место занял заяц, а второй была лиса». Другая белка возразила: «Заяц занял второе место, а лось был первым». На что филин заметил, что в высказывании каждой белки одна часть верная, а другая – нет. Кто был первым и кто вторым в кроссе?
Поспорили три мудреца – кто из них самый мудрый. Пришли они к четвертому мудрецу с просьбой их рассудить. Подумал четвертый мудрец и предложил им такое испытание: «У меня есть пять колпаков – два белых и три черных. Мы зайдем в темную комнату, я надену на ваши головы по колпаку. Затем мы выйдем из этой комнаты, и, кто первый определит цвет своего колпака, тот самый мудрый из вас». Согласились мудрецы и сделали все, как договорились. Через некоторое время один из них воскликнул: «На мне черный колпак!» Как рассуждал самый мудрый из мудрецов? (Рассмотреть последовательно случаи: а) надеты два белых колпака и один черный; б) надеты один белый и два черных колпака; в) надеты три черных колпака).
Актуализация знаний. Опрос.
- Что такое информация? Какой вид информации вами был получен во время игры «Внимание», во время разминки?
- Как мы получаем информацию?
- Какие органы чувств помогают нам получить информацию?
- Какие органы чувств помогли Сереже получить информацию о том, кто находился в комнате?
4. Объяснение нового материала.
- А как (по каким признакам) Сережа узнал, какое это животное? Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Признаки предметов»
- Посмотрите, все, что нас окружает, предметы и живой и неживой природы, и то, что сделано руками человека, обладают какими – либо признаками, т. е. свойствами. Назовите, какие вы знаете признаки предметов?
5. Игра «Назови цвет»
- Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет. (Например: уголь, апельсин, помидор, трава, песок, снег, )- А есть ли предметы, у которых нет цвета? (Бесцветные)
6. Выполним задание на карточке № 1. Какого цвета должна быть машина? Почему? (Все предметы попарно объединены по цвету, кроме помидора, значит, машина имеет такой же цвет – красный)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель. Какие еще признаки есть у предметов? Остановимся на форме предметов. Но предметы, тем более живые существа или растения могут иметь сложную (составную) форму, поэтому мы с вами будем изучать только простые формы, т. е. формы геометрических фигур. Назовите их. (Круг, треугольник, )
7. Игра «Что такой формы?»
- Учитель загадывает классу любую форму и предлагает назвать как можно больше предметов, обладающих ею. (например: Круг – тарелка, часы, колесо )
- А есть ли предметы, которые не имеют формы? (Да, например, жидкие тела и газы формы не имеют)
Выполним задание № 2 на карточке. (Обсудить разные варианты)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- А еще каждый предмет может иметь свой размер и его можно измерить. Мы с вами будем просто говорить о предмете: большой, маленький или даже очень большой, очень маленький, а измерять не будем.
8. Задание «Дай общее название»
Учитель показывает иллюстрации (слайд – см. ПРИЛОЖЕНИЕ) с изображением однородных предметов, дети дают им общее название.
Учитель может найти в классе группу однородных предметов и указать на них ученикам. Например, учебник по математике, букварь, словарь любую другую книгу. Дети должны дать этим предметам общее название – книги (или это могут быть предметы для рисования, цветы на окне и др.)
Далее учитель устно перечисляет однородные предметы, а вызванный ученик придумывает обобщенное название. (Карась, окунь, лещ, щука – рыбы; роза, фиалка, тюльпан, нарцисс – цветы; сапоги, валенки, кроссовки, ботинки – обувь; огурец, капуста, кабачок, помидор – овощи и т. д.)
Закрепление изученного.
Один сказочный герой – Самоделкин – изобрел машину, очень похожую на компьютер. Он вводит в нее различные геометрические фигуры, задает программу, а из машины выходят фигуры с заданными признаками. Например, Самоделкин ввел большой красный круг. Задание: изменить размер. Новая фигура – маленький красный круг.
Вводит маленький синий треугольник. Задание: изменить цвет и форму.
- Может быть новой фигурой маленький зеленый квадрат? Какая еще это может быть фигура? (Обсуждаются все возможные варианты)
Игра «Машина Самоделкина»
- Посмотрите, какие фигуры ввели сегодня в «Машину Самоделкина»? (Большой зеленый пятиугольник, большой желтый круг, большой синий квадрат, большой красный треугольник)
- Сравните эти фигуры по размеру, цвету, форме. (Одинаковы по размеру, различны по форме и цвету)
(Один ученик выходит к доске, «включает» машину, называет геометрическую фигуру, второй с места «задает программу». Последний отвечающий «выключает» машину. Обсуждаются варианты фигур, «выходящих» из машины)





Итог урока.
- Подведем итог нашего сегодняшнего урока. Продолжите фразу «Теперь я знаю »
«Я еще хочу узнать »
Урок 2.4. Оргмомент. Мобилизующий этап.
- Определите отношения между понятиями и подберите недостающее слово, чтобы между 3 и 4 понятиями было такое же отношение.
1. Длинный – короткий, сила - (противоположность)
2. Книга – страница, задача - (часть – целое)
3. Музыка – искусство, Солнце - (род – вид)
4. Книга – радость, болезнь - (причина – следствие)

Разминка.
Логические задачи.
Геологи нашли семь камней, масса которых 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Их разложили в четыре рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинакова. Как это сделали?
Во дворе стояли мотоциклы, легковые машины и мотоциклы с колясками. Мальчик насчитал 13 колес. Сколько могло стоять мотоциклов, легковых машин и мотоциклов с колясками?
На двух полках одинаковое количество книг. С первой полки переложили на вторую 3 книги. На какой полке стало книг больше и на сколько?
Как можно расставить в комнате 8 стульев, чтобы возле каждой стены стояло по 3 стула?
Летела стая гусей, а навстречу им гусак:
- Здравствуйте 20 гусей!
- Нет, нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да еще 3 гуся, то нас было бы 20.
Сколько было гусей?
3. Актуализация знаний.
а) Проверка домашнего задания.
- Какие таблицы состава у вас получились?
- Обменяйтесь карточками с соседом по парте и заполните таблицы.
- Проверьте друг у друга (в парах) выполнение работы. Поставьте знак «+», если ваш сосед все сделал правильно.
б) Выделение объектов из класса.
- Рассмотрите рисунок и заполните таблицы. Что для этого необходимо сделать? (Назвать общие и отличительные свойства объектов, задание из учебника)

- Сегодня я предлагаю вам совершить Большое Космическое Путешествие. Скажите, а подойдет ли нам какой-то из этих видов транспорта для нашего путешествия? Почему?
- Какими отличительными признаками должен обладать космический корабль?
Космический корабль (СОСТАВ, ДЕЙСТВИЯ)
- Сейчас вы поработаете конструкторами и составите из набора геометрических фигур модель космического корабля, на котором и совершите путешествие. (Один уч-ся работает у доски)
- У каждого из вас есть бортовой журнал , в который нужно заносить все наблюдения, сделанные в путешествии. А это значит, что вы будете не просто космонавтами, а космонавтами – исследователями.
4. Объяснение нового материала.
- Мы с вами прилетели на неизвестную планету. (Слайд или рисунок на доске)
- Название ее тоже до сих пор науке неизвестно. Как бы вы назвали планету? (Выбирается одно из названий, предложенных детьми)
- Есть ли жизнь на планете? Почему так решили? Сколько всего обитателей вы видите?
- Заполните первую строчку журнала.
- Есть ли похожие существа? Чем они похожи? (Общие свойства всех существ)
- Найдите «Нелетающих» животных. Сколько их?
- Какими признаками обладают? (отличительные свойства группы объектов)
- Какая еще группа есть?
- Найдите летающих животных.
- Какими свойствами обладает эта группа? (отличительные признаки группы объектов)
- Есть ли еще какая-либо группа животных? (Нет, есть только растения)
- Прочитайте вторую строчку журнала. Впишите в нее нужные данные.
- Итак, мы с вами выделили две большие группы обитателей планеты, дали им названия.
- Найдите третью строку журнала. О каких животных мы имеем дополнительные сведения?
- Какие группы «Нелетающих» животных выделены? Почему им даны такие названия? Давайте за ними понаблюдаем.
- Назовите отличительные признаки «Многоглазок». Запишите данные исследований в таблицу.
- Определите отличительные свойства «Треугов». Заполните таблицу.
- Мы с вами работали с одним объектом или с группой объектов?
- Что наблюдали в каждой группе? (Общие и отличительные признаки)
- Для чего нужно уметь находить общие и отличительные признаки групп объектов?
5. Закрепление изученного.
а) Отличительные признаки объекта.
- Как настоящие ученые – исследователи мы не можем остановиться на достигнутом, понаблюдаем за каждым обитателем планеты.

Самостоятельная работа.
- Посмотрите на 4 строку нашего бортового журнала. Самостоятельно проведите исследования и заполните предлагаемые таблицы.
- Какие имена вы дали многоглазкам? Какими отличительными признаками обладает каждый из них?
- Проведите работу по исследованию треугов, заполните таблицу (работа в парах)
- Как вы их назвали? Какие отличительные признаки нашли?

б) Описание объектов.
- Какие еще существа мы не описали? (Летающие)
- Какими общими и отличительными свойствами они обладают? (слайд)
- Составьте таблицу – схему для описания отличительных признаков летающих животных. (Работа может выполняться коллективно или в группах)
- Какие группы растений обнаружены нами на планете? (слайд)
- Назовите отличительные признаки каждой группы (и каждого объекта).
- Пришло время возвращаться на Землю. Мы хорошо потрудились, провели нужные для науки наблюдения и приобрели новые знания.
6. Итог урока.
- Чтобы веселее была дорога домой, и время в пути прошло быстрее, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Тонкая, металлическая, есть в колесе велосипеда.
2. Веселый, летающий, выдумщик и проказник.
3. Желтый, кислый.
4. Прозрачная, жжется, живет в море.
5. Большая, круглая, вращается вокруг звезды.
6. Несъедобная, белая, мягкая.
7. Зеленый, колючий, может расти в горшке.

- Какое ключевое слово у вас получилось?
- Что помогло вам правильно разгадать кроссворд?
- Сделайте еще раз вывод, для чего нам нужно уметь находить общие и отличительные признаки объектов?- Где это умение может пригодиться?
7. Домашнее задание.- Попробуйте сами составить кроссворд, используя при описании предметов и существ их признаки и составные части, так, чтобы в выделенных клетках получилось ключевое слово «СОСТАВ»
Урок 2.5.Контрольная работа по теме «Объекты»
Карточка №1.
Задание 1.Назови имя объекта по описанию объекта

Описание объекта
Имя объекта

Домашнее животное.
Ловит мышей.


Часть компьютера.
Устройство для ввода текста.


Инструмент для письма.
Состоит из стержня и корпуса.



Задание 2. Напиши имя объекта по совокупности его свойств.

Свойства объекта
Имя объекта

Серебристый, металлический, может летать


Деревянный, имеет грифель, может писать


Имеет перья, может летать


Инструмент, можно сверлить отверстия


Деревянный, имеет четыре ножки, спинку, на нём можно сидеть


Музыкальный инструмент, имеет струны


Задание 3. Выбери нужное продолжение. Подчеркни.
Существенным свойством называется свойство, которое
Стоит первым в списке свойств объекта
Имеется в описании объекта
Стоит последним в списке свойств объекта
Является важным для принятия решения
Задание 4. Существенное свойство – быть сладким. Прими решение, какой продукт надо выбрать, подчеркни:
Колбаса
Мороженое
Огурец
Задание 5. Ты выбрал из всех геометрических фигур треугольник. Какое свойство было существенным для принятия решения, подчеркни:
5 сторон
4 угла
3 угла
Задание 6. Запиши по смыслу.
Объекты обладают общим свойством, указывающим на форму, - они круглые:


Объекты обладают общим свойством, указывающим на цвет, - они зелёные:


Объекты обладают общим свойством, указывающим на вкус, - они сладкие:
Урок 2.6.-2.7.Игра «Волшебный мешок»
Раздел 3. Логические рассуждения

Урок 3.1
Активизация знаний по теме «Множество».
Устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество».
- Тема нашего урока: «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств». Сегодня на уроке мы будем решать интересные задачи по этой теме. Давайте вспомним:
Вопрос учителя:
Предполагаемый ответ ученика:

Что такое множество?
Слайд 2
Группа предметов, объектов или существ

Назовите элементы:
множества «Времена года»
множества «Дни недели»
Зима, весна, лето, осень.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Что такое подмножество?
Слайд 3
Часть множества

Назовите подмножество:
Множества «Растения»
Множества «Спортсмены»
Деревья, кусты, цветы, трава
Лыжники, хоккеисты, фигуристы, гимнасты, пловцы и т.д.

Что называется пересечением множеств? Слайд 4
Общая часть множеств

Дайте название пересечению множеств:
«Жёлтые предметы» и «Фрукты»
Приведите пример элемента находящегося на пересечении множеств
Жёлтые фрукты (фрукты и жёлтые)
Лимон, жёлтое яблоко, жёлтая груша, персик и т.д.

Что называется объединением двух множеств? Слайд 5
Это все элементы обоих множеств

Дайте название объединению множеств:
«Тарелки с огурцами» и «Тарелки с помидорами»
Приведите примеры элементов принадлежащих объединению множеств
Тарелки с огурцами или помидорами
Тарелки с огурцами или помидорами, или огурцами и помидорами вместе.

Молодцы.


3. Коллективная работа (работа со слайдом 6).
 - А теперь приступим к решению задач.
На слайде геометрические фигуры (6 различных фигур по форме, размеру и цвету). Распределите эти фигуры по множествам. Учащимся (группы по два человека) раздаются карточки с фигурами со слайда 6, и они составляют свои множества (приложение 1).
Вопрос учителя:
Предполагаемый ответ ученика:

Слайд 7. Дай названия моим множествам.
Красные фигуры и фигуры с углами.

Подумай, только красные фигуры могут быть помещены в первое множество?
Нет, ещё желтые, синие, зелёные

А второе множество будет всегда неизменным?
Нет, можем поместить фигуры без углов

Слайд 8. Как можно назвать эти множества?
Множество фигур с углами и подмножества треугольников, прямоугольников, квадратов

А какие ещё множества – подмножества можно было составить?
Множество прямоугольников и подмножество квадратов.


Через 2 минуты осуществляется проверка, можно пригласить несколько учеников к доске нарисовать получившиеся множества.
- Проверьте, у кого получились такие же множества? (дети поднимают руки и можно увидеть у кого есть другие варианты)
- Дайте названия вашим множествам.
- А у меня есть ещё варианты распределения этих фигур на множества (учитель предлагает 1 и, или 2 вариант сам, если ни кто из детей его не изобразил) Слайд 7, 8.
4. Решение задач в тетрадях (с последующей проверкой на слайдах).
№ 38 – 1 вариант, № 35 – 2 вариант, № 36 – все.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его задание (взаимопомощь). Проверим, какие ответы у вас получились (учащийся отвечает с места, ответы появляются на слайде). Слайд 9, 10, 11
5. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали,
На месте тихо (!) зашагали,
Пальцы сжали и разжали,
Головою покивали.
Руки вверх потянули, потянули.
Отдохнули? – Отдохнули.
6. Компьютерное тестирование.
Работа за компьютером проводится в среде MyTestX, тест содержит 15 вопросов (с выбором вариантов ответов) по теме урока.
7. Подведение итогов урока. 
Итак, чему же вы сегодня учились? (мы учились распределять элементы в множества, давать названия данным множествам, определять принадлежит элемент множеству или нет, учились, находить элементы, находящиеся на пересечении множеств или входящие в их объединение)
Проводится рефлексия – самоанализ учащимися урока и своей работы на нём. Учащимся раздаются карточки, в которых они подчёркивают или дописывают, свои ощущения и впечатления от урока (приложение 2).
Выставляются оценки за урок.
Приложение 1. Задание на карточках.
Распредели фигуры по множествам.
Приложение 2.
Оцените урок и результат своей деятельности
Подчеркни один из вариантов.


На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показал
За урок я
Материал урока мне был
За урок я ставлю себе оценку
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
устал / не устал
понятен / не понятен
интересен / скучен
_______________________________


Урок 3.2. Игра «Помоги Золушке»
Урок 3.3. Игра «Найди множество»
Урок 3.4. Игра «Лепесток»
Урок 3.5. Игра «Нарисуй - Придумай»
Урок 3.6. Игра «Волшебное дерево»
Урок 3.7. Игра «Невидимая карта»
Урок 3.8-3.9. Контрольная работа по теме «Множества»
По отношению к множеству книг множество учебников будет:
Пересекающимся множеством
Вложенным множеством
Отдельным множеством

По отношению к множеству слов из пяти букв множество слов, начинающихся на букву А будет:
Пересекающимся множеством
Вложенным множеством
Отдельным множеством
Запиши два элемента множества «Овощи зеленого цвета».
________________________________________________________________________________
Запиши, к каким двум разным множествам можно было бы отнести элемент «Шкаф»:
________________________________________________________________________________
Зарисуй схему множеств, если множества обозначаются следующими фигурами:
Множество игрушек – прямоугольник,
Множество плюшевых мишек – овал,
Множество круглых предметов – круг.
6. В нарисованную схему помести плюшевого зайца (обозначь его ПЗ) и арбуз (обозначь его А).
3.10.

Раздел 4. Модели в информатике
Урок 4.1.-урок 4.3
Урок 4.5. Контрольная работа по теме «Аналогия»
Задание №1 Расставь деревья по правилу, заданному числами

Задание №2 Сначала впиши пропущенные числа, затем закрась последние флажки

Задание №3 Определи закономерность и заполни пустые клетки таблицы так, чтобы правило соблюдалось



Задание №4 Определи закономерность и заполни пустые клетки таблицы так, чтобы правило соблюдалось

Урок.4.6.
Планируемые результаты:
Раздел 1. Алгоритмы
Ученик научится
составлять алгоритмы по заданным условиям и выполнять его;
Ученик получит возможность научиться
составлять алгоритм и выполнять его в программах Скрейтч, ГРИС Стрелочка, Паркет на компьютере.
Раздел 2. Группы (классы) объектов
Ученик научится
группировать объекты на основе выделенных общих свойств;
выделять общие свойства объектов одного класса.
Ученик получит возможность научиться
оформлять результаты своей работы по группировке объектов в текстовом редакторе.
Ученик научится
решать задачи с помощью кругов Эйлера;
строить графы по заданным условиям.
Ученик получит возможность научиться
строить графы с помощью программных средств компьютера.
Раздел 4. Модели в информатике
Ученик научится
устанавливать аналогию на основе выделенных свойств;
устанавливать принцип закономерности и восстанавливать закономерные цепи.
Ученик получит возможность научиться
использовать элементы формальной логики для решения задач;
строить аналогичную закономерность;
самостоятельно формулировать правила данной закономерности.







Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение курса.
№ п/п
направление обеспечения
наличие

1
Учебно- методическая литература
Школьная библиотека, личная библиотека учителя и ученика

2
Информационное обеспечение
Свободный доступ к сети интернет в кабинете информатики; программа Паркет, Скрейтч, ГРИС Стрелочка

3
Техническое оснащение
Компьютеры, проектор


Планируемые результаты.
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемым результатами;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
Предметные:
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.















Список литературы.

Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2010г.
Информатика в играх и задачах для 3 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2010г.
Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н.Ильина, Н.Я. Головнёва. - СП, Дельта
«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



18

93

21