Рефлексивный отчет коучинг — занятия на тему: Почему нужна рефлексия?


Рефлексивный отчет по коучинг-занятию
Тема: «Почему нужна рефлексия?»
«Наблюдайте за детьми, они вам подскажут,
как их лучше всего обучать».
ГудманС выбором темы второго коучинг-занятия мне помогла определиться анкета, проведенная на первом коучинг-занятии. Вопрос анкеты «Умеете ли вы проводить рефлексию своего урока?» выявил проблему: учителя не всегда умеют проводить рефлексию своего урока.
Являясь руководителем школьного метод объединения, посещая уроки коллег, я заметила, что зачастую на рефлексию учащихся отводится пять или менее минут. Меньшее время, отводимое рефлексии обучающихся, означает, что учитель делает акцент в основном на содержание урока. «Фокус на познание обучающихся предполагает отводить больше времени на рефлексию, потому что тогда ученик начинает обдумывать содержание урока» (С. Мерсеитова «Обучение как поиск и поиск для обучения, с 124) и еще не мало важным я считаю, «что учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте» («Руководство для учителя», с.145). И поэтому для второй коуч-сессии я выбрала тему «Почему нужна рефлексия?» Цель коучинг -занятия: познакомить учителей с приемами рефлексии на уроке и ее видами. Сформировать профессиональную компетентность учителей по применению рефлексии на практике. Ожидаемые результаты: учителя узнают с какой целью проводится рефлексия; приобретут навыки применения рефлексии на уроках; научатся определять виды рефлексии. На коучинг- занятии приняли участие -10 учителей, 7 пришли на коучинг второй раз. Для установления доверительных отношений и благоприятного климата на занятии я провела «Круг радости», где участники говорили друг другу комплименты. Затем я разделила коллег микрогруппы.
Для того чтобы активизировать и мотивировать участников для дальнейшей работы и «вызвать» уже имеющиеся знания, я предложила участникам коучинг –занятия ответить на вопрос: «Какие ассоциации у вас вызывает слово «Рефлексия»? Учителя активно включились в работу, обсудив задание, создали кластеры.
Для того, чтобы познакомить учителей с понятием рефлексии и ее видами, я предоставила небольшую информацию (мини лекцию). После знакомства с теоретическим материалом, я провела обсуждение, поставив перед ними проблему в виде вопроса: «Каково значение рефлексии для учителя?» Учителя очень внимательно слушали лекцию и смотрели презентацию. Мне показалось, что я удачно подобрала теоретический и презентационный материал, потому что они смогли ответить на проблемный вопрос, например: «Рефлексия для учителя –самоанализ, который дает возможность посмотреть на себя со стороны». Или, на мой взгляд, очень удачный, развернутый ответ участника: «Рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. Пока учитель задаёт себе вопросы:
- что я делаю?
- с какой целью?
- каковы результаты моей деятельности?
- как я этого достиг?
- можно ли сделать лучше?
- что я буду делать дальше?– он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост».
Для того, чтобы расширить знания о приемах рефлексии, я предложила поделиться опытом коллегам, прошедшим курсы 1 и 3 уровней, которые рассказали о приемах рефлексии, используемых ими на своем уроке.
Далее, используя прием «активного аудирования» я постаралась познакомить учителей с разными видами рефлексии. Коллегам было предложено соотнести предложенные приемы с видами. После обсуждения, используя полученную информацию, учителя заполняли таблицу «Виды учебной рефлексии». Коллеги активно обсуждали, спорили и даже были разногласия. Но проверив, свои результаты по слайд- таблице, пришли к единому мнению, что чаще всего в своей практике используем духовный и физический вид рефлексии, а не интеллектуальный и сенсорный.
В заключение занятия я предложила учителям практическую работу: составить краткосрочное планирование и предусмотреть, где и на каком этапе урока уместно использовать приемы рефлексии. Это задание я использовала для того, чтобы учителя на практике могли применить изученные приемы и увидеть эффективность их применения. Результатом этой работы стали поурочные планы, с которыми ушли учителя с коучинга. В этих планах нашли отражение такие приемы рефлексии как: «смайлики», «комплимент», «рефлексивная мишень», «плюс-минус-интересно», «рефлексивный ринг». После выступления спикеров, провели взаимооценку спроектированных уроков по методике «SMS». Учителя с большим интересом читали отзывы коллег об их работе.
В конце занятия учителям был предложен приём «Чемодан, мясорубка, корзина».
Рефлексия
Рефлексивные записи участников Результаты
«Чемодан» -«приемы рефлексии можно применять на разных этапах; - «разработанный урок с применением новых подходов по теме «Космос» попробую провести у себя на уроке»;
«теперь я знаю, какие есть приемы рефлексии и что они делятся на виды»; «очень богатый материал был предложен коучем по приемам рефлексии - всё заберу с собой» 80%
«Мясорубка» - «очень интересным и новым для меня было составление КСП, пока ещё не готова применять, так как нужна помощь». 20%
«Корзина» ни один из участников не выбрал. 0%
Анализируя полученную информацию по рефлексивным записям, я смогла определить, что 80% коллег «заберут» с собой полученные практические и теоретические знания и будут активно применять. 20% коллегам предоставленная информация оказалась интересной, но пока не готовы к применению, так как им нужно еще подумать и доработать. И очень приятным моментом было то, что никто из участников не выбрал «корзину»- значит, бесполезной и ненужной информации не обнаружилось.
Когда я планировала занятие, я не была уверена в том, мне удастся добиться активности учителей в группе, казалось, что самостоятельная работа с информацией и работа над оформлением постера вызовут затруднения. Но проведя занятия, я убедилась в обратном. Успешными ситуациями в коучинге я могу назвать совместную работу учителей в группе, активное участие каждого в обсуждении проблемы и направленность на практические действия. Учителя готовы менять подходы к преподаванию и обучению.
Активное аудирование во время мини-лекции показало, что учителя взяли много полезного, научились определять виды рефлексии, узнали с какой целью можно использовать рефлексию на уроке. Это было отражено в таблицах.
Я считаю, что во время коучинга мне удалось создать доброжелательную атмосферу на занятии, вовлечь учителей в активное взаимодействие, расширить теоретическую и практическую профессиональную базу коллег.
Занятие принесло пользу для меня: развитие лидерских качеств, обогащение теоретическими знаниями по вопросам рефлексии, навыки практической работы со взрослой аудиторией.
Трудным для меня было выбрать из многообразия собранного материала наиболее доступный, подходящий именно для учителей нашей школы. Собравшаяся аудитория –это учителя с большим опытом работы и мне, как специалисту с небольшим стажем, сложно было предстать в роли обучающего.
Не получилось, по моему мнению, в коучинге то, что время на выполнение заданий, не выдерживалось. Опять сказались слабые навыки тайм-менеджмента. Очень долго учителя работают с информацией, вникают, обдумывают, обсуждают. Затруднения вызвала такая форма работы как составление КСП. Это для них новый вид работы, который требует осмысления.
Эти моменты мне надо учесть, и включать в план проведения следующих коучингов. Доказательствами обучения учителей на данном коучинге служат: фото- и видеоматериалы, кластеры, таблицы по распределению видов рефлексии, КСП с новыми приемами на разных этапах урока, отзывы учителей о проведенном занятии, рефлексивные заметки.
На будущее при подготовке к коучинг занятию необходимо учесть неудачные моменты проведенного коучинга. Четко ограничить временные рамки каждого этапа работы. Вырабатывать «чувство времени» у себя и у своих коллег.
Больше внимания надо уделить практической направленности занятия, формированию конкретных умений и навыков учителей.
Работать над собой, совершенствоваться, для того, чтобы быть успешным коучем.
Литература:
1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2014 год.
2. С. Мерсеитова «Обучение как поиск и поиск для обучения, Караганда, 2004 год.