Урок изобразительного искусства по теме Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру (1 класс)

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»











КОНСПЕКТ
урока изобразительного искусства
Тема: «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру»










Автор проекта:
Зятина Людмила Сергеевна,
учитель начальных классов






г.Нижневартовск
2012 год
Аннотация

Урок изобразительного искусства разработан для обучающихся 1 класса, посвященный народным промыслам России. Тема «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». Использована не традиционная форма проведения урока: урок-ярмарка. Такой урок помогает осуществить основные воспитательные задачи: интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое наследие России. На уроке звучат мелодии русских народных песен, танцев, организована ярмарка.
Урок ориентирован на индивидуальную и групповую деятельность обучающихся. Материал направлен на развитие самостоятельных навыков работы обучающихся. На уроке используется совокупность разнообразных методов, средств обучения, педагогических технологий.
Использование ЦОР в виде яркой презентации позволяет сделать урок эмоциональным, живым, увлекательным.

Пояснительная записка
Представленный конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по программе Л.Г.Савенковой «Изобразительное искусство» УМК «Начальная школа XXIвека» соответствует ФГОС НОО. Тема урока «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру».
Форма проведения урока: урок- ярмарка. Учитывая возрастные особенности младших школьников данного периода, при использовании игровых форм обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Приветствие в начале урока проходит нетрадиционно. Учащиеся произносят свое имя и положительное качество. Данный психологический прием   создает позитивный фон для работы,  усиливает психологический настрой. И, что особенно ценно,  способствует преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, что для уроков изобразительного искусства крайне важно.
В ходе проведения урока используются активные формы обучения.
На этапе актуализации знаний используется техника «Опорный план урока».  На экране появляются соответствующие карточки, обозначающие определенные виды деятельности. Такой вид работы дает возможность обучающимся определить тему и задачи урока самостоятельно.
На подготовительном этапе проводится диалоговая беседа, развивающая представления  учащихся об истоках творчества Дымковской игрушки. Акцентируется внимание на На этом этапе ребята также работают со словарем, обогащая словарный запас, а также усваивая основные понятия урока.
Все этапы урока направлены на воспитание любви к своему народу, традициям, Родине. На физминутке учащимся предлагается танцевальные движения под народную мелодию «Девичий перепляс».  
Для выполнения практической работы используется  работа в группах. По желанию может быть и «мастер-одиночка» (индивидуальная работа).  Учащиеся используют изученные технологии изображения с созданными условиями для творческой самореализации. У ребенка есть возможности подключить свое воображение и поэкспериментировать.
На рефлективном этапе  учащиеся имеют возможность посмотреть работы,  выполненные одноклассниками, дать обратную связь. Экспресс-выставка (ярмарка) организуется прямо на уроке, учащиеся оценивая работы друг друга, делятся впечатлениями, задают вопросы.  Желающие учащиеся свои работы «рекламируют» в стихотворной форме.   На уроке используется прием самооценки работ. Функция оценки результатов своего труда, переданная учащимся, позволяет ребятам более критично отнестись к своей  творческой деятельности,  способствует развитию рефлексии.
На итоговом этапе акцентируется внимание учащихся на чувствах и ощущениях.  Фиксируется внимание на эмоциях творчества.
На информационном этапе учащимся предлагается узнать дома на страницах учебника (с.64-65) кто такой художник-прикладник.
Новизна  представленного урока - в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности. Организация «ярмарки» дает возможность оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Конспект метапредметного урока

Тема урока: « Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру»
Предметная область: «Изобразительное искусство»
Класс: 1 класс
Цель и задачи урока:
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями Дымковской игрушки.
Формировать умения делать зарисовки по мотивам Дымки, способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся, формирование элементарных представлений о ритме в узоре, освоение способов творческого и поискового характера.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-ярмарка
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная (по выбору)
Методы и приёмы работы на уроке: наглядный, словесный, практический.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Структура и ход урока


Этап урока
Цель

слайда, страницы, или название видео, анимации, рисунка
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(мин)
Результат


Организационный момент
Проверка рабочего места, психологический настрой
Слайд №1
-Здравствуйте,  ребята! Начнем сегодняшний урок с необычного приветствия. Я предлагаю сейчас каждому ученику назвать свое имя и какое-нибудь свое хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени.

-Все готово к уроку? Садитесь.
Выполняется  приветствие:
Татьяна-тепло, Светлана - светло и т.д.



Проверка глазами готовности к уроку.

2мин.
Положительный настрой на работу, интерес


Актуализация и активизация знаний обучающихся.
Активизация внимания, определение темы урока детьми
Слайд №2,
анимация картин старых времен, народного промысла с наложенной музыкой





Слайд №3





Слайд №4























Слайд №5, анимация картин, наложена музыка
-О чем поговорим сегодня? Сделайте вывод из услышанного стихотворения.
Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
Сообщите ход занятия с опорой на схематический план, определив этапы урока.

-Правильно, ребята. Тема урока: «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». Виды этих игрушек представлены на доске (из бумаги вырезаны Дымковские игрушки: индюк, барышня, козлик и т.д..)
-Вы возьмете для работы ту, которая больше нравится, украсите ее. А потом устроим ярмарку народных ремесел.
-А что значит «народных ремесел?»
- А что такое ярмарка?

-Веселым праздником вливалась в жизнь русского народа пестрая и шумная ярмарка. Принаряженная толпа, ярко раскрашенные ярмарочные вывески, горы разного товара никого не оставляли равнодушным, тем более художника. Посмотрите, как прекрасно отобразил ее в своей картине художник Б.М. Кустодиев “ Ярмарка”. На картине изображены торговые ряды в начале века и русский люд в традиционных для той поры костюмах, картузах, лаптях и сапогах, все с покупками. Здесь можно было увидеть и выступление бродячего цирка с заморскими зверями и развлекательные клоунады, пантомимы. Услышать заунывного шарманщика и рядом веселого гармониста-исполнителя сатирических куплетов, задорных частушек. И среди всей этой шумной разноголосицы слышались зазывные голоса продавцов и разносчиков игрушек.
- Кем бы вы хотели быть на ярмарке?
- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.
- Мы разделимся на группы-артели «Народная игрушка» по желанию. Сначала мы будем мастерами артелей.

-А что такое «артель»?

- Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер. Сейчас у вас есть возможность попробовать себя в этом деле. Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народного промысла. Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось ее купить. А затем мастера –продавцы станут покупателями изделий других мастеров, хваля или критикуя их мастерство.













-Мы познакомимся сегодня со стариной игрушкой, узнаем как она называется, где и когда она появилась, узнаем, как ее изготавливали. И научимся ее украшать.
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества.










- У Ожегова: «Ремесло -профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом», а «народное»-какого то народа.
- Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят аттракционы, концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.



















- Продавцами, покупателями, мастерами народных промыслов.





-Второе значение у С.И.Ожегова « Артель-объединение лиц некоторых профессий (связанных с физическим трудом) для совместной работы»

5мин
Готовность к восприятию изучаемого материала, обогащение словарного запаса, знакомство с произведением искусства (картина Б.М.Кустодиева «Ярмарка»), воспитание интереса к народному искусству, любви к своей Родине.


Изучение нового материала
Познакомить обучающихся с историей промысла и произведениями народно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка,
Слайд №6, анимация появление карты местности



















Слайд №7






Слайд №8 с анимацией смена картинок



Слайд№9






Слайд №10 анимация смена картинок

















Слайд №11








Слайд №12
-Для начала узнаем, а где же живут мастера Дымковской игрушки?
Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали.
-Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
- Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием (теперь Киров). И теперь там находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному то дымковская, то вятская, то кировская. Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка».
-По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья гулянием на берегу реки Вятки. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
-   Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки. Их посетил в 2009г. сам президент РФ Д.А.Медведев и поучаствовал в изготовлении и росписи дымковской игрушки.
- Как изготавливают Дымковскую игрушку расскажут ребята.










-Дымковская игрушка самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.
Что использовали художники для росписи игрушек?

-Какие геометрические фигуры вы видите?

-Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы или рассыпаются между ними точки, черточки, тонкие линии. Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами кругами, овалами или кольцами.
-А какого цвета эти геометрические фигуры?

-На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.
-Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон.
-На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики?
-Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.
-Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).
-Особенно характерен образ индюка с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшенью кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором.
-У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.



















Привезли мы глину с дальнего пруда, Ну-ка за работу, чудо-мастера! И слеплю по шадучику, я ее поглажу. И седельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь, А потом распишем, Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет.
А в печи не калачи, а в печи –не куличи, ни пышки, не ватрушки, В печи – игрушки.
Вылезай скорей, медведь, В печке можно угореть.

-Они использовали геометрические фигуры.
-Мы видим круги, окружности, линии.






-Яркие: красного, синего, зеленого, желтого, черного, оранжевого малинового, золотого цвета..
 




-На белом.
7мин
Достижение целей урока: знакомство с историей возникновения Дымковской игрушки, способом изготовления, чем расписывали «дымки», пробуют себя в роли «мастера игрушечных дел».


Физкультминутка
Восстановление сил, переключение внимания, снять усталость.
Слайд №13
Делу время - потехе час
Веселил народ не раз
Русский танец “перепляс”


Под музыку танца «Перепляс» выполняют движения.
Раз, два, три, четыре
Круг поуже, круг пошире!
На носочки и на пятки
А потом пляши присядку!
Влево, вправо повернулись
И на место все вернулись.

2мин
Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы. А также для младшего школьника она интересна.


Закрепление изученного материала
Применение полученных знаний на практике, дать возможность почувствовать себя народными мастерами
Слайд №14
-Сегодня вы будете мастерами, представляющими Дымковские игрушки.

-Действуйте согласно карточки- задания.

(Самостоятельная творческая работа обучающихся)


Карточка-задание мастерам артелей:
-нанести узор на игрушку по мотивам Дымковской;
-подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
-прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.
15мин.
Формирование основных компетентностей : применять полученные знания и опыт в конкретной ситуации; технологическая компетентность (умение действовать по алгоритму, образцу), информационная, коммуникативная, социальная.


Оценивание работ
Театрализованное представление и защита творческих работ
Слайд № 15наложена музыка
(Театрализованное представление творческих работ. Готовые изделия расставляются мастерами артели на ярмарочных прилавках).
Купцы дорогие, Люди торговые, На нашей ярмарке должны вы Свой товар расхвалить, Ничего не забыть. И себя показать, И товар свой продать.
А, вы, сестры и браты,
Из какой вы слободы?
/Дымковской/
-Особенное оживление было около игрушек. Их продавали в магазинах и лавках в наскоро сколоченных палатках, и прямо с открытых лотков. Умели продавцы и разносчики игрушек показать свой товар. Выставляли на прилавок самые смешные и забавные игрушки с веселыми поговорками и прибаутками предлагали их любопытному покупателю.
-Почему такие названия у этих игрушек?
– Ребята, расскажите, какими узорами и орнаментом расписаны игрушки?
– Какими красками пользовались мастера в росписи дымковских игрушек?

(Рекламируют товар)
Расписные индюшата, Кони, птицы и утята, Расписные даже хрюшки – В царстве дымковской игрушки!
Игрушки наши повсюду славятся. Подходите скорее, вам понравятся.
Берем игрушки для нашей подружки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша
До чего же, хороша.

Мы игрушки знатные
Складные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Хозяйка с ярмарки идет,
Игрушки деточкам несет.
Игрушка не простая,
Свистулька расписная.

Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока.
7мин
Обучение самих обучающихся способам оценивания, возможность оценить интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника,


Итог урока.

Определение настроения обучающихся, ощущения радости успеха,





















Слайд №16






Слайд №17
-Закончила работу наша ярмарка.

Кто смел, Тот успел И себя показать, И товар продать.
-Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером. Как талантлив русский народ!
- Благодарю всех за работу. Ваши работы пленяют своим творчеством. В одной игрушке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство,  третьи завораживают, но все они отличаются большим разнообразием настроений,  которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет покупателя ярмарки равнодушным.

-Какие чувства вызвало у Вас наше занятие?

- Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние – подъем, активность, а можно и расслабиться.

Закончите предложения на экране:
Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя мастером народной игрушки.)
Сегодня на уроке я узнал......
- Узнать дома на страницах учебника (с.64-65) кто такой художник-прикладник.

-Спасибо за урок! (Уборка рабочего места)


















-Радость, веселье, понравилось и т.д.
2 мин.



Информационная карта ЦОР

Название ЦОР
Тип ЦОР
Форма предъявления информации
Уровни интерактивности ЦОР
Ссылка на ресурс
ПО

1.
Презентация «Дымковская игрушка»
Информационная – содержат теоретический материал по предмету, причём, текстовые материалы снабжены иллюстрациями (статические изображения и анимационные ролики); используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.

Текст, иллюстрации, слайды, анимации, видео..
Активный – навигация по гиперссылкам, просмотр трёхмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы.


Программа «Изобразительное искусство» 1 класс Л.Е.Савенковой
УМК «Начальная школа XXI»




Примечание: навигацию слайдов флипчарта или презентации при использовании гиперссылок необходимо оформить в виде схемы.

Информационные ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Список использованных информационных источников, в том числе и Интернет-ресурсов.


15