Работа по обобщению педагогического опыта. Проект Детский сад — школа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6»
г. Иваново
Тема проекта:
«Детский сад- школа»
в рамках работы
«Школы будущего первоклассника»
Составитель: Воспитатель 1 категории Круглова Л.Г.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский.
Содержание:
Паспорт проекта
Цель и задачи проекта
Актуальность проекта
Принципы реализации проекта
Ожидаемый результат деятельности
Этапы проекта
Поэтапный план реализации проекта
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
Заключение
Список литературы
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2013года – май 2014 года)
Вид проекта: детско-педагогический, информационно -практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной к школе группы, родители, учителя и ученики начальных классов школы №31.
База внедрения проекта: подготовительная к школе группа "Муравейник" МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №6 "
Проект разработали: воспитатель 1категории МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №6" Круглова Любовь Геннадьевна , учитель высшей категории МББОУ СОШ № 31 Ковалева Ольга Юрьевна.
Цель проекта:
Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли - позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.
Актуальность проекта:
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки ».
В настоящее время дошкольное образование -первая ступень системы общего образования. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, , предъявляемых ФГОС ДО и ФГОС НОО, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса, реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, коммуникативности (умению общаться со взрослыми и сверстниками) и др.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Это в идеале. Мы знаем, что все дети разные и растут они в разных семьях. Поэтому, учителям, хотелось бы видеть в будущих первоклассниках следующее:
1. Социально-психологическая готовность к школе:
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
3. Очень важна речь:
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
Умение отвечать на вопросы и задавать их;
Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
4. К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире: элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.
Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса». Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:
создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
формирование психологической готовности к школе;
формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
создание новых проектов.
Для того чтобы избежать перекоса в сторону специальной (предметной) подготовки ребенка к школе и обеспечить формирование у него личностных качеств, в содержание была включена работа по формированию у ученика усидчивости, внимательности, способности корректировать собственные эмоциональные состояния. Развитие способностей ребенка осуществлялось на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Все знания, умения и навыки, которые пригодятся ребенку в школе, усваивались детьми через игру.
Школой и детским садом достигнута также преемственность в психолого-педагогическом сопровождении ребенка от поступления в школу и до его полной адаптации. Так, уже в детском саду введен дифференцированный подход в подготовке детей к школе на основе диагностики уровня умственного, физического, психического развития ребенка, учета его интересов и способностей.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие педагогов и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Принципы реализации проекта:
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Проект реализуется по трем направлениям:
1.Совместная деятельность педагогов детского сада и школы (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.).
2.Совместная деятельность с детьми (знакомство детей со школой, учителями,
организация совместных мероприятий).
3. Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки
детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного
развития детей для успешного обучения в школе.
Ожидаемый результат:
наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
эмоционально положительное отношение к школе.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительно- диагностический (сентябрь 2013 г.)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2013г.)
Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
Выпускной в детском саду «До свиданья, детский сад!»
Создание презентации «Первый раз - в первый класс!»
Оформление папки с материалами проекта.
Поэтапный план реализации проекта:
I этап – подготовительно-диагностический (июнь - сентябрь 2013г.)
Мероприятия:
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме (июнь, июль, август, сентябрь)
Подбор диагностического материала для детей (июнь, июль, август, сентябрь)
Экскурсия детей в школу
Встреча с учащимися начальных классов
Презентация «Наша школа»
Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы (сентябрь).
Работа с родителями:
Оформление уголков, буклетов, папок - раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога» (июнь, июль, август, сентябрь)
Разработать положение о партфолио воспитанника ДОУ (июнь, июль, август, сентябрь)
Подбор информации для создания информационного уголка для родителей «Что должен знать ребенок 7 лет к концу года»(июнь, июль, август, сентябрь)
Анализ результатов первично диагностики, проведенной педагогом – психологом детей подготовительной к школе группы (сентябрь).Индивидуальные консультации психолога по результатам диагностики.
Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе (сентябрь).
"Круглый стол " для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу» (сентябрь).
II этап – реализация проекта (октябрь 2014 г. – апрель 2015г.)
Мероприятия:
Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»;
Рисование на тему: «Что тебе понравилось в школе»;
Конструирование на тему: «Портфель».
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;
Пальчиковые игры « Кто быстрее соберёт портфель»;
Дидактические игры на школьную тематику.
Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. Посещение библиотеки.
Цикл бесед с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М.А. Панфилова.
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа».
Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах.
Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д.
Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Наши папы и мамы - школьники».
Слушание и заучивание песен о школе.
«Путешествие в страну Знаний» (Развлечение для детей подготовительной к школе группы, посвященное дню знаний).
День открытых дверей (МББОУ СОШ №31)(октябрь)
Участие в конкурсе творческих работ (рисунки, аппликации) «Мой класс».
Тематический утренник «Незнайка в школьной стране»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Чтение сборника сказок для успешной адаптации к школе .
Работа с родителями
Тестирование («Моя семья», «Два домика» - дети; «Знаю ли я своего ребенка?», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Каков социальный опыт моего ребенка?» – родители).
Анкетирование («Как помочь учиться?», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника?», «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями», «Определение стиля общения педагога с родителями»)
Диагностика ( «Как определить ведущую руку будущему первокласснику?», «Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника», методика «Половозрастная идентификация ребёнка-выпускника»)
Консультации специалистов- (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, ст.медсестра, учитель начальных классов, воспитатель)
Беседы и рекомендации по подготовке к школе («Адаптация к школе», «На пороге школы», «Скоро в школу», «Как развивать самостоятельность ребенка», «Нежелание идти в школу»)
Беседы индивидуальные, внеплановые. («Агрессивный ребенок», «Адаптация детей к школе», «Тревожный ребенок», «Почему ребенок обманывает?»
Наглядность- (информационный стенд рекомендаций педагогов – специалистов; газета для родителей «Будущие выпускники – сегодня», буклеты, памятки для родителей).
Конференция для родителей - «Поговорим о школе». Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.
«Дошкольная видео-панорама»- просмотр родителями видеороликов, слайдовых презентаций и фоторепортажей о жизни детей в детском саду, их занятиях, играх, прогулках.
Родительское собрание. «Первый раз в первый класс!» (с приглашением учителя начальных классов МББОУ СОШ №31 Ковалевой Ольги Юрьевны)
III этап – итоговый (май 2015г.)
Мероприятия:
Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
Оформление презентации проекта «Первый раз - в первый класс!».
Оформление папки с материалами проекта.
Работа с родителями:
Консультации .Анализ результатов заключительной диагностики, проведенной педагогом – психологом детей подготовительной к школе группы.
Анкетирование ( «Готов ли Ваш ребенок завтра пойти в первый класс? Итоги работы » )
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
Практическая значимость:
Проект «Детский сад-школа» в рамках работы по теме «Школа будущего первоклассника» может быть реализована в условиях любого дошкольного учреждения.
Практическая значимость проекта «Детский сад- школа» заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе.
Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
Проект может быть рекомендован педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Детский сад- школа», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В данном проекте в первую очередь уделяется внимание не столько интеллектуальному развитию ребенка, а личностной готовности его к школе, мотивационной готовности, психологическому сопровождению будущих первоклассников .Мы с удовольствием будем продолжать работать в этом направлении с педагогами, с родителями и детьми.
Список литературы
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. :НПО «Образование», 1996
4. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
5. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: Речь, 2007
6. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. – М. : Генезис, 2008
8. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов на Дону : Феникс, 2005
9. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
10. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. – М. : 2005
11. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008
12. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008
13. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002
14. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.
15. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
16. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
17. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
18. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб. : Питер, 2004.-205с.
19. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
20. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
21. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
22. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.
23. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
24. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
25. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
26. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
27. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.