Реализация метапредметного подхода в обучении

Некрасова Любовь Ивановна,
учитель начальных классов
МАОУ «Платошинская средняя школа»
Метапредметный подход в реализации стандартов второго поколения
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.
Третий год работаю по новым стандартам. Убеждена, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.
Что такое метапредметный подход? В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода? Вот вопросы, на которые я искала и ищу ответы при самостоятельном изучении теоретических материалов по новым стандартам.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другой класс на другой урок, я имею слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от меня ясного ответа.
Известно, что метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени самой младшей   с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что та школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
     В настоящее время приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.
  Все это заставляет учителя уходить от привычной структуры урока.
    При использовании метапредметных технологий мне необходимо уметь сценировать урок. Основной  единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения.  Планируя учебную ситуацию учения-обучения на уроке, я организую такое  взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа моей работы, другими словами – предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Реализуя сценарную технологию, работаю не с передачей информации и не столько с умениями-навыками, но со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до способностей, являются специально создаваемые мной ситуации учения-обучения. В ходе развертывания этих ситуаций и выращиваются способности через преобразование не только учеником, но и мной уже привычных для нас способов работы.
Какой урок можно назвать метапредметным? Попытаюсь раскрыть это понятие на основе изученного мной теоретического и практического материала педагогического сообщества и собственного педагогического опыта (см. Приложение – разработка урока окружающего мира с использованием метапредметных образовательных технологий).
Метапредметный урок - это урок, целью которого является:
 - ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
 - умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
 - создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
 - формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
 - формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
 Метапредметный урок -  это урок, на котором:
 - происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;
- обязательно  происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятельностных единиц содержания. «Не мыслям следует учить, а мыслить» (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, так как в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией;
- дети учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), то есть формируется умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта;
 - ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;
- ученик осваивает способы, даже не деятельности – жизни.
 Метапредметный урок- это урок, с помощью которого:
- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни; 
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности)  по восстановлению того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности «для будущих поколений»; 
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Признаки метапредметного урока:
1. Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся. Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
2. Использование образовательных технологий:
- технология совместного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- проектная деятельность;
- проблемно-диалогическая технология;
- развитие критического мышления через письмо и чтение;
- ТРИЗ;
- тьюторские технологии;
- игровая технология.
3. Организация внеурочной деятельности школьников:
- разработка и реализация надпредметных проектов;
- участие в исследовательской работе.
       4. Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных  единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.
   5. Целеполагание как обязательный элемент урока.
6. Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно -
диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.
7. Формирование целостности восприятия картины мира:
- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;
- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
- «поучение» на примере, работа по алгоритму;
- моделирование;
8. Умение черпать информацию из всего.
  «Жизнь на уроке должна стать подлинной и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться» - таково мнение главного редактора издательства «Просвещение» Михаила Леонтьева и я с ним полностью согласна.
  Урок с межпредметными связями - получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
   Интегрированный урок - систематизация знаний, умений и навыков. Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей, развитие потенциала учащегося. На интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока; привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
   Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
  Перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: межпредметный урок - интегрированный урок - МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ урок.
Важно осознавать, что метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что недоступно и невозможно, использование метапредметных технологий способствует повышению интеллектуализма.
Зачем метапредметы? И так дети перегружены, завалены. К имеющимся предметам какие-то еще дополнительные предметы вводить? Нередко задаем мы подобные вопросы. Когда Владимир Путин и Андрей Фурсенко посещали кабинет биологии в одной из сельских школ, президент спросил у министра: знает ли он, как устроены ланцетник и инфузория-туфелька? Тот не знал, как ответить. И возникает действительно вопрос: а зачем вообще изучать ланцетника и инфузорию-туфельку? С точки зрения метапредметных стратегий, наоборот, это может оказаться чрезвычайно значимым. Вплоть до знания, как они называются по латыни. Все зависит от того, какая стоит у ребенка стратегия за познанием. Это очень важно, так как это связано с развитием у школьника мотиваций к познанию.
Метапредмет создает канал, по которому человек может беседовать о том, что ему интересно; открывает возможность превращать в предмет работы то, что действительно важно и про что весь мир говорит и что людей волнует. В предметном содержании необходимо найти центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией. Отсюда – системомыследеятельностный подход.
Таким образом, работая по реализации метапредметности, необходимо:
- четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение того, что уже наработано в педагогике, поэтому необходимо это шире использовать на практике;
- начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, сейчас этим занимается в большей мере только начальная школа;
- осваивать новые технологии, менять свою позицию, изменить свою роль – стать модератором, тьютером, мотиватором, учить детей «учиться».
Опытом работы по созданию и проведению метапредметных уроков в соответствии с требованиями ФГОС делилась:
- Мастер-класс для учителей начальных классов Пермского края по теме «Формирование УУД на уроках окружающего мира» в рамках курсов повышения квалификации в Центре развития образования Пермского края (16 мая 2013г.);
- Методическая неделя начальных классов «Формирование УУД, необходимых учащимся для усвоения образовательной программы в рамках ФГОС» (открытый метапредметный урок окружающего мира «Почва – важнейшая часть экосистемы» – 23 октября 2013г.);
- Практический семинар для воспитателей МДОУ «Платошинский детский сад» (выступление по теме «Организация и проведение учебных занятий в соответствии с ФГОС» и открытый урок окружающего мира «Проект «Моя страна» - 6 декабрь, 2012г.);
- Школьные педагогические чтения (апрель, 2013г.);
- ШМО учителей начальных классов.


Литература:
1. Хуторской А. В. «Новые образовательные стандарты: метапредметный подход.
2. Скрипкина Ю. В. «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации»
3. Сетевые образовательные сообщества. «Открытый класс». Семинар-тренинг «Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов».




























15