Особенности и пути решения школьных конфликтов
Выступление на педагогическом форуме
Тема «Особенности и пути решения школьных конфликтов»
План:
Понятие конфликта
Особенности педагогических конфликтов
Причины конфликтов
Причины возникновения конфликтного поведения у школьников
Стиль поведения в конфликтной ситуации
Цели:
Изучение психологических основ общения.
Организация общения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
уточнить понятие “конфликт”;
дать возможность участникам увидеть, что можно предотвращать конфликтные ситуации;
научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
уточнить знания по типам конфликтных личностей.
Участники: директора ОУ, заместители директоров ОУ, учителя (от 15 до 25 человек).
Время: примерно 1 ч.
Ход работы:
Понятие конфликта и педагогического конфликта.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.
Школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами.
Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа.
Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей школьного социума, по формированию благоприятного морально-психологического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.
Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.
Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
ЕСТЬ НА СЛАЙДЕ. В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Но нельзя думать, что конфликты вообще имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.
Виды педагогических ситуаций и конфликтов.
В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:
типичная – это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины.
Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.
нетипичная – ситуация, нехарактерная для данного учащегося или группы.
Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе или в общежитии, уход учащегося из училища.
Такие ситуации требуют выявления причин и обоснованного их анализа для организации работы по предотвращению подобных случаев.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Практическое задание про басню!
Причины педагогических конфликтов
При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:
В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда, как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные.
Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.
Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.
Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.
Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.
Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.
Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.
Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
5 стилей поведения в конфликтной ситуации
Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?
Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.
К. У. Томасом и Р. Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.
А) Стиль конкуренция, давление – «акула»
Свои интересы- «+»
Чужие интересы- «-»
Отношения разрушаются
Цель- отстоять только свои интересы!
«+» - не копятся отрицательные эмоции, берет ответственность на себя
«-»- конфликтная личность, несправедивость, использование власти, связей, угроз, авторитета, закона в личных целях
Может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Его можно использовать, если:
исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.
Б) Стиль сотрудничества – «сова»
Свои интересы- «+»
Чужие интересы- «+»
Отношения не изменяются, временно
Цель - положительное развитие отношений
Требует временных и эмоциональных затрат
Можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны.
Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.
Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
основной целью является приобретение совместного опыта работы;
стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.
В) Стиль компромисс – «лиса»
Свои интересы - частично
Чужие интересы - частично
Отношения сохраняются
Цель - положительное развитие отношений
«+» - уйти от столкновения быстро
« -» - неполная удовлетворенность людей
Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.
При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;
удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
Г) Стиль уклонение, уход – «черепашка»
Свои интересы- «-»
Чужие интересы- «-»
Отношения не изменяются, временно
Цель- уйти от столкновения
«+» - безопасность
«- » - конфликт может возникнуть вновь, т.к. он не решается
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.
В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.
Д) Стиль уступка, приспособление – «медвежонок»
Свои интересы - «-»
Чужие интересы - «+»
Отношения приоритетны
Цель - улучшить и/или сохранить отношения
«+» - сохранение отношений
«-» - нет справедливого разрешения, падает самооценка, накапливается внутренняя агрессия, обида, уныние
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;
считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
осознаете, что правда не на вашей стороне;
чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Практические задания
Упражение № 1
1. Название методики
«Подарок»
2. Цели (ожидаемый результат)
налаживание неформального контакта в группе, ориентация на запрос и получение положительных эмоций
3. Задачи
- активизировать словарь положительных эмоций
- настроить группу на работу
- снять некоторые барьеры в общении
4. Контингент адресатов
учителя (от 6 до 12 человек)
5. Проблема
получение положительных эмоций от общения
6. В каком контексте тренинга может быть применена методика
Тренинг эффективного взаимодействия
Разминочное или заключительное упражнение.
7. Данная методика относится к
методу концентрации присутствия.
8. Описание методики
Время
Описание методики
Вопросы для обсуждения
от 15 мин. до 30 мин.
Тренер предлагает вспомнить положительные эмоции, которые знают участники и написать на листочках какую эмоцию они бы хотели испытать, также предлагается написать своё имя.
Все листочки кладутся в шляпу перемешиваются и раздаются по кругу участникам в качестве задания.
При необходимости тренер направляет участников.
По кругу задаётся вопрос:
В заключение обязательно уточняется:
Вы испытали ту эмоцию, которую хотели?
Чего не хватило для этого?
Не забывайте, что вы можете использовать навыки, полученные в этом упражнении в обычной жизни. Например, вы пришли домой, а муж расстроен, спросите у него какую эмоцию он бы хотел сейчас испытать и подарите ему её.
Упражнение № 2 Обсуждение видеоролика из фильма «Доживем до понедельника»
Упражнение № 3 Анализ педагогических ситуаций.
Ситуация 1.
«На уроке математики учительница несколько раз делала замечание ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте. Учительница села за стол и стала писать в журнале. Ученики занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели».
Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя зависит от «милости» ученика.
Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данной группе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы.
Такие конфликты возможны из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.
Вопросы и задания для анализа ситуации:
1. Что предшествовало возникновению ситуации?
2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание.
3. Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношения его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику).
4. Определите в ситуации момент, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт.
5. Что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность)?
6. Какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал?
7. Смысл конфликта для каждого из его участников.
8. Варианты отношений с учеником после конфликта.
Ситуация 2.
Преподаватель специальной технологии начала занятие с проверки выполнения письменного домашнего задания. У учащейся О. не оказалось домашнего задания и тетради по предмету. Преподаватель, не выявив причины невыполнения задания, начала отчитывать учащуюся, заявив, что она бездельница. В ответ О. в резкой форме ответила, что вообще не собирается заводить тетрадь по этому предмету. Тогда преподаватель велела О. выйти из кабинета, на что учащаяся ответила: «И не подумаю». «Раз так, я сама уйду», – сказала преподаватель и ушла.
В возбужденном состоянии преподаватель пришла к директору училища, все рассказала и заявила, что пока учащаяся не выйдет из кабинета, она не будет проводить занятие.
Директор поступила в данной ситуации следующим образом: нашла свободный кабинет и попросила всех учащихся перейти в него для продолжения урока, а О. попросила остаться на месте. Во время занятия, которое проводилось без О., директор училища беседовала с ней и выяснила, что тетрадь по специальной технологии у учащейся есть и домашнее задание она выполнила, но забыла тетрадь дома, а нагрубила она преподавателю из-за того, что та, не узнав причину отсутствия тетради, сразу начала ее оскорблять. Директору удалось убедить О. в том, что она была неправа, что должна принести и показать тетрадь преподавателю, извиниться перед ней и попросить разрешения присутствовать на занятиях.
После урока преподаватель зашла к директору, и они вместе пришли к выводу, что преподаватель сама вызвала учащуюся на грубость.
Таблица 2
Анализ ситуации
Вопросы к анализу
Варианты ответов
1
2
Какие непозволительные ошибки допустила преподаватель спецтехнологии?
Не выяснив причины отсутствия тетради у учащейся, оскорбила ее, ушла из кабинета, обратилась за помощью к директору. Все эти поступки характеризуют преподавателя как педагогически и психологически неграмотного человека
О чем свидетельствует поведение директора?
О профессиональной компетентности, умении адекватно анализировать ситуацию, находить оптимальный путь разрешения конфликтов
Ситуация 3.
Учащийся группы, систематически опаздывающий на утренние занятия, приглашен Вами (классным руководителем или мастером производственного обучения) для беседы. Но неожиданно для себя Вы опоздали и пришли на 20 минут позже назначенного времени. Учащийся Вас дождался и с любопытством ожидает, как Вы себя поведете.
Таблица 3
Ваши действия
Варианты возможных последствий
выбранных действий
1
2
1. Сразу же начну беседу и потребую от него объяснения по поводу опозданий
Воспитательный успех такого «лобового удара» сомнителен, так как учащийся может сказать: «Что Вы с меня требуете? Сначала сами не опаздывайте!»
Окончание табл.
1
2
2. Оправдаюсь за свое опоздание, а потом начну беседу
Если Вы хотите пользоваться авторитетом, то объясняйтесь, но никогда не оправдывайтесь перед учащимися. Это признак слабости
3. Отменю беседу, перенесу ее на более удобный для меня момент
Совершенно неправильный поступок, показывающий, что Вы плохой воспитатель
4. Попрошу извинения за опоздание и начну беседу
Правильное решение
5. Попрошу извинения и ис-пользую свое опоздание для обоснования замечания
Возможно, но нехорошо получится, если учащийся после беседы с Вами скажет товарищам: «Классный руководитель сегодня специально опоздал, чтобы я не опаздывал»
Упражнение № 4 Тест «стратегии поведения в конфликте»
С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.
Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:
совсем не согласен – 1 балл;
не согласен – 2 балла;
скорее согласен – 3 балла;
согласен – 4 балла;
полностью согласен – 5 баллов.
1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.
6. Из любого конфликта я выхожу победителем.
7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.
11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.
15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.
Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.
Таблица 1
Стратегия
поведения
№утверждений
Сумма баллов
1
2
3
Соперничество
1, 6, 11
Избегание
2, 7, 12
Сотрудничество
3, 8, 13
Приспособление
4, 9, 14
Компромисс
5, 10, 15
Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.
15