Статья «Уровневая дифференциация на уроках развития речи при обучении школьников 5-6 классов написанию сочинения по картине»
Уровневая дифференциация на уроках развития речи при обучении школьников 5-6 классов написанию сочинения по картине.
Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 г. Ноябрьск, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа Фиалковская Вероника Петровна.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком. Базовый (основной) уровень (отметка «3) №1 - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса. Здесь целесообразно давать задания, предполагающие наличие какого-либо образца или подсказки. Продвинутый (алгоритмический) уровень (отметка «4») №2 - некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.
Высокий (творческий) уровень (отметка «5») №3 - дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задания повышенной сложности.
Уровневая дифференциация относится к адаптивным технологиям, то есть к таким, которые обеспечивают конструирование адаптивной образовательной среды, предусматривающей в свою очередь: создание благоприятного психологического климата на уроке и условий активного учения каждого ученика; использование учебного времени с максимальной пользой для ученика в соответствии с его индивидуальными способностями; взаимосвязанную деятельность учителя и ученика. При этом можно определить положительные стороны данного построения урока:- исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей; - у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным; - реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; - повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
- повышается уровень мотивации.
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели урока:
- совершенствовать умение обучающихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи через использование дифференциации - разноуровневой технологии обучения с учётом индивидуальных способностей каждого ученика;
- тренировать в использовании причастий и причастных оборотов в письменной речи.
Описание картины
(беседа по картине)
- Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. Саврасов? По каким приметам вы это поняли? (Март. Ещё вся земля покрыта снегом, но он уже серый, рыхлый, ноздреватый, пропитанный влагой. Местами покрытый талой водой. Берёзы только-только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз: свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них. Высоко в голубом весеннем небе виднеется ещё одна стая птиц, возвращающихся из тёплых стран. Природа встряхнулась от зимнего оцепенения, всё пришло в движение: оседает снег, освобождается от снежного покрова земля, прибывает талая вода, принимают берёзы шумных домовитых переселенцев, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой вышине стая перелётных птиц.) - Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели, а например, не «Весна», «Март»? (В самом названии картины уже прочитывается движение, которое знаменует окончание зимнего сна, возрождение и обновление пробуждающейся природы. Грачи уже прилетели – это значит, что нет возврату зимнему однообразию, холодам и заморозкам, весна объявлена самим появлением перезимовавших в тёплых странах птиц. Они строят гнёзда, чтобы жить, выводить птенцов в краю, где весна только начинает вступать в свои права, но движение её неостановимо. Тема весеннего пробуждения природы, возрождения и обновления – основная в картине, и чудо весеннего оживления происходит прямо на наших глазах.) - Что изображено на первом плане картины? (Берёзы с гнёздами грачей в развилках ветвей, хлопотливые птицы, рыхлый серый снег с лужами талой воды, пруд.)
- Опишите берёзы. (Художник изобразил старые берёзы с искривлёнными стволами, тёмными у основания и светлыми к вершине. Пушистые верхушки деревьев сереют на фоне голубовато-серого неба, белых облаков. Как лёгкое кружево, тонко выписал прозрачную сеточку берёзовых ветвей художник, и верхушки уже не выглядят по-зимнему унылыми: они обнажены, но даже в этот несолнечный день наполнены светом и тянутся к небу. Ощущение весеннего оживления, радость возрождающейся жизни создаёт и множество грачиных гнёзд, над которыми вьются шумные птицы – вестники весны.) - Каким выглядит на картине снег? (Земля стремится быстрее освободиться от снежного покрова, и снег уже серый, рыхлый; он тает и оседает под собственной тяжестью, поэтому выглядит ноздреватым. В ложбинках собирается талая вода, она темнеет неровными лужицами на освещённом весенним светом снеге. Снеговая вода наполняет и пруд, который выходит из берегов и разливается всё шире. Тени берёз вырисовываются на снегу неровными силуэтами, стволы деревьев отражаются в тёмных водах пруда, словно уходя в глубину. Снег на картине освещён по-разному: у забора он словно светится изнутри и кажется розоватым, а у берёзовых стволов покрыт тенями и изрыт следами птиц и весенними каплями.) - Каким предстало на картине «Грачи прилетели» весеннее небо? (Простор небес занимает большую часть картины. Небо на полотне нежно-голубое, покрытое лёгкими перистыми и пышными бело-розовыми облаками, и лишь у линии горизонта облака сгущаются и сереют, сливаясь с темнеющими вдали просторами обнажающихся полей.) - Опишите второй план картины. (На втором плане белеет невысокий пятиглавый собор, а рядом устремляет в небеса купол стройная колокольня. Перед собором и колокольней темнеют деревянные строения и протянулся низкий забор.)
После беседы по картине обучающимся даётся задание по составлению сложного плана (предполагается, что обучающимся на предыдущих уроках развития речи была дана и практически отработана информация по составлению сложного плана), а затем в соответствии с планом задача построить повествование сначала на черновом варианте, проверить, а затем только оформлять работу на чистовой вариант. Обучающимся 3 уровня предлагается составить план сочинения по картине по результатам беседы самостоятельно. Им даётся памятка по написанию сочинения по картине и составлению сложного плана к данному сочинению, а также информационный лист. При этом даётся следующая информация: вначале сочинения нужно рассказать о художнике, написавшем картину, в основной части описать изображённое на картине (первый и второй планы), в конце построить заключительную часть своего описания, сделать выводы. В соответствии с этим нужно составить сложный план. Обучающимся предоставляется возможность задавать в процессе самостоятельной работы вопросы учителю, индивидуально консультироваться, чтобы при этом не мешать работать остальным ученикам.
Информационный лист №3 (творческий уровень).
План.
1) Информация о художнике, написавшем картину.
2) Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
Что изобразил художник на картине?
____________________________________.
а) ________________;
б) ________________;
в) ________________.
___________________________________.
___________________________________.
а) ___________________;
б) ___________________.
3) Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» - гимн _____________________.
Обучающимся 2 уровня даётся возможность определить основное содержание плана, озаглавить пункты плана сочинения через наводящие вопросы и формулировки.
Информационный лист №2 (алгоритмический уровень).
План.
1) Информация о художнике, написавшем картину.
2) Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
Что изобразил художник на картине?
Что изображено на первом плане картины?
а) ________________;
б) ________________;
в) ________________.
Как художник изобразил весеннее небо?
Что изображено на _________ плане картины?
а) ___________________;
б) ___________________.
3) Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» - гимн родной русской природе.
Обучающимся 1 уровня даётся информационный лист предлагается составить план сочинения с учётом того, что некоторые пункты плана уже названы, а затем приступить к написанию сочинения на черновике.
Информационный лист №1 (базовый уровень).
План.
А. Саврасов – художник-_______________.
_______________________________.
Изображение художником весеннего пробуждения природы.
2. Первый план картины:
а) __________________;
б) __________________;
в) __________________.
3.Весеннее небо на картине А. Саврасова.
4._____________________:
а) пятиглавый собор и колокольня;
б) деревянные строения.
3) Картина _________________________ - гимн родной русской природе.
Образец плана.
А. Саврасов – художник-пейзажист.
Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
1.Изображение художником весеннего пробуждения природы.
2. Первый план картины:
а) берёзы с гнёздами грачей;
б) хлопотливые птицы;
в) рыхлый снег.
3.Весеннее небо на картине А. Саврасова.
4. Второй план картины:
а) пятиглавый собор и колокольня;
б) деревянные строения.
3) Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» - гимн родной русской природе.
При оценивании работ обучающихся учитывается уровень обучения, по которому работал каждый ученик. Лучше, если обучающимся будет выставляться отдельно оценка за составленный план и две оценка за само сочинение: первая – за содержание и логичность и правильность изложения текста-описания, раскрытие темы, вторая – за грамотность.