Организация индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников


Организация индивидуального подхода в процессе обучения
младших школьников
Автор: Беляева Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 п.Фряново Щёлковского района Московской области
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет, и не будет двух абсолютно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно. Одним из резервов, позволяющим поднять работу школы на новый качественный уровень является индивидуализация обучения.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении детей большое внимание уделяли представители прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я.А.Коменский и др. Психологи - А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. На развитие индивидуальности ребёнка ориентированы такие технологии обучения как Монтессори – педагогика, развивающие системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, личностно-ориентированные подходы И.С.Якиманской, Е.В.Бондаревской, Ш.А.Амонашвили.
Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к труду.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно потому это общий принцип воспитания и обучения. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребёнку.
Мною были рассмотрены педагогические условия эффективного использования индивидуального подхода в начальной школе. Я поставила перед собой задачу – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. А учебный процесс в большинстве случаев направлен на достижение общих для всех целей, проходит в общем для всех темпе, на одном содержании, рассчитан на какой-то универсальный уровень мыслительных процессов «среднего» школьника.
На таком «универсальном» уроке может возникнуть ситуация, когда цель урока вообще не будет достигнута, так как не окажется в классе детей «среднего» уровня. А цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Изучив психолого-педагогические основы и проблемы индивидуального подхода и рассмотрев особенности организации индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников, мною была спроектирована модель работы по осуществлению индивидуального подхода в педагогическом процессе начальной школы. Модель работы состоит в следующем:
Изучение детей, поступающих в 1 класс.
Включение личностно-ориентированных технологий в педагогический процесс как основы его организации.
Составление характеристик на учеников, отражающих уровень их индивидуального развития.
Использование дифференцированного подхода в обучении: ориентация на разноуровневое развитие младших школьников в процессе обучения.
Сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей.
Данная модель служит цели индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. На мой взгляд, следование этой модели помогает педагогу увидеть индивидуальность своего ученика, сохранить её, обеспечить максимальное развитие ребёнка. Также мною были разработаны практические рекомендации для учителей. А именно:
изучение особенностей ребёнка и его уровня подготовленности к школьному обучению;
использование в своей работе нетрадиционных форм организации уроков;
предоставление детям на уроках большей самостоятельности;
чёткое планирование каждого занятия;
использование на уроках занимательности и игровых приёмов;
ведение листков учёта;
единство требований между родителями и учителями;
доброжелательное отношение к детям, поощрение за малейший успех.
Я убеждена, что работа по осуществлению индивидуального подхода должна проводиться планомерно и систематически. Только тогда индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка. Индивидуальный подход представляется не каким-то отдельно взятым принципом, а самой сущностью всего процесса педагогического взаимодействия.