Статья Урок иностранного языка в координатах современности. Инновационные ресурсы учебного занятия в условиях реализации ФГОС.
Урок иностранного языка в координатах современности. Инновационные ресурсы учебного занятия в условиях реализации ФГОС.
А.В. Пелёвина преподаватель иностранного языка
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Невозможно предсказать грядущие изменения в науке, обществе, повседневной жизни. Именно поэтому усилия педагогики сегодня направлены прежде всего на воспитание творческой личности, способной правильно оценить происходящие изменения и найти свое место в социуме. Но тяга к творчеству не является врождённым качеством, не даруется от природы, тягу к творчеству надо воспитывать. В первую очередь необходимо формировать потребность учиться, получать знания. Только способный к непрерывному самообразованию человек может найти себя в обществе. Но если не создавать целенаправленно эти качества, то детский познавательный интерес затухает, повзрослев, люди пытаются наследовать установленные стереотипы, что приводит их на обочину бурно развивающейся жизни. Еще З.Фрейд, характеризуя подобное затухание, указывал на колоссальные различия между блестящим умом ребенка и тлеющей ментальностью взрослого.
Именно изменения в социуме и вслед за ними и в образовании делают проблему интереса к учебному предмету особенно актуальной. ФГОСы последнего поколения требуют ставить перед учениками такие познавательные задачи, которые побуждают их к активной поисковой или творческой работе. Отсюда целью обучения иностранным языкам становится не набор конкретных умений, а формирование такой языковой личности, которой иностранный язык нужен будет «для жизни», для «общения в реальных ситуациях».
Эффективное общение в реальных ситуациях возможно при высоком уровне сформированности социокультурной компетенции. Стремление к компетентному общению с носителями изучаемого языка и становится сильнейшим мотиватором в работе над предметом, который в конечном счете ведет к созданию вторичной языковой личности, что и является целью лингвистического образования. Результатом любого языкового образования должна явиться сформированная языковая личность, а результатом образования в области иностранных языков - вторичная языковая личность как показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации [Гальскова, 2004, С.65].
В то же время адекватное взаимодействие с представителями других культур способствует воспитанию терпимости и толерантности к носителям другого языка, прививает общее понятийно-благожелательное отношение к устоям, традициям соседей по планете.
Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения, появляются новые когнитивные запросы, стремление преодолеть неопределенность и тревожность в общении. Неоценимым ресурсом в решении этих сложных задач является использование в преподавании иностранных языков возможностей сети Интернет.
Задача педагога состоит в организации познавательной деятельности учащихся с использованием глобальной сети, обусловленной определенными целями образования. Ученикам разного возраста доступны разные формы работы. Следует учесть, что организация эффективного обучения детей возможна только при знании и умелом использовании разнообразных средств обучения в ходе педагогического процесса. Исследования в области педагогики показали, что наиболее продуктивным обучение становится в том случае, когда все средства обучения используются учителем комплексно, взаимно дополняя друг друга. Так, в обучение лексике, например, могут последовательно использоваться сайты Quizlet (фонетическая отработка слов), Learning Apps (употребление слов на уровне предложений) и снова Quizlet для осуществления контроля усвоения, причём задания могут быть составлены разно уровневые по сложности. Учителя английского языка могут свободно варьировать предложенные варианты использования ИКТ, создавать свои подходы, варьировать и сочетать различные направления, выстраивать собственные типы уроков в зависимости от их уровня владения информационно-вычислительной техникой и желания использовать ИКТ в своей работе [2, 37-39].
Нельзя недооценивать и такие аутентичные материалы, как видеофильмы. Это не только возможность пополнять словарный запас как активной, так и пассивной лексикой современного языка. Они позволяют представить овладение языком как освоение реальной иноязычной культуры. Обучающиеся эмоционально воспринимают происходящее на экране, обращают внимание на культуру речи, специфическую мимику и жестикуляцию, это и есть постижение живой иноязычной культуры. Использование видеофильмов способствует индивидуализации обучения, развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Сегодня существуют самые широкие возможности реализации школьниками своих знаний и умений межкультурной коммуникации: даже если не всем доступны поездки на летние стажировки и курсы, отдых за границей, будущая учёба в языковых вузах, то возможность чтения книг, просмотра фильмов и понимания лирики песен на языке, онлайн общение с носителями языка или использование иностранного языка в качестве языка-посредника, участие в международных конкурсах и проектах, сдача международных экзаменов доступны многим. Именно интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду. Неудивительно, что преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. Ин. яз. высш. пед. учебн.з аведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2004.
Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004.
Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2.
Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2006.
www.history.ru/progr.htm
www.1september.ru
http://www.englishatschool.ru
http://www.englishteachers.ru
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=14410&tmpl=com
http://eltarea.ru/index.htm
http://www.langinfo.ru
http://www.fluent-english.ru
http://www.native-english.ru
http://www.mystudy.ru
http://www.exams.ru
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.5.1https://quizlet.com