Методическая разработка раздела программы по информатике «Основы алгоритмизации в пропедевтическом курсе информатики» (5-6 класс)
Нижегородский институт развития образования
Кафедра теории и методики преподавания информатики
Квалификационная работа на высшую категорию
Методическая разработка раздела образовательной программы
«Основы алгоритмизации в пропедевтическом курсе информатики»
Автор:Самсонова Л.Н.
МБОУ «Лицей №15»,
г.Саров Нижегородской обл.
учитель высшейквалификационной категории
2014
Содержание
Введение_________________________________________________3
Пояснительная записка_____________________________________4
Цели и задачи раздела______________________________________8
Психолого-педагогическое объяснение специфики
восприятия и освоения учебного материала______________________9
Ожидаемые результаты освоения раздела программы______________11
Обоснование используемых образовательных технологий,
методов, форм организации деятельности обучающихся___________14
Система знаний и система деятельности_________________________18
Календарно-тематическое планирование по разделу_______________19
Разработка урока ____________________________________________24
Список литературы __________________________________________31
Приложение1. Контрольно-измерительные материалы к разработке
Приложение 2. Комплект сценариев занятий к разработке
Приложение 3. Мультимедийные презентации к занятиям
Приложение 4. Лист – конспект для ученика
Введение
В соответствии с федеральным и нижегородским региональным базисным учебным планом в 5-6 классах МБОУ «Лицей №15» им. акад. Ю.Б. Харитона осуществляется изучение пропедевтического курса «Информатики и ИКТ». Программа пропедевтического курса «Информатика и ИКТ»для 5-6 класса была разработана в 2006 году учителями информатики в рамках экспериментальной площадки НИРО «Создание единой информационно-образовательной среды лицея», научным руководителем являлся А.Г. Баханский, доцент кафедры теории и методики преподавания
информатики ГОУ ДПО НИРО. Программа имеет экспертное заключение НМЭС ГОУ ДПО НИРО № 83 от 17 мая 2006 года.
Данная программа является первым звеном программной линии «Информатика и ИКТ» в лицее, состоящей из трех программ, и охватывающей пропедевтический (5-6 класс), базовый (7-9 класс) и базовый для старших классов (10-11 класс) курсы информатики и ИКТ. Программа прошла успешную апробацию в лицее.
Программа пропедевтического курса после апробации претерпела некоторые изменения в связи с внедрением стандартов второго поколения и прошла новую экспертизу. На сегодняшний день программа имеет Экспертное заключение № 19 МОУ ДПОС МЦ 30 сентября 2011г.
В методической разработке «Основы алгоритмизации» представлен авторский комплект занятий по теме: «Алгоритмические этюды», который получил диплом I степени Всероссийского конкурса «Педагогические инновации», также был представлен на Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок». Урок «Решение задач перестановки методом графа», входящий в комплект, является лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший урок Smart» и победителем городского конкурса «Мой Smart-урок». Разработка по данной теме имеет несколько публикаций Всероссийского уровня.
Пояснительная записка
"Образование - удивительная вещь,
но не стоит забывать о том,
что ничему, что действительно
стоит знать, нельзя обучить"
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики.
Целями изучения этого предмета в 5-6 классах являются:
формирование готовности к использованию методов информатики и средств ИКТ в учебной деятельности в условиях опытно-экспериментальной работы лицея по проблеме «Организация информационного пространства образовательного учреждения», предполагающего широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе;
пропедевтика основных понятий базового курса информатики;
развитие творческих и познавательных способностей школьников.
Основополагающими принципами построения курса информатики в 5-6 классах являются:
целостность и непрерывность;
научность в сочетании с доступностью;
практико-ориентированность и мета предметность;
концентричность в структуризации материала.
Программа разработана на основе программы Л.Л.Босовой и предполагает использования УМК Л.Л.Босовой и программно-методического комплекса «Роботландия» (Ю.А.Первин, А.А. Дуванов и др.).
Программа предусматривает изучение пропедевтического курса «Информатика и ИКТ в объеме 2 часа в неделю в 5 классе и 2 часа в неделю в 6 классе.
Реализация данной программы обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по всем основным рекомендуемым МО РФ учебникам: Н.Д. Угриновича, И.Г. Семакина и др. А также обеспечивает уровень овладения основными информационными технологиями, необходимый для успешного их использования в учебной урочной и внеурочной деятельности.
Программа может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к её изучению впервые.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения курс Информатики и ИКТ строится на основе содержательных линий, по трем направлениям:
«Информационные процессы»
«Информационное моделирование»
«Информационные основы управления»,
которые отражают основополагающие модули современных учебников по информатике.
Перечень основных понятий по содержательным линиям:
Содержательные линии по направлению «Информационные процессы» – понятие информации, хранение, обработка, измерение, хранение, обработка, защита информации, информационные носители и информационные процессы.Содержательные линии по направлению «Информационное моделирование» - информационное моделирование, формализация как важнейший этап моделирования, формальные языки описания алгоритмов, компьютерное моделирование и его виды, исследование моделей, алгоритмы, алгоритмы и программы.
Содержательные линии по направлению «Информационные основы управления» - управление в сложных системах, понятие обратной связи, моделирование процессов управления в реальных системах, управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма, замкнутые и разомкнутые системы управления, самоуправляемые системы, иерархические системы, информационные потоки в каналах обратной и прямой связи в реальных системах управления.
Содержание данного курса информатики и информационно-коммуникационных технологий для 5-6 классов является базовым фундаментом трех содержательных линий, так как предполагает освоение следующих укрупненных модулей:
1. Модуль "Теоретическая информатика".
Основные понятия: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема.Темы для изучения: информатика и информация; многообразие форм представления информации; действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации; кодирование информации; метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел; системы счисления; двоичное кодирование текстовой и графической информации; единицы измерения информации; элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение; необходимые и достаточные условия; понятие алгоритма, примеры алгоритмов; исполнители алгоритмов, СКИ; способы записи алгоритмов.
2. Модуль "Средства информатизации".
Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система.Темы для изучения: аппаратное обеспечение компьютера; виды памяти в компьютере; информационные носители; файл, основные операции с файлами; программное обеспечение компьютера; назначение операционной системы; техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
3. Модуль "Информационные технологии".
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.
Темы для изучения: текстовый редактор: назначение и основные функции; графический редактор: назначение и основные функции; приложение Калькулятор и его возможности; мультимедийные технологии (презентационная графика).
4. Модуль "Социальная информатика".
Основные понятия: информационное общество, информационная этика. Темы для изучения: предыстория информатики; основные этапы развития вычислительной техники; роль информации в жизни общества; информационная этика.
Предложенное в программе тематическое планирование для 5-6 классов в результате апробации претерпело некоторые изменения, связанные с перестановкой отдельных тем, корректировкой количества часов, отводимых на ту или иную тему и подготовкой программы к внедрению новых образовательных стандартов.
Имеющаяся подборка вариантов контролирующих материалов соответствует заявленным целям, содержанию и требованиям к знаниям, умениям и навыкам учащихся и разнообразны по формам. Предлагаемые задания вполне посильны для школьников, содержательны и интересны по формулировке, рассчитаны на высокий уровень требований к учащимся.
В данной методической разработке рассматриваются вопросы из Модуля "Теоретическая информатика" на пропедевтическом этапе непрерывного курса изучения информатики.
Одним из важнейших принципов, заложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах – обучение на основе системно - деятельностного подхода. Акцент в школьном образовании перемещается с усвоения фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на практическую деятельность в процессе обучения.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности
С другой стороны, алгоритмическое, а также образное и логическое мышление определяет интеллектуальность современного человека. Умение планировать, помогает в разработке алгоритмов для решения самых разнообразных задач. Поэтому одной из целей обучения «Теоретической информатике» в 5-6 классах является: сформировать у детей алгоритмический тип мышления.
Однако, при составлении алгоритмов, учащиеся сталкиваются с проблемой неоднозначности решения. Задают вопросы: Какой алгоритм считать правильным? Наиболее рациональным?
Задачи перестановки, предлагаемые учащимся на уроках информатики, РНЗ (Решение нестандартных задач), в качестве олимпиадных по математике, имеют наиболее рациональный алгоритм решения, если использовать ГРАФЫ. Перестановка на основе графа представляет собой увлекательный и доступный для понимания детей 10-12 лет процесс. С другой стороны граф является одним из способов описания моделей.
Проанализируем включения разделов «Алгоритмизация» и «Моделирование» в УМК Л.Л. Босовой:
Предметные результаты Соответствующее содержание учебников
1.Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры На формирование данного результата ориентировано все содержание учебников и других компонентов УМК.
1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации 6. класс:
§ 11. Табличные информационные модели.
§ 12. Графики и диаграммы.
1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств Формирование данного результата обеспечивается за счет выполнения практических работ на компьютере:
6 класс:
Работа 13.Создаем модели – графики и диаграммы.
Работа 14.Создаём модели – схемы, графы и деревья.
2.Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства
2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах 6 класс:
14. Что такое алгоритм.
15. Исполнители вокруг нас.
16. Формы записи алгоритмов.
17. Типы алгоритмов.
2.3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах 6 класс:
9. Информационное моделирование.
10. Словесные информационные модели.
11. Табличные информационные модели.
12. Графики и диаграммы.
12. Схемы.
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической
3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя 6 класс:
18. Управление исполнителем Чертежник.
3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической. 6 класс:
17. Типы алгоритмов.
4.Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных 5 класс:
10. Наглядные формы представления информации.
6 класс:
9. Информационное моделирование.
10. Словесные информационные модели.
11. Табличные информационные модели.
12. Графики и диаграммы.
12. Схемы.
Из содержания разделов видно, что достаточно сбалансированно отражены вопросы теоретической информатики и отсутствуют практические методы решения задач.
С другой стороны, содержание материалов ЕГЭ демонстрирует важность, практических методов решения алгоритмических задач используя модели.
№ Название раздела Число заданий Макс. первич- ный балл % от МПБ
1. Элементы теории алгоритмов и программирование 9 14 35%
2. Логика и алгоритмы 7 10 25%
3. Моделирование 1 1 2,5%
Итого: 17 25 67,5%
Следует отметить, что контрольно-измерительные материалы в 2011-2012 учебном году существенно переработаны по сравнению с прошлым учебным годом.
Изменено соотношение частей работы (А и В) и распределение заданий по разделам курса информатики. Но разбиение содержания заданий на темы при этом осуществлено в соответствии с кодификатором 2011 г. Появились новые задания:
А2 – Задание на дерево решений
B9 - Задание на графы
B13 - Задание на дерево решений
C3 - Задача динамического программирования
В целом контрольно-измерительные материалы по информатике и ИКТ переработаны в сторону усложнения. Задания ЕГЭ носят все более четкий характер, с одной стороны не требующий сложных ручных вычислений, а с другой, исключающий возможность случайного «угадывания» ответа.
Используя методические материалы на практике, через деятельность, учащиеся имеют возможность соединить две наиболее важные содержательные линии.
Таким образом, в данной разработке усилена практическая составляющая курса.
Цели и задачи раздела
Важнейшими целями методической разработки являются развитие у детей навыков, необходимых для успешной жизни в условиях ХХI века. Представленные занятия нацелены на формирование умений искать, анализировать, критически оценивать, отбирать и организовывать информацию; планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать алгоритмы. Таким образом, можно выделить:
Образовательные цели:
- Формирование основ алгоритмического мышления;
- Формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения разно уровневых задач и саморазвития;
- Перенос знаний на новый, творческо-преобразующий уровень.
Дидактические цели:
- В результате деятельности учащиеся должны знать: что такое алгоритм, приводить примеры;
- Иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- Уметь исполнять и составлять несложные алгоритмы для исполнителей с известной СКИ;
- Знать базовые алгоритмические структуры и строить блох-схемы используя их;
- Строить и использовать графы для решения задач на перестановку и как составлять алгоритм перестановки с помощью графа.
Учет специфики новых стандартов: В процессе работы ученики получают возможность для формирования всех видов универсальных учебных действий:
личностных;
регулятивных;
познавательных;
коммуникативных.
Овладение учениками УУД позволяет достичь развивающих целей:
Развивать у учащихся способности организовывать свою деятельность:
определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации целей и применять их на практике,
взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей,
оценивать достигнутые результаты.
Развивать у учащихся умения объяснять явления действительности: природной, технической среды:
выделять их существенные признаки,
систематизировать и обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи,
оценивать их значимость.
Развивать у учащихся основные жизненно необходимые навыки, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:
навыки решения проблем,
навыки принятия решений,
навыки поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативные навыки,
навыки сотрудничества.
Воспитательные цели:
Формировать познавательные интересы учащихся,
Воспитывать трудолюбие,
Прививать навыки работы в коллективе,
Формировать культуру умственного труда.
Психолого-педагогическое объяснение специфики
восприятия и освоения учебного материала
Основная особенность подросткового возраста – начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. С одной стороны уже решены задачи, поставленные в младшей школе: формирования умения учиться, освоения главных инструментов познания: теоретического мышления, учебной деятельности в ее коллективно-распределенной форме, содержательной рефлексии. С другой стороны, поставлены задачи основной школы: сформировать способность подростка к осуществлению продуктивной деятельности, используя приобретаемые в процессе базового образования знания и умения через создание ситуаций выбора и познавательной ориентации, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На данном этапе происходит включение в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Содержание понятия «учение» расширяется в подростковом периоде, так как приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целенаправленно. Однако отношение к учению может качественно различаться у разных учащихся. У значительной части ребят имеется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к предмету и соответствующим отраслям науки. В классе есть также группа способных ребят, у которых склонность к интеллектуальной деятельности, вдумчивость, умение долго и сосредоточенно работать, увлеченность познавательно – продуктивной деятельностью проявляются не при усвоении содержания предмета, а в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.
Для определенной группы учащихся приобретение знаний становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно – творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию.
Появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений. В самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие цели, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Совершенно необходимо создавать и развивать у ребят установку на размышление при работе с любым материалом, при выполнении учебно - практических заданий любого рода.
Следовательно, мотивация к обучению у ребят различная. Отсюда можно выделить 3 группы:
У ребят данной группы достаточно высокий уровень абстрактно – логического мышления, хорошо развиты такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, широкий кругозор. У них более развита техника монологической речи, любят рассуждать, умеют устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы, что позволяет полно, разносторонне и целостно усваивать новый материал.
Другая группа ребят добросовестно и ответственно относится к изучению материала, но, к сожалению, в силу особенностей своего характера, робости, неуверенности в себе, не всегда проявляют себя с активной творческой стороны. Эти ученики нуждаются в психологической поддержке учителя. У них хороший уровень обучаемости, преобладает зрительная память, для них в большем объеме необходима наглядность. Поэтому для них необходимы дискуссии и аудиовизуальные методы. У многих ребят память долговременная, хороший уровень как зрительной, так и слуховой памяти. Они могут усваивать информацию в любой форме, к тому же обладают большим объемом кратковременной памяти.
Однако есть ученик, у которого значительно снижен объем кратковременной памяти, ему необходимо некоторое время, чтобы усвоить новый материал. Он не уверен в себе, нуждается в особом подходе, в эмоциональной поддержке. Поэтому на занятиях объединяю его для работы с более успешным учеником, созданию ситуации успеха через упрощенные задания, воспитываю взаимоуважение и сотрудничество.
В целом пятиклассники с удовольствием узнают новые факты, интересуются дополнительным материалом по предмету. Многие ребята на уроках активны, заинтересованы, обладают неплохим творческим потенциалом.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В последние годы работа лицея была направлена на создание модели лицейского образования, ориентированного на формирование творческой личности, способной принимать оптимальные решения и вырабатывать адекватное поведение в меняющемся мире.
Знание – понимание – умение – навыки – мастерство – творчество – путь, по которому шло совершенствование учебно-воспитательной деятельности лицея .Программа пропедевтического курса информатики способствуют овладению средствами мыслительной деятельности, познавательной активности, рефлексии, что приводит к высоким результатам обучения
При ее реализации предполагается использование УМК Л.Л. Босовой и программно-методического комплекса «Роботландия» (Ю.А. Первин, А.А. Дуванов и др.). В характере внесенных изменений (по сравнению с программой Л.Л.Босовой) просматривается четкая направленность на наиболее полное формирование готовности к эффективному использованию методов информатики и средств ИКТ в учебной деятельности и внеурочной работе, успешному освоению базового курса информатики. Программа обеспечивает решение и других целей пропедевтического курса информатики и развитие творческих и познавательных способностей школьников.
Общий объем раздела программы составляет 48 часов в течение двух лет обучения по 2 часа в неделю. Раздел, как и вся программа, сочетает изучение базовых понятий информатики с практической работой на компьютере. В отборе содержания, последовательности изучения тем, отборе программного обеспечения обязательным условием является стремление обеспечить высокое качество образования воспитанников лицея, их конкурентоспособность.
В течение пятилетнего периода апробации программы проводился мониторинг усвоения материала, как учителями информатики, так и администрацией лицея. 100% учеников усваивают программный материал. Качество знаний по отдельным контрольным работам в 5-6 классах колеблется от 78% до 100%. Качество знаний по информатике представлено в таблице:
Учебный год 5а 5б 6а 6б 7а 7б
2008-09 96% 97% 84% 91% 97% 79%
2009-10 93% 95% 91% 100% 68% 87%
2010-11 93% 96% 96% 96% 96% 100%
2011-12 96% 97% 91% 100% 95% 90%
2012-13 94% 97% 100% 95% 97% 89%
Данные по качеству знаний семиклассников показывают, что пропедевтический курс успешно готовит учащихся к освоению базового курса информатики и ИКТ. Достоверность данных подтверждается и внешней экспертизой, а именно успешным участием лицеистов в различных олимпиадах и конкурсах по ИКТ (школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников, «Инфознайка», КИТ, конкурсы презентаций, Городской фестиваль творческих работ на компьютере, различные Интернет-проекты).
Результаты итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов свидетельствуют о высоком уровне и качестве обученности учащихся лицея.
Анализ итоговой аттестации выпускников 9х классов.
Второй год выпускники 9х классов сдают экзамен по информатике и ИКТ в новой форме. Средний балл за выполнение работы составил 19,5 из 26 возможных. Средняя отметка за выполнение работы составила 4,2 балла.
100% выпускников, выбравшие экзамен по информатике, сдали его на «4» и «5».
Рейтинг лицея по области
2010-2011 2011-2012
Информатика 10 5
Результаты Единого государственного экзамена
Результаты экзаменов за три года (средний балл)
Учебный год 2008 – 2009 2009 – 2010 2010 - 2011
Информатика 76 75 79
В 2011-12 году выпускник 11 класса получил 100 баллов по информатике.
Результаты ЕГЭ в лицее выше, чем в Нижегородской области и в Российской Федерации.
Таким образом, реализация данной программы обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к базовому курсу информатики, а также обеспечивает высокий уровень овладения основными информационными технологиями, необходимый для успешного их использования в учебной урочной и внеурочной деятельности.
Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Современные образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности в комплексе с компьютерными и Интернет - технологиями - являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения и широко используются в мировой практике. Работая в в современной школе, с детьми, у которых высокий уровень мотивации обучения невозможно использовать только традиционную методику обучения. Поэтому при проектировании уроков сегодня, учителю необходимо использовать личностно - ориентированный подход к обучению, в центре которого - находится личность ученика.
Сегодня, в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Основные задачи обучения:
Обучение деятельности;
Формирование личностных качеств и системы ценностей;
Формирование целостной картины мира.
Очевидно, что традиционный объяснительно - иллюстративный метод, на основе которого строится традиционное обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Понятно также, что решение этих задач не может проводиться в отрыве от деятельности, посвящённой особенностям мышления школьников.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе.
Хотя между двумя подходами существуют различия, важно заметить, что методы 21 века, могут обогатить традиционные методики обучения. Преимущества – снятие тревожности и неуверенности. Групповая работа позволяет каждому найти и исполнять роль по своим силам. Элемент общения учеников – важная составляющая воспитательного процесса. Умение выслушать, понять, и принять чужое мнение актуально в корпоративном мире. Итак, отличий много. И в содержании, в методике преподавания, в атмосфере в классе, в оценке деятельности учеников.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи – дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
В процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.
Таким образом, деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
Система знаний и система деятельностиСистема знаний включает в себя:
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; формированию информационной и алгоритмической культуры; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Система деятельности включает:
- Познавательную деятельность. Ученики занимаются анализом, требующим навыков мышления высокого порядка, оценкой материала, обобщением фактов; целью учеников является поиск одного или нескольких из возможно правильных ответов; ученики выбирают как вид деятельности, так и уровень сложности выполняемой работы;
- Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.
- Общеучебная деятельность. класс - рабочее помещение, где идет работа, и уровень шума зависит от того, чем ученики занимаются; ученики часто работают вместе друг с другом, в роле эксперта или в роле учителя;
- Самоорганизующая деятельность ученики работают над заданиями, нацеленными на глубокое понимание знаний и их последующее применение; обучение – творческий процесс созидания;
- Используемые методы: «Мозговой штурм», прогнозирование по ключевым словам, создание кластеров, перекрестная дискуссия, синквейн.
Использование перечисленных технологий при проектировании современного урока в корне меняет роль учителя, да и процесс обучения в целом.
Календарно-тематическое планирование по разделу
5 класс:
№ Название темы Кол-во часов Контроль
I Алгоритмические этюды
1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма ПМК «Роботландия»:
Перевозчик 3 Сам. раб по уровням сложности
2 Алгоритмы решения логических задач:
Ханойская башня. ПМК «Роботландия»:Монах 2 тест
3 Метод координат. Перестановка коней ПМК «Роботландия»:Конюх 4 Сам. раб по уровням сложности
4 Графы. Решение задач с использованием граф ПМК «Роботландия»:Конюх 4 Сам. раб по уровням сложности
5 Преобразование информации путем рассуждений, решение задач ПМК «Роботландия»:Переливашка4 Контрольное решение задач
6 Метод деления пополам ПМК «Роботландия»:Угадайка1 тест
7 1 Контрольная работа № 4
«Алгоритмические этюды»
II Исполнители алгоритмов
8 Исполнитель. Среда Исполнителя. СКИ, отказы. Режимы управления Исполнителем 2 Сам. раб по уровням сложности
9 Исполнитель Машинист: схема знакомства, формирование составов ПМК «Роботландия»:Машинист 2 тест
10 Исполнитель Автомат: схема знакомства, организация вычислений ПМК «Роботландия»:Автомат 2 11 Исполнитель Плюсик: схема знакомства, понятие стека. Решение задач. ПМК «Роботландия»:Плюсик 3 Контрольное решение задач
12 Исполнитель Буквоед: схема знакомства, понятие черного ящика, решение задач ПМК «Роботландия»:Буквоед3 Сам. раб по уровням сложности
13 1 Контрольная работа №5
«Исполнители алгоритмов»
6 класс:
№ Название темы Кол-во часов
Контроль
Теория Практика I Алгоритмизация
1 Понятие алгоритма, свойства алгоритма, способы записи. Исполнители (повторение) ПМК «Страна Фантазия» 2 Сам. раб по уровням сложности
2 Базовые алгоритмические структуры ПМК «Страна Фантазия» 2 Сам. раб по уровням сложности
II Сложный исполнитель
3 Исполнитель РОБОТ: знакомство со средой и возможностями ПМК «РОБОТ-исполнитель» 1 4 Линейные алгоритмы ПМК «РОБОТ-исполнитель» 2 Контрольное решение задач
5 Цикл n раз ПМК «РОБОТ-исполнитель» 2 Контрольное решение задач
6 Цикл «Пока…» ПМК «РОБОТ-исполнитель» 3 Контрольное решение задач
7 Вспомогательный алгоритм ПМК «РОБОТ-исполнитель» 3 Контрольное решение задач
7 1 «Контрольная работа №6 «РОБОТ - Исполнитель »
РАЗРАБОТКА УРОКА
Решение задач перестановки с использованием графа
Урок информатики
Урок «открытия» нового знания.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard, колонки, программа Notebook, ПК учеников для выполнения практической работы, модель задачи “Переставь коней”, разнообразный раздаточный материал.
ПО:
-ПМК Роботландия - Урок - Smart “Использование графов”.
Информация о предметной направленности разработки
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 5
УМК (программа) Авторская программа (Программа создана на основе программы Л.Л.Босовой и предполагает использование УМК Л.Л.Босовой и программно-методического комплекса «Роботландия» (Ю.А.Первин, А.А. Дуванов и др.)Раздел учебной программы, тема Решение задач перестановки с использованием графа, урок 4 в теме: «Координаты клетки. Задача о перестановке коней. Графы. Решение задач перестановки с использованием графа».
Необходимые предварительные знания и умения: Предложенный урок, является частью комплекта сценариев занятий по теме: «Координаты клетки. Графы. Решение задач перестановки с помощью графа».
В комплекте представлены сценарии 5 уроков, презентации к урокам, разнообразный раздаточный материал.
Учащиеся знают: понятие координаты, графа, координатной плоскости
Уч-ся умеют: строить графа, решать задачи перестановки в среде исполнителя «Конюх»
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, т.е. применять при решении задач перестановки метод графа
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, таких как эффективный алгоритм решения
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны научиться использовать метод графов при решении задач перестановки
Формы контроля и оценки результатов урока:
самостоятельные работы (3 варианта, по уровню сложности)
проверочный тест (3 варианта, по уровню сложности)
обучающая программа для определения координат, написанная с помощью языка программирования Delphi
Учет специфики новых стандартов: В процессе работы ученики получают возможность для формирования всех видов универсальных учебных действий:
личностных (отношение к себе, к другим, к определенным видам деятельности т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом и оценивания усваиваемого содержания)
регулятивных (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск вариантов решения задачи и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, т.е. перенос знаний в новые условия, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
коммуникативных (обеспечивают умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре, в группе)
Технологическая карта урока для формирования УУД учащихся: https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AmyZNGCeqjH4dEpmN21HQ3lZQjN1RUpnNUJMRFdJX0E&usp=sharing
Рефлексия учебной деятельности: рефлексия учебной деятельности на этапе подведения итогов урока.
Виды:
Ретроспективная рефлексия — анализ уже выполненной деятельности
Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности.
Ребята помогают Незнайке продолжить начатые фразы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№
стрЭтап урока, слайды Действия учителя Формы организации работы учителяДействия учеников
Формы организации работы
детей Используемые
функции
программного
обеспечения
1. Организационный этап урока
Формирование положительного настроя для учащихся:
Сегодня на уроке мы снова отправимся в путешествие…
Наш маршрут - страна Роботландия.
По дороге мы поможем Незнайке, заглянем в гости к Конюху и должны будем найти дорогу домой. Чтобы не потеряться в новой стране, пусть у каждого будут свои координаты, т.е. адрес, по которому Вас можно найти. Согласны? Прикрепите, пожалуйста, свои координаты. Наше путешествие начинается… ”
Учащиеся прикрепляют бейджи с координатами А1, А2…(по месту посадки) и настраиваются на работу
Данный этап предполагает осознанный переход уч-ся в пространство учебной деятельности. Создаются условия для включения в учебную ситуацию Использованы встроенные объекты - картинки, которые приглашают ребят в путешествие.
Также
использована
Гиперссылка со слов «об авторе» на Google - сайт учителя.
Мотивационно-ориентировочный этап
2. Актуализация и пробное учебное действие:
Учитель:
«Ребята! У нас первая остановка! Необходимо ответить на вопросы, чтобы двигаться дальше».
Учитель предлагает ответить на вопросы теста, актуализирует знания учащихся. Организует совместную работу по поиску правильного ответа. Работает с тестом на Smart- доске. Учащиеся предлагают ответы и выбирают правильный вариант ответа, при необходимости корректируют, и анализирует ответы.
Предлагаемое задание нацелено на актуализацию основных понятий и выявления готовности к построению новых знаний.
Использован режим работы с встроенным интерактивным средством - тест
Как работаем с ИС?
3. Смотрите, Незнайка, он чем-то озадачен.
Незнайка просит помощи. Задание: Помогите Незнайке найти клад.
Назовите правильно записанные координаты, которые соответствуют месту расположения кладов-звездочек?
Учитель работает у Smart- доски, последовательно открывая объекты flash Ученики работают с табличками, (верно, не верно), которые заготовлены заранее.
Предлагаемое задание нацелено на фиксацию затруднений в обозначении и месторасположении координат Средствами программы разработан тест для проверки знаний учащихся. Тест выполнен с использованием flash-объекта timeline.
Как работаем с ИС? Варианты работы:
- индивидуально
- в парах- в группах
4. Ребята, перед нами новая проблема. Помогите Незнайке прочитать текст телеграммы. Чтобы работу выполнить быстрее, разделимся на пары. Каждая парта - это пара. Каждой паре необходимо составить свою часть телеграммы.
Учитель раздаёт каждой паре бланк задания.
По итогам работы, просит каждую пару подойти к доске и написать свою часть телеграммы.
Учащиеся выполняют задание на бланках, заполняют свою часть телеграммы.
По итогам работы, каждая пара работает на Smart- доске, записывая свою часть телеграммы. Пример бланка: см.
Предлагаемое задание нацелено на выявление мест и причин затруднения при выполнении ими пробного учебного действия Используется вставка объекта – таблица. В каждой ячейке отведено поле для написания текста. Как работаем с доской?
Используются инструменты – перо, текст, ластик.
5. 229592552539600 По итогам работы, учитель предлагает проверить и сравнить свои результаты, с оригиналом телеграммы.
Приглашает одного ученика к доске.
Предлагаемое задание нацелено на реконструкцию и фиксацию затруднений Один из учеников открывает затенение ячеек таблицы, ребята сравнивают свои варианты с оригиналом, при необходимости обсуждают и корректируют свою работу Используется вставка объекта – таблица. В каждой ячейке располагаются буквы общей телеграммы, использован эффект затенения ячеек.
Как работаем с доской?
6. Учитель организует диалог: Где же алгоритм? Опять препятствие!
Посмотрите здесь 3 алгоритма. Какой из них верный?
Сможем ли мы двигаться по 1-ому алгоритму?
2N, E2, S5?
Учитель: Почему?
Аналогичная работа со всеми алгоритмами.
Учитель: Какой клад выберет Незнайка, двигаясь по этому алгоритму?
Учитель: Прошу каждого найти № клада и поднять табличку с верным ответом. Покажите путь, по которому двигался Незнайка
При наличии времени, возможно, написание и обсуждение других вариантов алгоритма передвижения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируя предложенные алгоритмы.
Делают вывод о том, какой выбрать алгоритм и почему. Выбираем алгоритм №3.
Один из учащихся приглашается к Smart- доске, чтобы продемонстрировать путь, по которому двигается Незнайка.
Предлагаемое задание нацелено на перенос основных понятий в новые условия (другая знаковая система, другие правила перемещения объектов) Использован встроенный объект-таблица, на котором располагается движущийся объект-картинка.
Как работаем с доской?
Волшебное перо фиксируем ошибки, выясняем: Почему? Как можно?
7. 2402205121920000 Учитель: Отправляемся дальше! Координаты, новая остановка. У нас новое препятствие...
Учитель: Какой путь выбрать, по какой дороге идти дальше?
Подсказка: маршрут указан в графе “Железные дороги”. Попробуем найти его по описанию.
Учитель читает описание графов (картинки есть на экране), а у уч-ся раздаточный материал.
Один из учащихся приглашается к Smart- доске, чтобы найти и продемонстрировать граф по описанию.
Группа проверяет результат на доске и при необходимости ведется корректировка.
Предлагаемое задание нацелено на фиксацию затруднений выбора графа по его описанию Использован режим работы с встроенным интерактивным средством Отображение заметок – тест на соответствие (номер описания и номер графа), анимация для объекта – картинки (описание графа)
Как работаем с ИС?
8. Предлагаемое задание нацелено на фиксацию затруднений перемещений в координатной плоскости по правилу «ход конем Как работаем с ИС?
Начальная позиция – постоянная! Использует выделитель или маркер для фиксации начальной клетки. Ученики по очереди подходят к доске и предлагают свои пути перемещения коня,
Ребята проверяют предложенные варианты, при необходимости обсуждают и корректируют.
Один из учеников открывает итоговый результат в таблице. Использован режим работы с встроенным интерактивным средством мозаика, где расположен перемещаемый объект – картинка, текст в ячейках, цвет ячеек с функцией Random.
9. Физкультминутка - игра:
Звучит музыка. На экране появляются координаты, учитель читает действия, имитирует их выполнение.
Помахали ручкой клетки (C2, C1, B2, A4) и.т.д.
Закивали им соседки
Встали- с места номера
Топнуть ножкой всем пора!
Ученики в роли координат, выполняют физкультурную разминку.
Игра направлена не только на отдых и смену деятельности младших школьников, но и на закрепление понятий координаты и их обозначение. Использована вставка объектов WordArt и анимация по щелчку мышки, для появления следующего объекта.
Используется встроенный звук, через гиперссылку «Музыка» для эмоционального настроя учащихся
10. Продолжает звучать музыка. На экране появляются координаты, учитель читает действия, имитирует их выполнение.
Эти клетки повернулись
Их соседки потянулись
Взялись за руки друзья
Граф построен без труда.
(используемый стих – авторский) Ученики в роли координат, выполняют физкультурную разминку. Использована вставка объектов WordArt и анимация по щелчку мышки, для появления следующего объекта.
Используется встроенный звук, через гиперссылку «Музыка» для эмоционального настроя учащихся
11. Учитель: Ну, вот мы и добрались до Роботландии! Смотрите, кто нас встречает!
Заканчивают разминку, настраиваются на работу, поддерживают высказывания учителя. Использована вставка объектов в форме скриншота и анимация по щелчку мышки.
Операционно-исполнительский этап
12. На данном этапе происходит Целеполагание: уч-ся определяют цель урока. Через диалог и вопросы учителя. Какие затруднения возникали при решении задачи? Существуют различные способы перестановки?
граф нам поможет решить задачу перестановки намного быстрей и наиболее эффективно? Давайте построим граф!
Ученики предлагают варианты ответов, рассуждают, самостоятельно формулируют тему урока, примерно так:
«На прошлом уроке мы переставляли коней в среде «Конюх».
Цель : найти эффективный алгоритм перестановки, и определили средство – граф. Во время обсуждения используется затенение экрана, после того как дети сформулировали тему урока, учитель закрывает затенение и на экране появляется тема урока и модель задачи.
13. Учитель работает у доски, задавая вопросы ученикам: Обозначим клетки цифрами 1, 2, 3…и.т.д. Что это будет в графе?
Найдем все возможные пути перемещения, из 1-ой клетки мы можем попасть в какие клетки? и.т.д. Учитель: Рисуем граф. Я на доске, вы в тетради . Упростим изображение:22860158115000
1-6-7-2-9-4-3-8
Модель графа готова.
Ребята, как надо двигаться, чтобы выполнить перестановку? Принимает ответы, выбираю наиболее разумные решения, приглашаю к доске помочь 3-х учащихся. Объясняю, что надо делать:
Первый учащийся – выполняет алгоритм на графе
Второй учащийся – дублирует действия на шахматной доске
Третьей учащийся – записывает алгоритм перестановки
Всех остальных просит записать алгоритм перестановки в тетрадь.
Организует работу детей со смарт-доской, задает направляющие вопросы, при необходимости Учащиеся: Отвечают на вопросы и работают в своих тетрадях.
1в: Вершины
2в.: в 6-ую и в 8-ую
и.т.д.
Построение графа в своих тетрадях, Далее, записывают алгоритм перестановки.
Три ученика работают со Smart- доской: работа с моделью задачи, перестановка в графе, запись алгоритма.
На данном этапе идет обсуждение вариантов решения, идет фиксация решения в новой знаковой форме. На Слайде представлена модель задачи в виде рисунка, на котором располагаются перемещаемые объекты (фишки) для перестановки.
Учитель построил граф, используя инструменты рисования.
На граф размещаются перемещаемые объекты (фишки) для перестановки.
Отведено поле для
написание алгоритма. Инструменты – перья, ластик. Идет запись алгоритма.
14. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель предлагает переместится за компьютеры и выполнить алгоритм перестановки в среде “Конюх”. Напоминает, о переносе алгоритма в новые условия обозначения координат. Далее,
координирует Учащиеся выполняют задания за компьютерами в среде “Конюх”.
Варианты работы:
- индивидуально
- в парах
- в группах
(в зависимости от кол-ва ПК и от уровня об учености) Средствами программы на слайде размещена ссылка на модель задачи в сети Интернет, представлен скриншот программы, с которой индивидуально работают дети.
гиперссылка для демонстрации программы на Smart-доске.
15. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания
, в которых новые знания являются промежуточным шагом к новом заданиям.
обуют за столами выполнить перестановку в графе. Варианты самостоятельной работы, по уровню сложности. Один из вариантов представлен на доске.
Работают:
1256030-103505001851660-103505В зависимости от успеха и
времени затраченного при
работе за ПК.
00В зависимости от успеха и
времени затраченного при
работе за ПК.
-самостоят.
-в паре
-в группе
Учитель координирует. По итогам, приглашает группы для демонстрации алгоритма на Smart –доске.
Подводит к выводу, о разнообразии вариантов перестановки и вводит понятие – эффективного алгоритма. Совместная работа над заданием, по мере завершения практической работы за ПК.
Демонстрация вариантов перестановки (решения без повторений!)
Поиск вариантов решения задачи и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Таким образом, развитие регулятивных УУД. Средствами программы построен граф, на котором размещены движущиеся объекты-вершины.
Во время демонстрации алгоритмов группами, идет запись, для последующего обсуждения и возврата к вариантам.
Рефлексивно-оценочный этап
15. На данном этапе проводится рефлексия и самооценка учениками своей деятельности Учитель предлагает выполнить Тест «Проверь себя» для контроля знаний (3 варианта, по уровню сложности).
Далее, учитель открывает общий тест (собраны все вопросы для 3-х вариантов) на Smart –доске и организует проверку. Учащиеся выполняют тест на листочках. Результаты сдают. Проверка теста:
Предлагают ответы на соответствие, при необходимости корректируют, и анализирует ответы.
Таким образом используется самоанализ, корректировка знаний.
.
Использован режим работы с встроенным интерактивное средство Подбор ключевого слова Используются перемещаемые объекты для отображения соответствий.
16. Организуется обсуждение целей и результатов учебной деятельности - рефлексия, ставятся цели на след. занятие Делятся впечатлениями, говорят о том, что происходило, чему научилось, чем отличается занятие от других, что еще предстоит сделать.
На экране расположены объекты: текст, рисунок, бланк д/з.
Использована возможность перемещать объекта, для привлечения внимания учеников.
Какие возможности программы Notebook использованы?
1. Запись урока, всех ответов учеников при помощи программы Notebook2. Фигуры, заливка фигур. Пипетка. группировка
3. Коллекция рисунков
4. Коллекция LAT (анимированные страницы, объекты)
5. Вложенный звук
6. Вставка флеш - объектов
7. Гиперссылки на Интернет - страницы
8. Анимация появления.
9. Инструмент перо.
10. Инструмент рисования. Перо. Линии – для создания графической модели (граф)
11. Клонирование
12. Захват экрана – для создания рисунков. закладок.
13. Таблица – для работы с терминами
14. Назначение групп – иерархия страниц
Список литературы:
Босова Л.Л. Программа по пропедевтическому курсу информатики для 5-6 классов общеобразовательной средней школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. - М.: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2005. - С. 183-204.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2004 и позднее
Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2004 и позднее
Босова Л.Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2004. и позднее
Босова Л.Л. Информатика. Дискета. Практикум для 5 класса
Босова Л.Л. Информатика. 6 класс. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2004 и позднее
Босова Л.Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2004 и позднее
Босова Л.Л. Информатика. Дискета. Практикум для 6 класса
Программно-методического комплекс «Роботландия» Ю.А.Первина, А.А. Дуванова и др.
Апанасенко, Г. Л. Одарённый ребёнок / Г. Л. Апансенко // Учитель Кузбасса. – 2002. – № 3. – С. 27–31.
Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.
Бабинский М.Б. Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.-№6.
Губанова Е.В., Веревко С.А.Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.-2011.-№5.
Образовательная программа «Школа – 2100», БАЛАНС, 2011 г.
Интернет- ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/415572/
http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/2/I-2-6355.html
http://www.mkgt.ru/files/material-static/422/dhtml/07.htm
http://academy.cross-kpk.ru/bank/2/005/pages/ispolnitel.htmhttp://www.mkgt.ru/files/material-static/422/dhtml/horse/horse.htmhttp://www.edcommunity.ru/union/social/?page=user_blog_post&user_id=112&post_id=169http://kupifutbolku.ru/product/neznajka/Приложение 1.
Контрольно-измерительные материалы по разделу:
Контрольная работа «Алгоритмические этюды». уровень сложности 1
Вариант 1.
Задание 1: «Постройте граф и составьте алгоритм перестановки»
5 6 7
1
8 6
2 3 4
5 6 7
1
8 6
2 3 4
Задание 2: Методом деления пополам можно отгадать число между 15 и 30 за количество ходов:
Варианты ответов: А) 4 Б) 5 В) 6 Г) 7 Д) 8 Е) нет ответа
Задание 3: Имеются три сосуда ёмкостью 9, 5, 3 литра. Сосуд 9 литров – полный.
Как отмерить 4 литра воды? Составьте алгоритм.
Задание 4: Составить граф по описанию. Граф «В гости к кролику»
Пятачок и Винни-Пух отправились в гости к кролику. По дороге они заглянули к ослику Иа и решили взять его с собой.
Задание 5:Укажите минимальное число команд, необходимое для перемещения четырёх
колец с одного стержня на другой.
Варианты ответов: А) 15 Б) 13 В) 21 Г) 7 Д) 28 Е) нет ответа
Задание 6: Соберите слово, используя алгоритм:
A1, D4, C3, D2, B1, E1, А3, С1,В5, А2, А3.
5 Г И М Я
4 Н 3 А Ф Д
2 К О О 1 И РТ М
A B C D E
Вариант 2.
Задание1: «Постройте граф и составьте алгоритм перестановки»
1 3
7 8
2
8
9 6
4 5 6
1 3
7 8
2
8
9 6
4 5 6
Задание 2: Методом деления пополам можно отгадать число между 15 и 60 за количество ходов:
Варианты ответов: А) 4 Б) 5 В) 6 Г) 7 Д) 8 Е) нет ответа
Задание 3: Имеются три сосуда ёмкостью 7, 5, 3 литра. Сосуд 7 литров – полный.
Как отмерить 6 литров воды? Составьте алгоритм.
Задание 4: Составить граф по описанию. Граф «В гости к кролику»
Пятачок отправились в гости к кролику. По дороге он заглянули к
ослику Иа и решили взять его с собой.
Задание 5:Укажите минимальное число команд, необходимое для перемещения
трёх колец с одного стержня на другой.
Варианты ответов: А) 15 Б) 13 В) 21 Г) 7 Д) 28 Е) нет ответа
Задание 6: Соберите слово, используя алгоритм:
A1, D4, C3, D2, B1, E1, А3, С1,В5, Е5.
5 Г И М Я
4 Н 3 А Ф Д
2 К О О 1 И РЦМ
A B C D E
Контрольная работа «Алгоритмические этюды» уровень сложности 2
Вариант 1
Что такое алгоритм?
Привести пример алгоритма.
Продолжите фразу: «Исполнитель – это…»
Привести пример исполнителя-человека
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже.
1-(1,1), 2-(2,1), 3-(2,2), 4-(3,2), 5-(3,3), 6-(7,3), 7-(7,1), 8-(11,1),9-(11,6), 10-(7,6), 11-(7,4), 12-(1,4), 13-(8,2), 14-(10,2), 15-(10,5), 16-(8,5).Соедините точки:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-1.13-14-15-16-13.
Построить граф:
«Человек, дельфин, тигр и медведь относятся к классу млекопитающих»
Летом Винни Пух сделал запас меда на зиму и решил разделить его пополам, чтобы съесть половину до Нового Года, а другую половину – после Нового года. Весь мед находится в ведре, которое вмещает 10 литров меда. Под руками у него два ведра – 7–литровое и 4–литровое. Как ему разделить мед пополам?
Практическое задание. Исполнитель «Угадайка»:
Установить интервал от1 до 52
Отгадать число
Пригласить учителя
Вариант 2
Приведите 3 примера способов записи алгоритма.
Привести пример алгоритма.
Продолжите фразу: «Исполнитель – это…»
Привести пример исполнителя - технического устройства.
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже.
1-(1,2), 2-(1,3), 3-(2,4), 4-(5,4), 5-(4,5), 6-(4,7), 7-(5,8), 8-(9,8),9-(10,7), 10-(17,7), 11-(17,6), 12-(10,6), 13-(10,5), 14-(9,4), 15-(13,4), 16-(14,3), 17-(14,2), 18-(13,1), 19-(2,1)Соедините точки:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-1.
Построить граф:
«Жанры литературы: поэзия, проза, драма».
Как с помощью двух бидонов емкостью 17 литров и 5 литров перелить из молочной цистерны 13 литров молока?
8.Практическое задание. Исполнитель «Угадайка»:
Установить интервал от1 до 65
Отгадать число
Пригласить учителя
Контрольная работа «Основы алгоритмизации» уровень сложности 1
Вариант 1
1. Что такое алгоритм?
4. Что такое система команд исполнителя (СКИ)?
2.Каким должен быть любой алгоритм? 5. Задача для Плюсика:
(32+45) – (675-600) * 3 =
3. Что такое исполнитель алгоритма? 6. Задача для Буквоеда:
алгоритм № 21
Вариант 2
1. Что такое алгоритм?
4. Что такое система команд исполнителя (СКИ)?
2.Каким должен быть любой алгоритм? 5. Задача для Плюсика:
(32 / 4) + (675-600) * 3 =
3. Что такое исполнитель алгоритма? 6. Задача для Буквоеда:
алгоритм № 22
Вариант3
1. Что такое алгоритм?
4. Что такое система команд исполнителя (СКИ)?
2.Каким должен быть любой алгоритм? 5. Задача для Плюсика:
(32 * 4) - (675-600) * 2 =
3. Что такое исполнитель алгоритма? 6. Задача для Буквоеда:
алгоритм № 23
Вариант 4
1. Что такое алгоритм?
4. Что такое система команд исполнителя (СКИ)?
2.Каким должен быть любой алгоритм? 5. Задача для Плюсика:
(312 + 4) - (67-60) * 2 =
3. Что такое исполнитель алгоритма? 6. Задача для Буквоеда:
алгоритм № 24
Вариант 5
1. Что такое алгоритм?
4. Что такое система команд исполнителя (СКИ)?
2.Каким должен быть любой алгоритм? 5. Задача для Плюсика:
(126 + 4) - (6 *60) + 2 =
3. Что такое исполнитель алгоритма? 6. Задача для Буквоеда:
алгоритм № 25