Внеклассное мероприятие Формула решения школьных конфликтов

Внеклассное занятие «Формула решения школьных конфликтов. Конфликт в 9 классе»

Пояснительная записка
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Считаю важным делом ее воспитание у детей. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты, и они возникают. Наша задача – учить детей бесконфликтному общению. Практические занятия по данной теме помогают учащимся не доводить ситуацию до конфликта, избежать его. Школьники учатся видеть себя со стороны, понимать другого человека.
Интересные работы по данной теме написаны кандидатом педагогических наук Л.Ф.Ивановой. Существует несколько стратегий поведения в конфликтной ситуации. Это - стратегия избегания, стратегия приспособления, стратегия соперничества, стратегия компромисса, стратегия сотрудничества. Работая над каждым из этих видов поведения в конфликтной ситуации, учащиеся делают для себя выводы, выбирают оптимальную для себя стратегию поведения.
Привожу пример одного из таких занятий.

Цель: Погасить конфликтную ситуацию в 9 классе
Задачи: 1. Раскрытие понятия “конфликт”.
2. Осознание позитивных возможностей эффективного разрешения
конфликта.
3. Осознание особенностей собственного поведения в конфликте.
4. Осознание возможности реализации стратегии сотрудничества (подхода
“выиграть/выиграть”).

Ход занятия

I. Введение в проблему. Формирование целей занятия. Мотивация учащихся.

Сегодня у нас необычный классный час, мы будем обсуждать серьезную проблему. Ребята, вы знаете, что в нашем дружном и самом активном в школе 9 классе между девочками произошел серьезный конфликт. Накануне долгожданного праздника – Нового года девочки всерьез повздорили и оскорбили друг друга. Давайте с вами проанализируем эту ситуацию, выясним, что же произошло, и решим, как можно было избежать этого конфликта.

Обсуждаемая ситуация.
Маша и Аня посещают кружок художественной самодеятельности в сельском клубе. Они готовят номера к предстоящему концерту. Было решено станцевать современный танец под песню «Сердцеедки», которую исполняет группа «Бархат».
Лера, Катя и Ирина заявили девочкам, что эту же песню они выбрали давно для своего танца, который они будут исполнять на школьном вечере отдыха.
- Вы не можете танцевать под эту музыку! – громко сказала Лера.
- Какое вы имеете право запрещать нам, танцевать под эту песню? – сказала Маша.
- Эту песню мы выбирали вместе для школьного концерта. Вы, что забыли? – ответила Лера.
- Я об этом не знала – заявила Аня.
- Все ты знала, нахалка! – громко отпарировала Ирина.
- Почему вы позволяете себе так с нами разговаривать? – обиделась Маша.
- А нам, думаешь не обидно? Вы выступаете в клубе на концертах, а нас не берете. Помните, я просила вас взять меня в ваш танцевальный номер? А ты, Маша, ответила, что я не справлюсь - в сердцах сказала Катя.
- Хорошо, что нам осталось вместе учиться всего полгода, как-нибудь проживем! – крикнула Маша.

II. Обсуждение и анализ.
Ребята, как мы можем определить, что такое “конфликт”?
Ответы ребят.
Конфликт – это столкновение разных интересов, взглядов. Он начинает развиваться, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт становится реальным.

Что предотвращает или разрешает конфликты?
Ответы ребят.

Как только мы вступаем в конфликт или видим, как он надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Однако мы делаем это не всегда, часто автоматически реагируя в данной ситуации. Мы можем считать наши реакции вполне естественными, но на самом деле это просто привычки, полученные нами в детстве. Если вы каждый раз реагируете на конфликт одним и тем же способом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких “конфликтных привычек”, т.е. стратегию поведения.
Давайте посмотрим и обсудим вопросы, отраженные в мультимедийной презентации на тему «Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Практическое применение стратегии сотрудничества».

1. Стратегия избегания (ухода):
молчание;
демонстративное удаление;
обиженный уход;
затаенный гнев;
игнорирование обидчика;
едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
Давайте назовем “плюсы” и “минусы” использования этой стратегии.

2. Стратегия приспособления (уступчивости):
вы делаете вид, что все в порядке;
продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
подавляете все ваши негативные эмоции.
Насколько эффективна эта стратегия?

3. Стратегия соперничества (конкуренции):
вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
дуетесь, пока они не передумают;
перекрикиваете других;
требуете безоговорочного послушания;
призываете на помощь союзников для поддержки;
требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.
Как вы относитесь к этой стратегии?

4. Стратегия компромисса:
вы поддерживаете дружеские отношения;
ищете справедливого решения;
делите предмет желаний поровну;
получаете что-то и для себя;
избегаете столкновения в лоб;
уступаете немного ради поддержания отношений.
Давайте поговорим о достоинствах и недостатках этой стратегии.


5. Стратегия сотрудничества

Мало, кто из вас реализует в своей жизни стратегию сотрудничества.
Как, по вашему мнению, в чем она заключается и возможно ли сделать так, чтобы в конфликте выиграли обе стороны?

Преимущества подхода “выиграть/выиграть” заключаются в том, что вы находите наиболее приемлемое решение и тем самым укрепляете взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, они будут более склонны поддерживать принятое решение.

III. Практическое применение стратегии сотрудничества.
а) Определение последовательности действий при разрешении конфликтной ситуации (на примере “Истории с апельсином”).
Что нужно, чтобы эффективно реализовать подход “выиграть/выиграть”?
Конфликтная ситуация. Два человека на кухне претендуют на единственный апельсин. Как поступить с ним? Разрезать пополам? Потянуть жребий? Рассудить, кому он нужнее?
Шаг 1.Узнайте, почему они хотят того, чего хотят.
Давайте вернемся на кухню и спросим людей, зачем им апельсин. Предположим, один из спорящих сказал, что он хочет пить и ему нужен сок. Другой хочет испечь пирог и ему нужна цедра.
Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте?
Наш опрос показал, что эти люди нуждались в апельсине для разных целей. Это неудивительно. Различия в характере, целях и интересах постоянно создают различия в потребностях: однако вы найдете их только в процессе поиска.
Шаг 3.Каковы варианты решений?
Если один человек хочет сок, а другой - кожуру, ответ прост, так как каждый может взять то, что ему нужно от целого апельсина. Но, предположим, что дело не так просто, и оба страдают от жажды. Каковы варианты решений? Поделиться соком - явно компромиссное решение. Объем сока можно увеличить, добавив в него воды и сахару. Можно установить, кто больше пристрастен к апельсиновому соку, и подыскать приемлемую замену для другого и т.д. и т.п.
Шаг 4. Сотрудничество.
Вы можете в одиночку проанализировать потребности, найти компенсирующие аспекты разногласий и продумать варианты решений. Однако этот процесс будет гораздо эффективнее, если действовать совместно. Вы покажите этим, что рассматриваете своего оппонента не как противника, а как партнера. Принцип подхода “выиграть/выиграть” заключается в том, что, даже если нам и не удалось добиться полного удовлетворения нужд, мы, тем не менее, научились, как можно вести совместный поиск взаимовыгодных решений. И найти их несомненно легче, если мы признаем и будем ценить потребности друг друга.

Алгоритм стратегии сотрудничества:

определите потребности всех участников;
постарайтесь их удовлетворить;
признайте ценности других, равно как и ваши собственные;
старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
ищите творческих и неординарных решений;
не щадите проблему, щадите людей.

IV. Решение конфликтных ситуаций.

а) Учащимся рассказывается история Андрея и Тони (можно разыграть). История заканчивается в точке конфликта. Организуется совместное обсуждение по вопросам. Далее ребятам предлагается, объединившись в группы, придумать решение данной конфликтной ситуации. Затем от каждой группы выступает один из ее участников, озвучивая выбранное решение.
История Андрея и Тони. Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили им обоим замечательные подарки. Тоня получила барабан, и так обрадовалась, что сразу же начала играть на нем. Андрей также был очень рад, потому что получил свисток, в который стал немедленно свистеть. Сначала они были очень довольны, потому что оба получили подарки, оба могли одновременно играть, но через некоторое время увидели, что не могут сконцентрироваться, если играют одновременно. Прекратив играть, Андрей попросил Тоню сделать то же самое и дать возможность поиграть одному. Тоня сказала, что свист ее не беспокоит, и что она будет продолжать играть на барабане. Ее ответ так рассердил Андрея, что он начал свистеть очень громко, и тогда Таня стала играть еще громче. Они состязались друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.
Вопросы для обсуждения.
Как возник конфликт? Почему он произошел?
Что чувствовали действующие лица?
Счастливый ли был конец?
Как этот конфликт мог бы быть предотвращен?

б) Решение конфликтной ситуации, возникшей в классе.
Давайте посмотрим на ваши разногласия с новой точки зрения. Какую из предложенных стратегий поведения в конфликтной ситуации вы бы выбрали сейчас? (стратегию сотрудничества)
Давайте проанализируем ситуацию поэтапно.
Шаг 1.Почему вы этого хотите?
Эта музыка нужна для танца, как одной группе девочек, так и другой.
Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте?
Маша и Аня будут выступать с танцевальным номером под эту музыку в сельском клубе. Лера, Катя и Ирина хотели выступать с ним на школьном вечере отдыха, который пройдет спустя два месяца.
Шаг 3.Каковы варианты решений?
Девочки могут подыскать другую музыку для своего танца. Девочки могут объединиться для выступлений, как в клубе, так и в школе.
Шаг 4. Сотрудничество.
Учимся находить выход из сложившейся ситуации, придумываем варианты решений, анализируем ошибки. Девочки решили объединиться для совместных выступлений.


V. Рефлексия занятия.
Какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях на ваш взгляд является наиболее эффективной?
Что нужно предпринять, чтобы разрешить конфликтную ситуацию конструктивно?
Какие выводы вы для себя сделали в ходе проведения занятия?

В результате конфликт был исчерпан. Девочки помирились, признав свои ошибки. Маша и Аня выступили на Новогоднем бале с танцевальным номером в сельском клубе по песню «Сердцеедки». Катя также приняла участие в этом концерте. Девочки вместе подготовили совместный танцевальный номер для школьного вечера отдыха. Они очень сожалеют о том, что учиться им осталось вместе всего полгода.



Заголовок 315