Урок по литературному чтению для 4 класса «А. Куприн. Слон»


Тема: «Рассказ А. Куприна. Слон»
Технология формирование правильного типа читательской деятельности и технология критического мышления.
Предметные результаты:
Познакомиться с произведением А.Куприна «Слон»
Формировать умение глубо анализировать художественные тексты через составление портретной характеристики героев, различные виды чтения (выборочное, по ролям, с остановками)
Метапредметные результаты:
Формировать умение примать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия
Развитие речи, умение работать с текстом
Личностные результаты:
Воспитание лучших качеств личности: чуткости, доброты, сопереживания
Формирование коммуникативных умений
1. Орг. момент
«Верите ли вы?»
2. Актуализ.
знаний
- задание
в группах
3. Постановка
проблемы
4. Объявление
темы и целей урока
5. Художественный анализ
выборочное чтение
Характеристика
Нади
чтение
по ролям
краткий пересказ
чтение с остановками
характеристика
слона
характеристика Нади
творческий
рассказ
6. Рефлексия
8.Дом.
задание
Верите ли вы в чудеса?
Верите ли вы, что живая природа улучшает настроение?
Верите ли вы, что дикое животное может стать лучшим другом человека?
Верите ли вы, что родители для своего ребёнка готовы на любые поступки?
- С каким произведением вы познакомились дома?
- К какому жанру можно отнести это произведение?
- Почему?
Повествовательная форма
Небольшой объём
Мало героев
Описание одного события
Реальные события
- Назовите героев произведения
- Что такое сюжет?
Задание Восстановите картинки в правильном порядке, по сюжету.
- Какая тема произведения? Скажите одним предложением, о чём этот рассказ.
Этот рассказ отом, как цирковой слон вылечил маленькую девочку
- Какая идея произведения, т.е. главная мысль?
Чтобы лучше понять какова идея произведения, какую главную мысль заложил А.Куприн в свой рассказ, сегодня мы будем анализировать этот текст.
Тема урока. Рассказ А.Куприна. Слон.
Учебная задача: учиться анализировать художественный текст, для глубокого понимания.
1 часть (просмотровое, выборочное чтение)
   Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.
   Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор - высокий, седой, в золотых очках - рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:
   - Главное, - не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.
   - Ах, доктор, но она ничего не хочет!
   - Ну, не знаю... вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки... какие-нибудь лакомства...
   - Нет, нет, доктор, она ничего не хочет...
   - Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь... Ну, хоть чем-нибудь... Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, - то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем... До свидания, сударыня!
- Я задаю вопросы, а вы отвечаете предложениями из текста, читаете ответы.
Какое бы предложение вы бы подписали под этой иллюстрацией? (Маленькая девочка больна.) Это 1 предложение
Мы знакомимся с главным героем. Это девочка. Как её зовут?
2. Чем больна девочка?
3. Какой совет дают доктора родителям?
Какую девочку мы видим вначале рассказа? (маленькая, больная, безучастная, грустная)
3 часть
Эту часть мы будем читать по ролям.
   Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.
   - Тебе что-нибудь нужно? - спрашивает мама.
   Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:
   - Мама... а можно мне... слона? Только не того, который нарисован на картинке... Можно?
   - Конечно, моя девочка, конечно, можно.
   Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:
   - Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.
   - Ты погляди только, Надя, - говорит папа. - Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.
   Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:
   - Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки... Только... помнишь... ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона... и ни разу не повез...
   - Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах... И потом, где я его достану?
   - Папа, да мне не нужно такого большого... Ты мне привези хоть маленького, только живого. Ну, хоть вот, вот такого... Хоть слоненышка.
   - Милая девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.
   Девочка грустно улыбается.
   - Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце нельзя достать, потому что оно жжется. И луну тоже нельзя. Нет, мне бы слоника... настоящего.
   И она тихо закрывает глаза и шепчет:
   - Я устала... Извини меня, папа...
   Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол. Потом решительно бросает на пол недокуренную папиросу (за что ему всегда достается от мамы) и кричит горничной:
   - Ольга! Пальто и шляпу!
   В переднюю выходит жена.
   - Ты куда, Саша? - спрашивает она.
   Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.
   - Я сам, Машенька, не знаю куда... только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона.
   Жена смотрит на него тревожно.
   - Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?
   - Я совсем не спал, - отвечает он сердито. - Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.
   И он исчезает, громко хлопнув входной дверью.
  
Какую игрушку подарил папа?
Найдите в текмте описание этой игрушки. Прочитайте.
Вам нравится игрушка?
У вас есть такая игрушка?
Почему же игрушка не понравилась девочке? Не обрадовала её?
Какие действия предпринял папа? Куда он отправился?
Как папе удалось выполнить заветную мечту дочки?
В чём была трудность? (семья жила на 2 этаже)
Прочитайте, как слон попал в дом?
Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону.
Чудотворная икона – икона, которая творит чудеса.
Какие чудеса может творить икона?
6 часть
Чтение 1 отрывка
   На другой день девочка просыпается чуть свет в прежде всего спрашивает:
   - А что же слон? Он пришел?
   - Пришел, - отвечает мама, - но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.
   - А он добрый?
   - Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему.
   - А он смешной?
   - Немножко. Надень теплую кофточку.
   Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.
   Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы он им до окна.
   Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха.
   Хозяин слона, немец, подходит к колясочке и говорит:
   - Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей.
   Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку.
   - Здравствуйте, как вы поживаете? - отвечает она. - Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут?
   - Томми.
   - Здравствуйте, Томми, - произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на "ты". - Как вы спали эту ночь?
   Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.
Каким Надя увидела слона?
Почему девочка не испугалась?
Как обращается к слону Надя? Почему?
У нас появляется новый герой. Слон. Какой он?
Громадный, добрый, умный.
Найдите описание слона. Прочитайте.
Какими качествами наделяет Куприн слона? Человеческими
Какой это приём? Олицетворение
Чтение 2 отрывка.
- Ведь он все понимает? - спрашивает девочка немца.
   - О, решительно все, барышня!
   - Но только он не говорит?
   - Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.
   - А вы, Томми, уже пили чай? - спрашивает девочка слона.
   Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.
   Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга. Может быть, они родня?
   - Нет, он не пил чаю, барышня. Но он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.
   Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу. То же самое Томми проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвертой, и с пятой и в знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки еще больше суживаются от удовольствия. А девочка радостно хохочет.
   Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами:
   - Посмотрите, Томми, вот эта нарядная кукла - это Соня. Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет есть суп. А это Наташа - Сонина дочь. Она уже начинает учиться и знает почти все буквы. А вот это - Матрешка. Это моя самая первая кукла. Видите, у нее нет носа, и голова приклеена, и нет больше волос. Но все-таки нельзя же выгонять из дому старушку. Правда, Томми? Она раньше была Сониной матерью, а теперь служит у нас кухаркой. Ну, так давайте играть, Томми: вы будете папой, а я мамой, а это будут наши дети.
   Томми согласен. Он смеется, берет Матрешку за шею и тащит к себе в рот. Но это только шутка. Слегка пожевав куклу, он опять кладет ее девочке на колени, правда немного мокрую и помятую.
   Потом Надя показывает ему большую книгу с картинками и объясняет:
   - Это лошадь, это канарейка, это ружье... Вот клетка с птичкой, вот ведро, зеркало, печка, лопата, ворона... А это вот, посмотрите, это слон! Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?
   Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.
Как изменилось поведение и настроение девочки?
От чего получает удовольствие слон Томми? Только ли от съеденных булок?
Что любит кушать слон?
Чтение 3 отрывка.
Наступает час обеда, но девочку никак нельзя оторвать от слона. На помощь приходит немец:
   - Позвольте, я все это устрою. Они пообедают вместе.
   Он приказывает слону сесть. Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон - разные овощи и салат. Девочке дают крошечную рюмку хересу, а слону - теплой воды со стаканом рома, и он с удовольствием вытягивает этот напиток хоботом из миски. Затем они получают сладкое - девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового. Немец в это время сидит с папой в гостиной и с таким же наслаждением, как и слон, пьет пиво, только в большем количестве.
   После обеда приходят какие-то папины знакомые, их еще в передней предупреждают о слоне, чтобы они не испугались. Сначала они не верят, а потом, увидев Томми, жмутся к дверям.
   - Не бойтесь, он добрый! - успокаивает их девочка.
   Но знакомые поспешно уходят в гостиную и, не просидев и пяти минут, уезжают.
   Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать. Однако ее невозможно оттащить от слона. Она так и засыпает около него, и ее уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как ее раздевают.
Очём рассказывает девочка слону? Во что она с ним играет?
Надя разными способами развлекает слона. Для чего она это делает?
Почему слона посадили обедать вместе с Надей?
Почему папины знакомые, увидев слона, не задерживаются и уезжают?
Как бы вы себя повели при встрече с огромным животным?
Чтение последнего отрывка.
   В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку. Кроме того, ему снятся большие торты, ореховые и фисташковые, величиною с ворота...
  Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:
   - Мо-лоч-ка!
   Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.
   Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:
   - А слон?
   Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.
   Девочка хитро улыбается и говорит:
   - Передайте Томми, что я уже совсем здорова!
Почему мама, услышав крик дочери, родостно крестится?
Как сама Надя говорит о своём состоянии? Прочитайте.
Почему она обращается к Томми? Слон – друг
Какая Надя в конце рассказа? Радостная, веселая, жизнерадостная.
Куприн на этом заканчивает своё повествование. Давайте пофантазируем. Как вы думаете, а что бы дальше произошло?
Кто же вылечил Надю?
Как такое могло произойти? Что произошло?
Благодаря общению девочки с живым слоном, она смогла выздороветь.
Какая же идея произведения?
Произведение о том, как общение с живой природой может помочь выздороветь человеку, сотворить чудо.
Слон – главный герой рассказа. Составим про него синквейн.
Слон.
Огромный, добрый, умный.
Веселит, радует, лечит.
Слон ест разные овощи и салат.
Добрый друг.

Пользуясь портретной характеристикой наших главных героев, составить рассказ о Наде и о слоне.