Конспект по литературному чтению на тему А.И.Куприн Слон
Литературное чтение 3 класс Асанова Т.М.
Тема: А. И. Куприн «Слон»
Тип урока: усвоения нового материала
Педагогические задачи:
Образовательные: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу со словарем;
способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи).
Развивающие: способствовать развитию речи учащихся, артикуляционного аппарата, дикции.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к детской литературе; способствовать воспитанию чувства сострадания к ближнему, любви к животным.Планируемые результаты
Предметные:
познакомятсяс произведением А. И. Куприна;
научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;
коммуникативные: осознают цель своего высказывания Личностные:
оценивают поступки героев произведения и свои собственные
под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Образовательные ресурсы: выставка книг писателя; учебник «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; телевизор, ноутбук, презентация к уроку.Ход урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)1 2 3
Организация начала урока Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
Готовы вы к уроку? (да)На вас надеюсь я друзья.Вы хороший дружный класс,Всё получится у вас!
- Садитесь, пожалуйста.
Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)
Актуализация опорных знаний.
1. Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста.
-Прочитайте загадку, отгадайте её.
Набирает воду носом,Будто шлангом и насосом.Ставьте зонтиков заслон:Всех сейчас окатит…(слон).
– Прочитайте с ускорением.– Прочитайте весело.– Прочитайте грустно. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке
Сообщение темы урока. Определение целей урока
-Кто догадался, какова тема нашего урока? (ответы детей)
– Прочитайте тему урока. Давайте попробуем продолжить предложения, используя опорные слова и определим, что мы будем делать сегодня на уроке.
Мы познакомимся с….
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
Введение в тему произведения
Мотивация Предлагаю начать не с литературного чтения, а с окружающего мира.
- Ребята, а что вы знаете о слонах? (ответы детей)
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
А для чего мы с вами об этом говорим на уроке? Какое это имеет отношение к теме нашего урока? Ответы детей на вопрос учителя
Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
Рассказывает о писателе, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг (см. ресурсный материал)
А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым.
Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно.
Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом.
В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину.
Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие.
Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора.
Подготовка к восприятию рассказа 1.Крылатые выражения:
- Прежде чем мы начнём читать, попробуйте объяснить крылатые выражения о слоне.
Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение.
Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.
2. Толкование слов.
Выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся. (Проговаривается слово и его значение учителем, слово появляется на экране, ученики повторяют за учителем, слово на доске, постановка ударения, повтор учащимися, подбор синонимов-антонимов) Объясняют значения фразеологизмов и дают толкование словам, встречающимся в тексте.
(Заслушиваются ответы детей)
ФизминуткаЗнакомство с частью текста.
Первичное чтение произведения
Работа с иллюстрациями Организует первичное чтение текста из учебника, предварительно осуществив целевую установку (ответить на вопросы после прочтения).
- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.
- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.
Комбинированное чтение рассказа хорошо читающими учениками.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина к рассказу «Слон». К каким частям текста подходят эти иллюстрации? Прослушивают и читают текст.
Поисковая деятельность
Анализ произведения
Творческая работа Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравился ли вам отрывок из рассказа?
– Какое у вас настроение после прочтения отрывка? Почему?
- Может ли оно впоследствии измениться?
(Словарик настроений)
– Продолжите предложение:
Доктор посоветовал родителям девочки…..
Однажды Наде приснилось…..
Надя рассказала маме о желании…
Папа принёс девочке…….
В поисках живого слона папа….
-Как вы думаете, сможет ли он осуществить желание девочки?
– Как вы думаете, девочка поправится?
Это мы узнаем, прочитав рассказ дальше, на следующих уроках.
– О чем же этот рассказ? (О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство.) Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста
Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
Дочитать рассказ до конца, подобрать народную мудрость о силе родительской любви. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Оценивание
Рефлексия. Итог урока. Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …..
Мне показалось интересным ….
Я хочу похвалить себя за….
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят рефлексию.