ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности Форма организации внеурочной деятельности «Занимательная математика».


АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная математика »
Педагог Рудакова О.Н..
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 2 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.
Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  
Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
Программа, рассчитана на детей 7-8 лет.
Количество групп: 1 группа, численность детей в группе: 10-12 человек.
Продолжительность: 34 часа (1 час в неделю)
Примерные даты проведения:
день недели: понедельник (с 14.00 ч по 14.45 ч)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Гимназия № 24»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности
Форма организации внеурочной деятельности
«Занимательная математика».
Программа рассчитана для детей 7-8 лет.
Срок реализации программы – 1 года
В МБОУ Гимназия № 24 программу реализует: Рудакова Оксана Николаевна.
г. Архангельск
2016
Задачи освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».
Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.
Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.
Что нужно сделать для устранения пробелов в знаниях учащихся?
создать благоприятную атмосферу на занятиях;
своевременно оказывать помощь на занятиях и организовать работу консультантов;
разнообразить формы и методы учебной работы на занятиях, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности;
освободить детей от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
ориентировать детей на ценности, которые охватывают важнейшие стороны деятельности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир;культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Ожидаемый результат освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика » во 2 классе:
Занятия курса должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку.
Способы проверки:
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся;
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания;
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
включает следующие содержательные линии:
Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.
Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.
Творческие задания (10 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».
Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.
Каждый раздел рассматривает занимательные вопросы отдельных предметных линий
Тематическое планирование (34 часа)
№ Темы занятий Форма проведения занятия Количество часов
Теоретических Практических
1
Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. диагностика 1
2 Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы. КВН 1
3 Математические фокусы со спичками Игры со спичками (палочками) 1
4 Математические лабиринты. Числовые треугольники. Работа в парах 1
5-6 Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Творческие задания 1
7-8 Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы. Игра-путешествие 1
9 Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение. Работы в группах 1
10
Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик» Математические игры 1
11-12 Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания. Работы в группах 1
13 Чтение изографов. Словесные лабиринты. Математические игры 1
14-15 Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Математические игры
Творческие задания1
16 Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Работа в парах 1
17-18 Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Математические игры 1
19-20 Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Математические игры
Конкурс математических газет 1 1
21-22 Занимательная геометрия.
Головоломки со спичками. Графический диктант. Конкурс знатоков 1 1
23-24 Логические задачи. Шарады.
Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100. Соревнования 1
25-26 Задачи-шутки. Нестандартные задачи. Блиц-турнир по решению задач 1
27 Оригами. Изучение свойств квадрата. Практикум 1
28-29 Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка». Викторина 1
30 Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках. Работа в парах 1
31 Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах. Конкурсно-игровая программа 1
32 Нахождение закономерностей. Распределение по группам. Соревнование 1
33 Задачи в стихах. Ребусы.
Блиц-турнир1
34 Конкурс эрудитов.
Конкурс 1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- технические и электронные средства обучения:
Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.
Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;
Наглядные средства обучения:
1.Комплекты карточек с числами.
2. «Математический веер» с цифрами и знаками.
3.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.
5.Набор «Геометрические тела».
6.Плакаты «Таблицу умножения учим с увлечением» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
7.Таблицы для начальной школы. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010 г.