Статья на тему Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении французскому языку


Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении французскому языку
Автор: Баранова Людмила Валентиновна, учитель французского языка
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Метод проектов привлёк внимание русских педагогов (С.Т. Шацкого) ещё в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов (Дж. Дьюи , В.Х. Килпатриком). При советской власти в 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осуждён, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда, элементы этого метода использовались многими педагогами: выпуск стенгазет, бюллетене, подготовка сообщений и рефератов на различные темы.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Метод проектов может позволить решать дидактические задачи и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. В основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль.
Содержание любого метода раскрывается через его принципы. К основополагающим принципам метода проектов, применительно к методике обучения иностранного языка, относятся:
связь идеи проекта с реальной жизнью;
интерес к выполнению проекта со стороны всех участников;
ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
самоорганизация и ответственность участников проекта;
нацеленность на создание конкретного продукта;
монопредметный и межпредметный характер проектов;
временная и структурная завершенность проекта.
Этапы разработки структуры проекта:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижение гипотез решения проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
обсуждение методов проверки гипотез в группах, возможных источников информации;
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
оформление проекта;
защита проекта (гипотез решения проблем);
выявление новых проблем.
Практические рекомендации учителю:
не следует опасаться “рабочего” шума в процессе работы над проектом;
не стоит избегать русского языка при обсуждении учащимися их работы, поскольку окончательный вариант готовится ими на иностранном языке;
категорически запрещается выполнять работу за учащихся и брать инициативу в свои руки;
при оценке проекта обратите внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальности учащихся при выполнении проекта.
Практическое применение метода проектов на уроках французского языкаТема « Охрана окружающей среды»
Цели:
развитие коммуникативных умений и навыков учащихся;
использование изучаемого материала для решения практических задач.
Задачи:
привлечение внимания к значимости экологических проблем и необходимости их совместного решения;
развитие самостоятельности и творческой активности учащихся;
развитие у учащихся умения анализировать, обсуждать, планировать, конспектировать и опубликовывать результаты;
развитие умения самостоятельной работы со справочной литературой;
развитие у учащихся умения работать в коллективе;
развитие умения оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей;
развитие любви к природе и окружающему миру.
Ожидаемый результат:
достижение понимания учащимися важности исследуемой проблемы защиты окружающей среды и необходимости участия каждого в решении этой проблемы;
разработка программы действий “Что каждый из нас может и должен сделать для защиты окружающей среды?”
1.Организационный этап
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но также необходимо:
разумно определить временные рамки (здесь надо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
выбрать оптимальную форму презентации результатов;
составить и обсудить примерный план работы.
Учитель объявляет тему и вводит ребят в проблему защиты окружающей среды. Проводиться вступительная беседа “Les problèmes concernant la protection de la nature et de l’environnement». Затем предлагаются темы проектов:
1. La Terre en danger!
2. Attention ... pollution, poison!
3. La mort des animaux et des plantes.
4. Il y a les trous constatés dans la couche d’ozone.
5. La forêt c’est la poumon de la planète!
6. La voiture éléctrique est-elle pour demain?
Класс делится на группы с учетом психологической совместимости учащихся, разного уровня владения языком. Выбирается руководитель группы для контроля деятельности членов группы и оказания помощи в ходе осуществления проекта. Ребята выбирают тему для выступления на заключительной конференции и выдвигают идеи по поводу того, что можно сделать по данному проекту с обоснованием целесообразности и значимости данного вида работы. Затем учитель показывает, какие виды деятельности можно применить в работе над проектом:
Собрать пословицы о природе и оформить иллюстрированный альбом.
Составить ребусы, кроссворды по теме.
Провести анкету: "Что можно сделать из использованных материалов?"
Составить тематический словарь.
Участвовать в конкурсе плакатов.
Собрать материал по важным проблемам экологии, составить сборник текстов на французском языке по данной теме.
Оформить собранный материал в графиках, таблицах, картинках.
Подготовить материал для выступления на конференции.
Подготовить фотоматериалы.
Подготовить компьютерную презентацию по проблеме. 
Каждая группа составляет свой план работы.   Роль учителя на данном этапе: наблюдает, направляет, консультирует, координирует деятельность учащихся.
2. Выполнение проекта
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.
Именно здесь происходит основная работа учителя со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед французским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы французского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса.
На данном этапе происходит предъявление и закрепление коммуникативных речевых клише для ведения дискуссии.
A mon avis ...
Je crois que ...
Je ne pense pas que ...
Je suis d’accord avec ...
Je ne suis pas d’accord tout à fait avec vous ...
Vous avez raison , mais ...
On peut dire que , je n’en pense pas ...
Je ne sais pas si c’est vrai, mais ...
Листок с речевыми клише раздается каждому ученику.
Ученики приступают к выполнению проекта. Ведется поиск и сбор необходимой информации: вырезки из журналов и газет, фотографии, таблицы, диаграммы, тексты. Используются Интернет, экскурсии по городу, библиотеки школы и города, телевизионные передачи. Затем в группах происходит обсуждение собранной информации, комбинирование ее и составление доклада для конференции, а также оформление собранной информации.
Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий французско-русских и русско-французских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
3.Презентация
Представление конечных результатов деятельности учащихся. Презентация проекта всей группе. Конференция “En accord avec la nature”.
Представители каждой группы выступают с подготовленным докладом по одной из проблем. Участники конференции задают уточняющие вопросы, могут добавить дополнительную информацию по теме выступления, обсуждают, что уже делается для решения данной проблемы, что еще нужно сделать, и что могут сделать сами школьники. Роль учителя: поддерживать и стимулировать активность учащихся на конференции.
Экспертная комиссия, состоящая из учителя и учащихся старших классов, оценивает выступления по следующим параметрам:
качество представленного материала;
построение доклада;
полнота раскрытия темы;
аргументированность;
наглядный материал;
глубина знаний по теме;
культура речи (поощряется использование речевых клише и оценочных реплик при высказывании своего мнения);
ответы на вопросы.
В результате работы конференции вырабатывается единая программа действий “Что школьники могут сделать для защиты окружающей среды в микрорайоне, городе, в местах проведения летнего отдыха”.
4.Практическое использование результатов проекта. Связь с реальной жизнью.
Выступление с докладами в других классах, изучающих французский язык.
Выставка плакатов с целью привлечения внимания учащихся школы к экологическим проблемам.
В составе летней трудовой бригады ребята будут участвовать в озеленении пришкольного участка, сажать деревья, цветы на клумбах, в субботниках по уборке территории.
Ребята предполагают также использовать богатый собранный материал для создания наглядных учебных пособий по данной теме.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Литература:
Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе — Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с. 
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе.-2003.-№5
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе. – 2000.- №2.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2004. - 280 с.