Модель урока на основе деятельностного подхода 5 класс
Тема работы: Модель урока на основе деятельностного подхода
План-конспект урока
ФИО (полностью)
Балахнина Татьяна Николаевна
Место работы
МОУ «Липицкая СОШ»
Должность
Учитель
Предмет
География
Класс
5
Тема и номер урока в теме
«Открытия русских путешественников. Сибирь»
(урок №8)
Предметная программа и её автор
География. Начальный курс 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений/Баринова Ирина Ивановна, Плешаков Андрей Анатольевич, Сонин Николай Иванович – М.: Дрофа, 2012
Цели урока
Развивающие: Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач.
Образовательные: формирование знаний об основных этапах освоения территории своей страны.
Воспитательные: Способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Необходимое оборудование
Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал
Структура и ход урока
№
Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
(в мин.)
1
Организационный момент
Создание благоприятного психологического настроя
на работу.
Готовность учащихся к началу работы на уроке, включаются в деловой ритм урока.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
1 мин.
2.
Проверка домашнего задания
формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще;
работа со слайдами презентации (по описанию и иллюстрациям узнают какому путешественнику оно относится)
самопроверка по образцу (на слайде)
самооценка по критериям (на слайде)
Демонстрирует слайды презентации, комментирует (при необходимости алгоритм выполнения)
5 мин
3.
Целеполагание.
Построение ситуации, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и способностей. Объективная проблема становится субъективной.
Сравнивая территорию русского государства в 15 веке и современные размеры и конфигурацию страны, дети определяют тему урока и его цель
Создает проблемную ситуацию, направляет логику размышлений обучающихся, отбирает нужные в данный момент мнения.
2 мин
4.
Первичное усвоение новых знаний
Формирование ситуации интеллектуального затруднения- «Зачем открывать новые земли, если это трудно, опасно, очень дорого»
Работая с индивидуальным пакетом заданий (в группах), отвечают на вопрос «как шло освоение территории страны, кто это делал и как, что было открыть в результате экспедиции»:
1 группа «Поход Ермака»
2 группа «Плавание С.И.Дежнёва»
3 группа«Экспедиция Витуса Беринга»
4 группа «Великая Северная экспедиция»
Наблюдает за работой групп, при необходимости дает консультацию по выполнению какого-либо шага работы.
10 мин
5.
Применение
теоретических
положений в
условиях
выполнения
упражнений и
решения задач.
Установить правильность и осознанность изучен-
ного материала
Выявить пробелы
первичного
осмысления изученного материала
Называют экспедицию, которая открыла ту часть нашей страны, которая изображена на иллюстрации.
Постоянное обращается к классу с просьбой дополнить, уточнить
или исправить ответ
ученика
10 мин
6.
Самостоятельное
творческое
использование
сформированных
умений и навыков
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Отгадывают экспедицию, которая охарактеризована перечнем понятий, дат, открытых территорий.
Использует систему заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и
самостоятельности уч-ся в их выполнении
7 мин
7
Рефлексия
Обеспечение усвоения принципов саморегуляции и сотрудничества.
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения.
5 мин
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечить
понимание учащимися цели, содержания и способов
выполнения
домашнего задания
Внимательно слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневники.
Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения Повышает интерес к домашнему заданию.
Предупреждает о возможных затруднениях и способах их ликвидации.
5 мин.
Заключение
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
География – особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, которая требует от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией.
Более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
В соответствии с новыми стандартами, нужно:
усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Таким образом, современный урок- грамотно организованный высококвалифицированным учителем процесс самостоятельного добывания информации учащимися из разнообразных источников с целью создания конкретного продукта.
Список использованной литературы
1) В.А.Онищук. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008г
2) Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной
школе. М., «Просвещение», 2011 г..
3) Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
13PAGE \* MERGEFORMAT141015
ђЗаголовок 4 ђЗаголовок 715