Внеклассное мероприятие Я лиру посвятил народу своему
Сценарий литературного вечера, посвященного 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова.
«Я лиру посвятил народу своему» Цель:
Расширить и обобщить знания учащихся о творчестве Н.А.Некрасова
Задачи:
Учить понимать стихотворения в сопричастности с историческими событиями, их сопровождавшими.
Работать над развитием умения выразительного чтения стихотворений.
Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, сопереживания
Оборудование
Компьютер, проектор, экран
Средства сопровождения
Презентация, аудиозапись, исполнение песен на стихи Некрасова.
Ход вечера
Сценка "Крестьянские дети" 5класс(слайд 1)
Учитель. Ребята, я думаю все вы узнали произведение Н.А.Некрасова "Крестьянские дети "(слайд 2,3,4) В 2016 году весь литературный мир отмечает сразу две знаменательные литературные даты: 195 лет со дня рождения великого русского поэта, писателя и публициста Н.А.Некрасова и 155 лет его поэме «Крестьянские дети».. Отрывком из этого произведения начался наш литературный вечер «Я лиру посвятил народу своему». Н. А. Некрасов один из гигантов русской поэзии 19 века. Он достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Духовная связь с родной землёй – вот что сближает нас с личностью Н. Некрасова, с его творчеством. Любовь к родному краю и малой Родине, уважение к женщине, бережное отношение к природе – это вечные ценности, которые воспевает поэт.
Ведущий 1.Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области .В то время в Винницком уезде Подольской губернии квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Его полюбила Елена Андреевна Закревская , варшавянка, дочь богача Херсонской губернии. Она было образована, и всем своим детям тоже старалась привить любовь к русскому языку и литературе. . Матери, Елене Андреевне, урожденной Закревской, посвящены проникновенные строки в стихотворениях "Родина" (1846), "Рыцарь на час" (1860) и др., а также незаконченная поэма Некрасова "Мать" (1861-1877). (Слайд 5,6,7)
Ведущий 2 Впоследствии он не раз жалел о том, что в малом возрасте не мог ничего противопоставить отцу-тирану. И, по истечении времени, он решил выразить всю свою любовь и ненависть к несправедливости в прекрасном стихотворении «Мать».(слайд 8,9)
Ученик читает стих."Мать"(слайд 8,9)
Ученик анализ стих." В полном (слайд 10)
Ученик.стих В полном разгаре (слайд11,12)
Ведущий 1.Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
Ведущий 2При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. ( (слайд 13,14)
Ведущий 1 . Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке.*слайд15,16)
Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.
Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми (Слайд17)
Ученик читает стих. "Крестьянские дети"
Ведущий 2 .В наше время Грешнево и окрестные деревни неузнаваемо преобразились. Дом Некрасовых сгорел еще при жизни поэта. Из всех построек сохранилась лишь „музыкантская", в которой теперь музей. В саду можно увидеть несколько очень старых лип, посаженных, как гласит семейное предание, еще матерью поэта. На месте барского дома возвышается новая двухэтажная школа со светлыми просторными классами и большим кинозалом. Ее построили в 1971 году, к 150-летию со дня рождения Некрасова. И учатся в ней потомки тех самых крестьянских ребятишек, которых так любил поэт.(слайд 18,19)
Ученик рассказывает (слайд 20,21.22,23,24.25)
Ведущий 1Некогда было учиться крестьянским детям, а если кому из них удавалось по счастливой случайности поступить в городское училище, то несколько лет до его окончания приходилось терпеть голод, холод и нищету. Одного из таких голодных, оборванных школьников встретил однажды поэт на пустынной деревенской дороге.
(Ученик. читает стихотворение «Школьник») (слайд 26)
Ведущий 2.Но не все стихотворения Некрасова для детей были грустными. В свободное время, когда Некрасов уезжал из Петербурга в деревню, он знакомился с крестьянами, записывал их истории. Много интересных историй рассказал ему старый Мазай, с которым Некрасов ходил на охоту.
(Ученики читают стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»)
Отрывок читает ученик( слайд 27,28,29)
Есть и другие проиведения Саша читает ученик
.Строительство железной дороги между Петербургом и Москвой послужило поводом для написания стихотворения«Железная дорога»
Анализ стих.(слайд 31,32,33)
. Начинается стихотворение с описания природы
Читает ученик (слайд 34,35,36)
Ведущий 1Прекрасная картина тихой осени, природы, где нет «безобразья», сменяется другой: безобразья существуют в человеческих отношениях, «муки людей по контрасту кажутся ещё более чудовищными на фоне этой благодарной природы.
Читает ученик( слайд 37)
Ведущий 2.Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Волге он посвятил много своих стихотворений.(слайд 38,39) ученик читает отрывок "На Волге"(слайд 40,41)
Ведущий 1.Село Карабиха. В 1861 году поэт покупает у потомков князя М.Н.Голицына усадьбу Карабиха, расположенную там же, в Ярославском крае, но на другом берегу реки. В 1862 – 1875 годах Некрасов живет в Карабихе в летнее время. Здесь им написаны поэмы «Мороз, Красный нос», « Русские женщины», «Дедушка», главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», многие стихотворения(.Слайд 42,43,44)
Читает ученик (слайд 45,46,47)
Читает ученик (слайд 48
Ведущий 2 Поэт в своих произведениях отобразил особенности своего времени и оказал влияние на общественную атмосферу эпохи. Его стихотворения становились народными песнями.(Слушание песни"Вызолу олин я на дорогу"
Ведущий 1Последние годы жизни и творчества Николая Алексеевича Некрасова связаны с Чудовской землей. Сюда он приезжал отдохнуть от городских забот и тревог, побродить по лесам с ружьем, пообщаться с простым русским человеком.
Усадьбу Чудовская Лука Николай Алексеевич купил в 1871 году.(Слайд 49,50,52,53)
Вместе со своей женой Зинаидой Николай Алексеевич проводил здесь каждое лето с 1871 по 1876 год. Он бывал во многих окрестных деревнях, общался с крестьянами, набирался впечатлений, что нашло отражение в его поэтическом творчестве.
Некрасов приезжал в Чудово отдыхать, но как творческая личность не мог не работать. Особенно плодотворным в поэтическом плане было его пребывание в Чудовской Луке в летний период 1874 года.
Ведущий 2Тогда он написал 12 лучших своих стихотворений о тяжелой доле крестьян, составивших так называемый «Чудовский цикл». Детали быта и особенности жизни местных крестьян, а также свои новгородские впечатления поэт использует в стихотворениях «Железная дорога», «Пожарище», в лирической комедии «Медвежья охота». Многие главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и знаменитые строки его поэтического кредо: «Я лиру посвятил народу своему» также родились в Чудово.
Я лиру посвятил народу своему.Быть может, я умру неведомый ему,Но я ему служил - и сердцем я спокоен...Пускай наносит вред врагу не каждый воин,Но каждый в бой иди! А бой решит судьба... (слайд 54)