Доклад «Деятельность учителя в контексте новых образовательных стандартов»
РМО учителей математики
Доклад:
«Деятельность учителя в контексте новых образовательных стандартов»
Докладчик: Васина О.А. –
учитель математики
МБОУ «СОШ с. Красноармейское
Калининского района
Саратовской области»
Калининск
2015 г
Деятельность учителя в контексте новых образовательных стандартов
Рассматривая любое нововведение как «процесс», необходимо заметить, что он подразумевает, прежде всего, желание разработчиков внести инновационные перемены в жизнь своей страны, но эта идея обычно сопровождается и неизбежными рисками быть непонятой, непринятой, технически неосуществимой.
Особую значимость этого высказывания мы осознаем тогда, когда речь идет об инновационном преобразовании системы образования, которое вошло в эпоху, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Современное изменяющееся общество требует изменений в целях, содержании, технологиях образования. То, насколько эффективно оно сможет отвечать вызовам времени, зависит от учителей, от их готовности и способности включаться в процесс обновления практики образования.
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования уже легли в основу образовательного процесса в каждой российской школе. Их введению предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, создавших учебно-методические комплексы и руководителей органов образования, но и кропотливая работа в различных школах субъектов Российской Федерации.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе – учитель. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.
Какова же роль учителя в современном образовательном процессе?
К.Д.Ушинский, считал, что именно личность учителя имеет огромную воспитательную силу. Ей отводилось ведущее место в воспитательной направленности обучения на протяжении всей истории педагогики. П.П.Блонский писал о том, что учитель должен всколыхнуть сердце и душу ребенка. Широко известно его высказывание: «Как сильно может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своей работе, своем детстве, своих путешествиях, своих любимых писателях и своих любимых героях! Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель; может быть час твоего увлечения - самый поучительный час для детей. Всколыхни сердца, дай им глубокое впечатление» [1. с.138].
Сегодня уже назрела острая необходимость преобразований. Образовательная система ранее была направлена на успешное усвоение стандарта большинством учащихся. В настоящее время все чаще говорят о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что обучающиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, а реализовать их на практике они не в состоянии. Сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, ученик не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе учения знаний в реальной действительности. Отличительная особенность нового стандарта – его деятельностный характер. Велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой молодой человек станет распорядителем своей судьбы. Именно поэтому новая школа требует нового учителя. Современный учитель должен найти ответ на вопрос «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в будущем самостоятельно развиваться, были готовы к решению тех задач, которые приготовит им жизнь. Теперь основная задача учителя организовать исследовательскую деятельность обучающихся так, чтобы они сами нашли решение ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях. Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем – вот чему необходимо научить. Воспитать успешного ученика может только успешный учитель. В связи с этим А.В.Хуторской выделяет учителей «нового типа»: «педагог – экспериментатор», «учитель – новатор», «педагог – исследователь», которые появились в связи с модернизацией российского образования в ХХI веке Выделяется инновационный аспект деятельности учителя и подчеркивается необходимость совершенствования навыков социальной рефлексии, диалогического мышления во взаимодействии с учеником.
Для того, чтобы перейти на ФГОС второго поколения нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами, психологически подготовлены. Готовность учителя к реализации ФГОС определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентиров, любовь к своей профессии, предмету. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить» современному учителю стоит постоянно быть озабоченным вопросом «Чему мне нужно научиться». По мнению Всемирной Организации ЮНЕСКО основная миссия учителя в современном обществе – «научить учиться».
И хочется закончить свое выступление словами Колмогорова А. Н. - Простейшие математические знания могут применяться умело и с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно
Литература
1.Блонский П.П. Избранные педагогические произведения /Ред кол : Б.П.Есипов, Ф.Ф.Королев, С.А.Фрумов; Сост.: Н.И.Блонская, А.Д.Сергеева./ М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 695 с.
2.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 3т Т.2 М.: Педагогика, 1974.-584 с. Т.2 М.: Педагогика, 1974. - 44 с.
3.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. М: Академия, 2008.- 256 с.
4. Малякова Н. С. Понимание миссии учителя в педагогической антропологии России XIX - начала XX вв. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №139