Статья Стратегии смыслового чтения


Стратегии смыслового чтения
В современном образовании в соответствии с ФГОС акцент делается не на заучивание учащимися определенного количества фактов, а на развитие его способностей учиться.
Целью работы учителя становится обеспечение обучающимися возможности найти, понять, проанализировать, синтезировать информацию и создать новую информацию и знания. Путь выстраивается «от текста к тексту». Современный ученик должен стать человеком, создающим тексты, а для этого нужно научиться понимать текст. Так появилась необходимость создания междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом», в которой основным направлением является развитие основ читательской компетенции.
Чтение трактуется как
1) средство продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, проведения досуга, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
2) потребность для познания мира, себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;
3) инструментальный навык, который включает: технику чтения, осмысленное чтение, рефлексивное чтение, овладение различными видами и типами чтения, освоения основных стратегий чтения художественных и других видов текстов, умение выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Под смысловым чтением понимается:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
В новом стандарте слово «текст» понимается широко. Ученики должны научиться работать как со сплошными, так и несплошными текстами.
К сплошным текстам относятся:
Описание (художественное и техническое),
Повествование (рассказ, отчет, репортаж),
Объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация),
Аргументация (научный комментарий, обоснование),
Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
К несплошным можно отнести:
Формы (налоговые, визовые, анкеты),
Таблицы и графики,
Диаграммы,
Таблицы и матрицы,
Карты,
Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы и др.),
Списки.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход в обучении смысловому чтению.
Эта технология включает в себя три этапа работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии.
По мнению Н. Н. Сметанниковой, стратегия – это план-программа совместной деятельности, в которой учащийся много работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе.
Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий. Выбор в первую очередь определяется читательским видением цели своего чтения, знаниями и опытом в области содержания текста и умениями, опытом использования различных стратегий. Иногда читатель использует несколько стратегий, прежде чем поймет, каким образом ему удобнее и результативнее работать с текстом определенного типа.
Стратегии предтекстовой деятельности
Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению чтения, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
«Мозговой штурм».
«Глоссарий».
«Ориентиры предвосхищения».
«Батарея вопросов».
«Предваряющие вопросы».
«Рассечение вопроса».
«Алфавит за круглым столом»
«Соревнуемся с писателем».
Стратегии текстовой деятельности
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению, с многочисленностью вариантов работы со словом, рубрикацией и системной организацией (или кластеризацией), с догадкой на основе контекста и с мнением, базирующимся на тексте.
Стратегии
«Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
«Чтение про себя с вопросами».
«Чтение про себя с остановками».
«Чтение про себя с пометками».
Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Стратегии:
«Отношение между вопросом и ответом»
«Вопросы после текста»
«Тайм-аут»
«Проверочный лист».