Конспект исследовательской работы на тему Открытие месторождений ртути на Алтае (Ефремовские чтения)
МБОУ Сиверская средняя общеобразовательная школа №3
Тема исследования:
Открытие месторождений ртути
на Алтае.
Автор:
Руководитель: учитель химии
Галушка Т.А.
П. Сиверский
2015г.
Цель:
Основной целью данной работы являлось исследование пользы и вреда металла ртути . Исследование предсказаний И.А. Ефремова о нахождении месторождений ртути в Алтайском крае на основании его рассказа « Озеро горных духов» .
В связи с этим в работе решались следующие конкретные задачи:
1) обзор и анализ литературных и научных источников;
2) общее знакомство с проблемой исследования;
3) обобщение и синтез данных
Предмет исследования – выбор соответствующей информации о пользе и вреде ртути.
Объект исследования – ртуть
Гипотеза – Разумное использование самой ртути и ее соединений способствует более высокому развитию экономики всех отраслей народного хозяйства инее вызовет экологических катаклизмов.
Актуальность: В настоящее время все более осознается опасность, которая может привести человечество к гибели – это экологическая катастрофа. В этих условиях особенно необходима психологическая перестройка людей в отношениях с природой. Воспитание бережного, внимательного отношения к природе , окружающей среде, расширение знаний о свойствах веществ и навыков правильного их использования, необходимых для ее охраны, должны стать неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров.
Методы исследовании:
Выдвижение гипотезы
Абстрагирование
Теоретические
Изучение литературы
Анализ и синтез
Ртуть- друг или враг человечества
Ртуть оказала науке огромные услуги. Как знать, насколько задержался бы прогресс техники и естественных наук без измерительных приборов – термометров, манометров, барометров и других, действие которых основано на необыкновенных свойствах ртути. Какие это свойства?
Во-первых, ртуть – жидкость.
Во-вторых, тяжелая жидкость – в 13,6 раза тяжелее воды.
В-третьих, у ртути довольно большой коэффициент температурного расширения – всего в полтора раза меньше, чем у воды, и на порядок, а то и два больше, чем у обычных металлов.
Есть и «в-четвертых», «в-пятых», «в-двадцатых», но вряд ли нужно перечислять все.
Еще любопытная деталь: «миллиметр ртутного столба» – не единственная физическая единица, связанная с элементом №80. Одно из определений ома, единицы электрического сопротивления, – это сопротивление столбика ртути длиной 106,3 см и сечением 1 мм2.
Все это имеет отношение не только к чистой науке. Термометры, манометры и другие приборы, «начиненные» ртутью, давно стали принадлежностью не только лабораторий, но и заводов. А ртутные лампы, ртутные выпрямители! Все то же уникальное сочетание свойств открыло ртути доступ в самые разные отрасли техники, в том числе в радиоэлектронику, в автоматику.
Ртутные выпрямители, например, долгое время были наиболее важным и мощным, наиболее широко применяемым в промышленности типом выпрямителей электрического тока. До сих пор их используют во многих электрохимических производствах и на транспорте с электрической тягой, хотя в последние годы их постепенно вытесняют более экономичные и безвредные полупроводниковые выпрямители.
Современная боевая техника тоже использует замечательные свойства жидкого металла.
К примеру, одна из главных деталей взрывателя для зенитного снаряда – это пористое кольцо из железа или никеля. Поры заполнены ртутью. Выстрел – снаряд двинулся, он приобретает все большую скорость, все быстрее вращается вокруг своей оси, и тяжелая ртуть выступает из пор. Она замыкает электрическую цепь – взрыв.
Нередко с ртутью можно встретиться и там, где меньше всего ожидаешь. Ртутью иногда легируют другие металлы. Небольшие добавки элемента №80 увеличивают твердость сплава свинца со щелочноземельными металлами. Даже при паянии бывает подчас нужна ртуть: припой из 93% свинца, 3% олова и 4% ртути – лучший материал для пайки оцинкованных труб.Амальгамы
Еще одно замечательное свойство ртути: способность растворять другие металлы, образуя твердые или жидкие растворы – амальгамы. Некоторые из них, например амальгамы серебра и кадмия, химически инертны и тверды при температуре человеческого тела, но легко размягчаются при нагревании. Из них делают зубные пломбы.
Амальгаму таллия, затвердевающую только при –60°C, применяют в специальных конструкциях низкотемпературных термометров.
Видимое свечение паров ртути использовано в конструкциях мощных ламп освещения. Лампы дневного света – это разрядные трубки, в которых находятся инертные газы и пары ртути. А что такое «холодный свет», пояснять, вероятно, излишне. Из каждого рубля, который мы платим «за свет», на долю действительно светового излучения приходятся лишь четыре копейки. Остальные 96 – за ненужное тепло, излучаемое обычными электролампами. Лампы дневного света намного экономичнее.
Ядовитость соединений ртути ограничивает их применение, но иногда это свойство может оказаться полезным. Ртутными красками покрывают днища кораблей, чтобы они не обрастали ракушками. Иначе корабль снижает скорость, перерасходуется топливо. Самая известная из красок такого типа делается на основе кислой ртутной соли мышьяковистой кислоты HgHAsO4. Правда, в последнее время для этой цели применяют и синтетические красители, в составе которых ртути нет.
Хотя все ртутные соли ядовиты, многие из них используются медициной, и, пожалуй, это одно из самых древних их применений. Сулема – яд, но и одно из первых антисептических средств. Цианид ртути использовали в производстве антисептического мыла. Желтую окись ртути* до сих пор применяют при лечении глазных и кожных заболеваний. Каломель Hg2Cl2, в молекуле которой по сравнению с молекулой сулемы есть один «лишний» атом ртути, – общеизвестное слабительное средство. Медицина использует также фосфорнокислые соли ртути, ее сульфат, иодид и другие. В наше время большинство неорганических соединений ртути постепенно вытесняются из медицины ртутными же органическими соединениями, неспособными к легкой ионизации и поэтому не столь токсичными и меньше раздражающими ткани. Органические антисептики на основе соединений ртути пригодны даже для обработки слизистых оболочек. Они дают не меньший лечебный эффект, чем неорганические соединения.
Я худшую смертьпредпочту работена ртутных рудниках,где крошатся зубы во рту...
Р. Киплинг
Пары ртути и ее соединения действительно весьма ядовиты. Жидкая ртуть опасна прежде всего своей летучестью: если хранить ее открытой в лабораторном помещении, то в воздухе создастся парциальное давление ртути 0,001 мм. Это много, тем более что предельно допустимая концентрация ртути в промышленных помещениях 0,01 мг на кубический метр воздуха.
Степень токсического действия металлической ртути определяется прежде всего тем, какое количество ее успело прореагировать в организме, прежде чем ее вывели оттуда, т.е. опасна не сама ртуть, а ее соединения.
Острое отравление солями ртути проявляется в расстройстве кишечника, рвоте, набухании десен. Характерен упадок сердечной деятельности, пульс становится редким и слабым, возможны обмороки. Первое, что необходимо сделать в такой ситуации, это вызвать у больного рвоту. Затем дать ему молока и яичных белков. Ртуть выводится из организма в основном почками.
При хроническом отравлении ртутью и ее соединениями появляются металлический привкус во рту, рыхлость десен, сильное слюнотечение, легкая возбудимость, ослабление памяти. Опасность такого отравления есть во всех помещениях, где ртуть находится в контакте с воздухом. Особенно опасны мельчайшие капли разлитой ртути, забившиеся под плинтусы, линолеум, мебель, в щели пола. Общая поверхность маленьких ртутных шариков велика, и испарение идет интенсивнее. Поэтому случайно разлитую ртуть необходимо тщательно собрать. Все места, в которых могли задержаться малейшие капельки жидкого металла, необходимо обработать раствором FeCl3, чтобы связать ртуть химически.
Даже краткий перечень областей применения ртути показывает, что она имеет огромное значение в экономике народного хозяйства. Поэтому расширение поисков месторождений и разведка уже найденных имеет большое значение в развитии и стабилизации ртутнодобывающей промышленности Алтайской области и всей нашей страны.
Вместе с положительными чертами ртуть обладает и отрицательными – высокой токсичностью. И об этом не надо забывать, в противном случае из друга ртуть может превратиться во врага.
Решать человеку!!!
Будет ртуть приносить пользу или принесет болезни и смерть.
ОЗЕРО ГОРНЫХ ДУХОВ
Или «ДЕНЫ- ДЕРЬ»
1907-1972
Писатель, ученыйКавалер ордена Трудового Красного Знамени Кавалер ордена «Знак Почета»Лауреат Государственной премии второй степени Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Человек, мыслитель, друг
Он в жизни выбирал прямую лишь дорогу
Душа его всегда была горда.
Он жил, не кланяясь, он думал что угодно
И действовал, как мыслил он, свободно.
Э. Ростан
Имя выдающегося ученого палеонтолога и геолога профессора И. А. Ефремова и имя писателя Ивана Ефремова широко известно научной и читательской общественности во всем мире. Но далеко не все знают, что это одно и то же лицо.
Слова Вольтера «счастливы те, кто идут по новому пути» относятся и к И. А. Ефремову. Он имел открытый характер, его любили, перед ним преклонялись. Уже при жизни он получил признание, о его литературном творчестве писали диссертации, статьи, очерки, книги. Практически четверть века он возглавлял исследования по древнейшим наземным позвоночным в СССР. Во многом благодаря ему мы имеем сегодня одну из лучших в мире коллекций по пермским и триасовым позвоночным. Он оставил блестящие, не утратившие значения научные труды, открыл кладбища вымерших животных, основал новую отрасль палеонтологии, провел выдающуюся по результатам и научному значению экспедицию в Гоби и вошел в плеяду известнейших исследователей Центральной Азии. Шел в ногу со временем: участвовал в освоении Сибири и Дальнего Востока, был первопроходцем на трассе БАМ. Прокладывал новые пути в советской научной фантастике и вошел в число лучших фантастов мира. Палеонтологи назвали его именем много родов и видов ископаемых животных, в его честь названа одна из малых планет Солнечной системы Ефремиана.
И. А. Ефремов, в чем не приходится сомневаться, обладал историческим мышлением. Для него самого историзм складывался прежде всего через поступательное развитие науки. Ему были чужды догматизм и вера в авторитеты. Он принадлежал к тем ученым, которые не только объясняют, но добывают факты
И. А. Ефремов оставил глубокий след как крупнейший специалист по палеонтологии позвоночных, как создатель нового научного направления тафономии, занявшей прочное место в ряду пограничных дисциплин геологии и биологии.
Широта и многогранность его таланта столь же ярко, как и в науке, проявилась в литературе, где И. А. Ефремов получил мировую известность и по общему признанию является одним из ведущих писателей-фантастов. Кто из читателей не проникся очарованием его геологических рассказов: «Алмазной Трубы», «Белого Рога» или «Юрты Ворона»? Их героев роднит беззаветная преданность делу и через преодоление трудностей на пределе человеческих возможностей они добиваются цели и совершают, быть может, еще более важный подвиг подвиг высшего проявления духа. Рассказы Ефремова автобиографичны в передаче зарисовок природы, полевой работы, экспедиционного быта, жизненных ситуаций и впечатлений. Этот опыт использован позднее как фон или канва для развития сюжета, окрашенного фантазией, и все в целом дает читателю иллюзию полной достоверности происходящего. При этом сама идея с первоначальным элементом вымысла напоминает скорее интуицию или научное предвидение и находит подтверждение в практике. Так, открытие якутских алмазов и месторождений киновари (ртутной руды) сделало реальностью фантастическую гипотезу писателя.
Богатое литературное творчество И. А. Ефремова тема специальных исследований. Здесь лишь следует подчеркнуть, что лейтмотив его творчества логика науки и фактов. В этой связи «два полюса» творчества И. А. Ефремова ученого и писателя составляют единое целое. Он рождает новые идеи и наталкивает на поиски решений уже чисто научных или технических проблем. В этом воздействии на практику одна из черт творчества писателя. Биография писателя и ученого неотделима от его творчества. И прежде всего это очевидно сравнительно небольшому кругу лиц, непосредственно знавших Ефремова и его произведения. Разумеется, нет ничего удивительного в том, что его герои несут черты самого писателя. В них вложена частица его души. Сходство может распространяться на профессию, привычки, внешний облик и характер, имена, места действия и т. д.
Вдумчивое знакомство с творчеством Ивана Ефремова, вероятно, следует начинать с ранних рассказов- рассказов научной фантастики. Его рассказы отличаются широтой научных проблем.
Среди рассказов И. Ефремова наибольшую известность имеет «Алмазная Труба» и « Озеро горных духов» рассказы стали хрестоматийным примером, показывающим как интуиция ученого, согретая дыханием фантастики, обернулась прогнозом крупнейшего геологического открытия.
«Озеро Горных Духов» принадлежит к рассказам, косвенно связанным с открытием. Как известно по рассказу, мысль о присутствии ртути в районе озера возникла у геолога при взгляде на картину художника и знакомстве с обстоятельствами ее появления. Геолог едет к озеру, где покойный художник писал картину, и с опасностью для жизни находит ртутное озеро-месторождение. Самородная ртуть на Алтае позднее действительно была найдена, но открытие ее не было связано с картиной художника. Поэтому сам И. А. Ефремов не относил рассказ к предвидениям, а считал совпадением, так как знание геологии Алтая убеждало его в существовании и находке подобных месторождений.
В 30-е годы, во время своего путешествия по Алтаю, будущий знаменитый писатель-фантаст Иван Ефремов посетил в селе Анос мастерскую художника Г.И. Чорос-Гуркина.
Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в специальное учебное заведение - Петербургскую Академию художеств. По тем временам это было исключением, так как учеников в Академию зачисляли с определенным общеобразовательным уровнем, которого Г. И. Гуркин не имел. Шишкин стал его учителем.
.
(1917-1937)
Начав свой творческий путь как ученик И. И. Шишкина и А. А. Киселева, алтайский художник от изображения конкретной натуры в ранних работах переходит к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа. В лучших своих работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.
Параллельно с пейзажными художник работает и в других жанрах.
Последний период жизни и творчества Гуркина (1917-1937) связан с бурными событиями революции, гражданской войны и установления Советской власти в Сибири.
В 1926 году в жизни художника происходят знаменательные события: он участвует в двух московских выставках.
В 1937 году Григорий Чорос-Гуркин был арестован , а 11 октября 1937 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован в марте 1956 года.
Во время встречи самое сильное впечатление на Ефремова произвела картина "Озеро горных Духов". Ефремов описал эту встречу в своем рассказе "Озеро горных Духов": "От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту". Гуркин рассказал Ефремову легенду про охотников, которые поднимались к озеру и наблюдали необычные видения. "Красота этого места издавна привлекала человека, но какие-то непонятные силы часто губили людей, приходящих к озеру. Интересно, что озеро красивее всего в теплые, летние дни, и именно в такие дни наиболее проявляется его губительная сила. Как только люди видели кроваво-красные огни в скалах, мелькание сине-зеленых прозрачных столбов, они начинали испытывать странные ощущения. Окружающие снеговые пики словно давили чудовищной тяжестью на их головы, в глазах начиналась неудержимая пляска световых лучей. Людей тянуло туда, к круглой конусовидной горе, где им мерещились сине-зеленые призраки горных духов, плясавшие вокруг зеленоватого светящегося облака. Но, как только добирались люди до этого места, все исчезало, одни лишь голые скалы мрачно сторожили его. Задыхаясь, едва передвигая ноги от внезапной потери сил, с угнетенной душой, несчастные уходили из рокового места, но обычно в пути их настигала смерть. Только несколько сильных охотников после невероятных мучений добрались до ближней юрты. Кто-то из них умер, другие долго болели, потеряв навсегда былую силу и храбрость. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь, и люди почти перестали бывать на нем. Там нет ни зверя, ни птицы, а на левом берегу, где происходят сборища духов, и не растет ничего, даже трава"."Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами".
Под впечатлением от встречи с Гуркиным Ефремов в 1942 году написал рассказ об озере горных духов, где предположил, что необычные явления связаны с ядовитыми испарениями ртути. «Озеро Горных Духов» принадлежит к рассказам, косвенно связанным с открытием. Как известно по рассказу, мысль о присутствии ртути в районе озера возникла у геолога при взгляде на картину художника и знакомстве с обстоятельствами ее появления. Геолог едет к озеру, где покойный художник писал картину, и с опасностью для жизни находит ртутное озеро-месторождение. Самородная ртуть на Алтае позднее действительно была найдена, но открытие ее не было связано с картиной художника. Поэтому сам И. А. Ефремов не относил рассказ к предвидениям, а считал совпадением, так как знание геологии Алтая убеждало его в существовании и находке подобных месторождений. «Озеро Горных Духов» не обычный рассказ на геологическую тему, а рассказ фантастический, хотя в нем и трудно определить грань между фантастикой и реальностью. В нём описывается высокогорное озеро необычайной красоты с налётом мистики, которое находится где-то в горах Алтая
Героев своего рассказа автор «отправил» в долину реки Куркуре (левого притока Аргута), на 5-е мёртвое озеро. А в 1931 г. геолог Кузнецов в истоках реки Ярлыамры (левого притока реки Чибитка) обнаружил месторождение киновари, ртутной руды, рядом с озером Чейбеккёль. Берега этого озера мертвы и напоминают картину Гуркина."
Смотрите, картину Гуркина (а вернее картины, т. к. именно эта его работа хорошо продавалась, и он сделал с десяток ее копий) видело множество человек, причем из интелегентов. И только Ефремов, очень неординарный человек, "запал" на эту историю с недомоганием бывалых людей в результате посещения небольшой территории.
В рассказе повествуется о художнике по фамилии Чоросов и упоминается о картине "Озеро горных духов". Историю создания картины писатель связывает с таинственными событиями, якобы происходившими у этого озера. И объясняет их далее воздействием ртутных паров на путешественников, проникавших в эту местность.
Ефремов пишет, что от всей картины веяло отрешенностью и холодной сверкающей чистотой. Художнику удалось создать здесь сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая. Гуркин показывает своим полотном, что величавая природа Алтая способна внушать благоговение и достойна почитания, с которым издавна относились к ней алтайцы.
Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми краскам. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков...
Рассказ с самого начала приятно удивил меня своим языком. Первые три страницы, содержащие в основном пейзажные описания, в достаточной мере свидетельствуют о художественном мастерстве автора.
Никогда не была на Алтае, и теперь с этим краем у меня всегда будут ассоциироваться созданные автором образы его природы.
Суть рассказа как в результате строгого научного исследования (рассказчик геолог) получает рациональное объяснение загадочное явление, дававшее повод к сверхъестественным толкованиям.
Однако, читая, как геологическая экспедиция приближается к своей цели, я почувствовал сильное желание, чтобы путешествие закончилось без ожидаемого результата. Нетрудно представить, как будет изуродована долина пяти озёр после начала промышленной эксплуатации месторождения Но рассказчик не испытывает никакого сожаления по этому поводу.
И завершается рассказ совсем не в том стиле, в каком начался, рапортом об «обеспечении всех потребностей нашей многосторонней промышленности». В душе героя-рассказчика совместились две противоположности способность увидеть и оценить красоту природы и потребительское отношение к ней, причём второе явно играет главенствующую роль.
Не зря все разведки мира держат в своем штате специалистов, которые читают все подряд, даже такую вроде-бы ерунду как местные слухи и легенды с преданиями. Если на сто тысяч пустышек вытащить одно такое жемчужное зерно все оправдалось. А обычно именно так и бывает. Многие открытия делаются только потому, что нужная информация попала к тому, кому надо. Рассказ лишь это подтверждает. И рассказ хороший, легко читается, и, главное, не забудешь слишком примета необычная..
Озеро Горных Духов, находится на высоте 2500 метров в юго-восточном ответвлении висячей долины Кара-Оюк (от алтайского «кара» - черная, «оюк» - долина).
С озером Горных Духов (алтайское название - Дены-Дерь) связано очень много легенд. По одной из них люди издревле искали озеро, расположенное в Горном Алтае, красота которого была неземной и населено оно было душами злых людей. По легенде богатырь, нашедший озеро, сможет победить этих духов и обрести небывалую силу. Однажды на поиски отправился сильный и красивый юноша Тарын. На дне глубокого ущелья между Чуйским и Катунским белками в долине, плоской и широкой, Тарын увидел несколько озер. Их было пять, они лежали цепью: одно за другим. Все пять озер были красоты неземной, но последнее, пятое, как магнитом тянуло к себе юношу. Тарын достиг его и обнаружил озеро на противоположном берегу которого прямо в воду обрывались кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетовых и палевых оттенков. От воды веяло отрешенностью и холодом. Внезапно Тарын заметил кроваво-красные огни на скалах и похожие на людей сине-зеленые тени, но, почувствовав прилив сил, ринулся в воду, стараясь ударить им призраков, как вдруг ощутил страшную слабость, словно окружавшие озеро снеговые пики, придавили ему голову с чудовищной силой. Задыхаясь, юноша добрался до той горы, но как только он сделал это, все исчезло. С угнетенной душой, мрачный, едва передвигая ноги, Тарын отправился в стойбище прочь от этого рокового места, но сильного юношу смерть настигла у ближайшей юрты. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь и люди старались не бывать на озере, где нет ни зверья, ни птицы, а на левом берегу - там, где собираются духи, не растет даже трава.
Легенды на пустом месте не рождаются. хороший рассказ, замечательно написан.
Мертвое озеро находится в Улаганском районе Республики Алтай, в долине реки Чибитка рядом с трассой Акташ-Усть-Улаган, слева от дороги в нескольких километрах после Красных ворот. Оно является искусственным. Настоящее название озера – Чейбеккель. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Местные жители называют озеро Мертвым потому, что в нем нет рыбы и растительности, и даже водоплавающие птицы на него не садятся, и что все это якобы из-за содержания в воде ртутных соединений. Говорят также, что Мертвое озеро является прообразом картины Г.И. Чорос-Гуркина «Озеро горных духов» и одноименного рассказа Ивана Ефремова, написанного им после встречи с художником. Хотя в этом рассказе высказывается предположение, что описанные необычные явления на озере связаны с ядовитыми испарениями ртути, но действие происходит на другом Мертвом озере в долине реки Куркуре, одного из притоков Аргута. Чорос-Гуркин много путешествовал по горам Алтая. Существует мнение, что прототипом к его картине послужили несколько горных озер.
В тридцатых годах в районе Мертвого озера действительно было найдено месторождение киновари ртутной руды, но про "озерки ртути" никакой речи не идет. По результатам исследований ученых, изучавших состав воды озера, содержание ртути не превышает нормы.
Картина замечательная и рассказ очень интересный, но это художественные произведения. При желании можно найти и более прозаические объяснения озеро высокогорное, холодное, берега в основном очень крутые, горы узкого ущелья мешают проникновению солнца. Зоопланктон в озере и какая-то растительность по берегам все же есть, и это не единственное озеро в округе, которое впечатляет своей холодной безжизненностью. А то, что в других окрестных озерах много рыбы это тоже не аргумент. Во многих из них ее искусственно развели, чтобы была возможность хорошей рыбалки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Чейбек-Коль ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Чейбек Kцль «Вытянутое озеро») (или Чейбеккель; Мёртвое озеро) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Находится в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в верховьях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1816 м[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или 1949 м[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Озеро представляет собой уникальное явление природы. Оно создано в результате подпруживания реки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выдвинувшимся в долину с восточного склона. Чейбек-Коль относится к завальному типу озер.
Однажды на вечере, посвященном творчеству И. Ефремова, один из известных писателей-фантастов подчеркнул, что в творчестве Ефремова он насчитал около сотни перспективных идей и тем для полноценных научных разработок. Действительно, предвидение и прогнозы в творчестве ученого и писателя, представляют очевидный факт. Правда, процент претворения в жизнь ефремовских прогнозов пока что не столь велик, как считают некоторые фантасты. Может быть, прошло слишком мало времени или же причина в том, что сбывшиеся прогнозы, идеи, лежали «на поверхности» его творчества. Но у него есть глубинные пласты, которые затрагивают целые научные направления. Что-то из них ждет своего часа, своих продолжателей и рано или поздно выйдет на передний край науки.
Идеи, затронутые Ефремовым, при всей их фантастичности заслуживают самого пристального внимания. Прежде всего, наверное, потому, что он был материалистом-диалектиком и ставил прогнозирование на научную основу. По своим трудам и позиции он, несомненно, осуществился как гражданин, ученый и писатель и принадлежит человечеству. И в той мере, в какой обычно оценивают личность по вкладу в дела человеческие, со всеми ее достоинствами и недостатками, чтобы не делать иконы, мы можем сказать, что Ивану Ефремову тесны рамки «явления». Он войдет в литературу как гений социальной фантастики. С этим можно не соглашаться, но и признание этого утверждения во многом зависит от того, насколько мы приблизились к восприятию и глубокому пониманию Ефремова, его энциклопедичности, уровню культуры, миропониманию, гуманизму. За этим стоит именно то, что нередко мешает нам хотя бы на миг заглянуть вперед, в будущее его глазами.
Поучительно для отъявленных скептиков, что все явления природы, не поддающиеся объяснению на современном уровне науки, кажутся нам мистикой. Однако они сразу теряют свое сверхъестественное одеяние, едва наука поднимается до их понимания и объяснения.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Я же склоняюсь к версии, что в рассказе описан некий собирательный образ, в конце концов это художественный рассказ, а высокогорных озёр на Алтае так много, и одно красивее другого... Да и зачем горным духам жить в одном месте, ведь горы (как и духи) на Алтае везде
В Москве на Профсоюзной улице находится Палеонтологический музей Российской академии наук, содержащий богатейшее собрание ископаемых животных. Значительную часть этих находок привезли сюда экспедиции, проходившие в середине прошлого века на территории СССР и Монголии под руководством, пожалуй, самого знаменитого сотрудника музея и института палеонтологии, профессора, доктора биологических наук, лауреата Государственной премии Ивана Антоновича Ефремова. Именно ему принадлежит честь находки грандиозного кладбища динозавров в пустыне Гоби. Тем не менее, в музее не было и нет ни портрета, ни мемориальной доски, ни памятной экспозиции, посвященной этому ученому, писателю и мыслителю. Интересно, почему?
Список литературы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Редкол.:Зефиров Н. С. (гл. ред.) Химическая энциклопедия: в 5 т.. Москва: Советская энциклопедия, 1995. Т. 4. С. 278. 639 с. 20 000 экз.
Рут М. Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург, 2007, с 345.
Вольфсон Ф. И., Дружинин А. В. Главнейшие типы рудных месторождений. М., «Недра», 1975, 392 с.
Химическая энциклопедия / Редкол.: Кнунянц И.Л. и др.. М.: Советская энциклопедия, 1995. Т. 4. 639 с.
Приборостроение и автоматизация. Справочник. Изд. «Машиностроение» М. 1964
6. Григорий Иванович Гуркин. // Изобразительное искусство Алтая. - М., 2003.
7. Культура и искусство. - 1999. - №2.
8. Раннее творчество И.А.Ефремова. - М., 1976.
9. И.А. Ефремов. Озеро горных духов.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515