Урок литературы в 8 классе Быт и обычаи Запорожской Сечи в повести Н В. Гоголя Тарас Бульба
Тема: быт и обычаи Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Цели:
образовательные:
формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся;
актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство;
совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
развивающие:
развивать навыки анализировать текст и умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя;
умения на тексте показать отношение автора, его позицию;
формировать умения аргументировать свою позицию;
развивать положительную самооценку;
формировать умение общаться и взаимодействовать с другими обучающимися;
воспитывающие:
воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;
помочь осознать ценность совместной деятельности;
содействовать развитию умения общаться между собой.
Ход урока.
1. Организация урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
На предыдущих уроках мы узнали о том, какие исторические факты легли в основу повести, что такое историческая Запорожская Сечь, как она появилась, откуда возникло это название. Сегодня на уроке мы поговорим, какой образ Запорожской Сечи создал Гоголь в своем произведении. Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы, обычаи и нравы, быт, каковы жизненные ценности героев-запорожцев? На этот вопрос нам необходимо найти ответ.
3. Викторина.
- Проверим, как вы помните героев повести. (материал викторины готовит группа учащихся, составляя на основе викторины презентацию на урок)
- Назовите первого героя по его характеристике.
- Соотнесите черты характера героев повести.
Остап
Андрий
«...начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгой»
«...имел чувства несколько живее и как будто более развитые»
«...считался всегда одним из лучших товарищей...»
«... приходил под знамёна предприимчивого бурсака...»
«... с помощью изобретательного ума умел увёртываться от наказания...»
«...начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал...»
«потребность любви вспыхнула в нём живо...»
«...никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей»
«... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия»
«...был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки...»
«... душевно был тронут слезами бедной матери...»
- Что находилось между детством и Запорожской Сечью?
- Каково отношение писателя к степи? (текст)
- Найдите ошибки в таблице изобразительных средств.
Сравнение
Метафора
«... было зелёною девственной пустынею»
«... в небе неподвижно стояли ястребы»
«тучи диких гусей»
«вот она мелькает одною чёрною точкою»
«крик лебедя, как серебро, отдавался на соседнем озере»
« вереница лебедей»
1. «...по волнам диких растений...»
2. «... вся поверхность земли представлялася зелёно- золотым океаном»
3. «...чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха»
4. белели клоками лёгкие прозрачные облака»
5. «на них прямо глядели ночные звёзды»
6. «бесчисленный мир насекомых»
8. «и тогда казалось, что красные платки летят по небу»
(Слайды «Степь» 4 – 5)
4. Работа с классом.
- Что олицетворяет собой степь для Тараса, его сыновей? (Для них это символ Родины, которая нуждается в защите от врагов. А чтобы её суметь защитить, Тарас везёт сыновей на Сечь, где они научатся воинскому мастерству)
- Какое определение Запорожской Сечи даёт Гоголь? («Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)
- Какие чувства писатель передаёт этими словами? (Восторг, восхищение, гордость, преклонение перед людьми мужественными, гордыми, храбрыми, вольными).
- Почему писатель называет Сечь «гнездом вольности»? Почему Сечь – это гнездо?
- Расскажите о первой встрече братьев с Запорожской Сечью. (индивидуальное задание)
- Какое же первое впечатление складывается от Сечи?
- Такой ли ожидали братья увидеть Сечь?
- Как принимали в Сечь?
- Как Сечь воспитывала воина?
(Слайды о воспитании в Сечи 3 слайда)
- Где набирались воинского опыта казаки?
- Расскажите о жизни Остапа и Андрия на Сечи. Чем они занимались? (индивидуальное задание)
- Почему Остап и Андрий «скоро... стали на хорошем счету у казаков»?
- Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?
- В каких случаях Тарас считал нужным взяться за оружие?
- Расскажите, как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?
- Почему казаки поддержали Тараса?
5. Работа с репродукцией И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Слайд
- Посмотрим, какими видит запорожских казаков другой художник Илья Репин. Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как “Запорожцев”. Художник работал над картиной более 11 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1675 году турецкий султан Мехмед IV прислал запорожцам “грозную грамоту”, в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.
(Индивидуальное задание)
- И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются
В центре картины изображен атаман Иван Сирко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Возле него – писарь, который явно испытывает удовольствие, вставляя в письмо очередное язвительное словцо.
- Картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение. Подумайте, какая связь между повестью Н. В. Гоголя и полотном И. Репина?
- Вглядитесь в лица и позы героев. О чём это говорит? (о мощи, небоязни турецкого султана, неистощимом юморе)
- Каким настроением пронизана картина?
- Какими средствами создаётся это настроение?
- Как передан боевой дух казаков?
- Обратите внимание на центральную фигуру – это Иван Сирко. (Лицо мужественное, взгляд внимательный, проницательный, видящий насквозь. Он уже, наверное побывал в походах не раз)
- Кто из персонажей кажется вам самым выразительным? Почему?
- Среди героев картины есть и те, кого сам художник называл Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием. Попробуйте найти их на полотне и объясните свой выбор.
- Чем близки герои повести и картины друг другу? Что объединяет эти произведения? (оставили дом, семью, родных ради одной цели – защиты родины, охраны её границ, от жестоких набегов южных и западных соседей)
6. Работа с классом.
- Отчего казаки, собиравшиеся идти на Турещину, пошли на Польшу?
- Отчего «весь польский юго-запад в состоянии страха»?
- Какой город оказался в опасности?
- Найдите описание, как жители защищали свой город?
- Чему радовался Тарас, глядя на своих сыновей? Чем отличались их воинские качества? (текст).
7. Итог урока.
- Составим синквейн.
Слайд № «Правила составление синквейна».
Первая строка тема синквейна.
Вторая строка два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка фраза из четырёх и более слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
- Работа в группах, запись в тетрадях.
1. Запорожская Сечь
2. вольная, разгульная
3. воспитывала, защищала, воевала
4. «Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»
5. казаки
- Проверка синквейнов.
8. Домашнее задание. Оценки.
Глава 5 – 7. Подготовить рассказ по теме: «Андрий оставляет лагерь казаков».
«Чёрт вас возьми , степи, как же вы хорши!»