Презентация на тему:Технологии программированного обучения на занятиях учебной практики


«Применение технологии программированного обучения на занятиях учебной практики»Горшкова Марина Владимировна, заведующая отделением информационных технологий и программирования, ГАПОУ СО «Поволжский колледж технологий и менеджмента»Балаково, 2016г.Семинар на тему: «Современные образовательные педагогические технологии на занятиях учебной практики, как средство формирования профессиональных компетенций» Технология программированного обученияразработана профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получила развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений технологии программированного обучения участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:- малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы студентам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения; - низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов студентов на большинство вопросов. Благодаря этому студент постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов обучающихся не должна превышать 5 %; - открытых вопросов — Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов»; - немедленного подтверждения правильности ответа— после ответа на поставленный вопрос студент имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, студент принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;- индивидуализации темпа учения — обучающейся работает в оптимальном для себя темпе; - дифференцированного закрепления знаний - каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;- единообразного хода инструментального учения - не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей студентов. Вся разница между студентами будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём. Учебная практика – элемент образовательного процесса, основная цель которого - интегрировать теоретические знания и практические умения. Достигается посредством выполнения ряда более частных задач: закрепления знаний в ходе их непосредственного применения; выработки умений и навыков в ходе систематических упражнений; формирования умений применять знания при разрешении технологических и иных проблем. Главная задача программированного обучения – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач.Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Цель использования технологии/методикиЦель технологии программированного обучения заключается: 1. в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения с использованием компьютеров. Цель использования технологии/методики2. Обучение новым способам учебной деятельности. 3. Расширение информационного пространства обучения. 4. Формирование навыков и умений самостоятельно изучать и проверять учебный материал при использовании технологии программированного обучения. Описание порядка использования (применения)технологии/методики в практической профессиональной деятельностиВ своей основе технология программированного обучения подразумевает работу студента по программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями и умениями. Роль мастера сводится к отслеживанию психического состояния студента и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим студенты используют различные алгоритмы программированного обучения— прямолинейный, разветвлённый, смешанный и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов (алгоритмов). Виды обучающих программЛинейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию .Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования. Описание порядка использования (применения)технологии/методики в практической профессиональной деятельностиМастер учебной практики в процессе обучения реализуются нижеуказанные дидактические принципы технологии программированного обучения: Описание порядка использования (применения)технологии/методики в практической профессиональной деятельностиРоль мастера и общение с ним студента в процессе обучения остаются приоритетными. Обратная связь необходима не только педагогу, но и студенту; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции.Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения. Результат использования технологии/методики1.Сформированы навыки и умения самостоятельно решать профессиональные задачи. 2.Сформированы навыки и умения визуальной работы, что позволяет добывать научные знания, повышая качество и собственную ответственность за результаты.3.Вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить и осуществлять самоконтроль при решении профессиональных задач.1.Эффективное обучение на основе научно -разработанной программы.2.Обучение, учитывающее индивидуальные данные каждого студента.Целевые ориентации технологии программированного обучения: Кабинет информатики Шахматный стол Колледж БТР Анимация и растровая графика Векторная графика Технологическая карта Топологическая карта Электронный журнал по посещаемости студентов Колледжа Электронный журнал учета рабочего времени сотрудников