Технологическая карта урока математики по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока
Насонова Ольга Вениаминовна
Учитель математики
МБОУ Сокольская ООШ
Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
Класс: 5
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели: а) Создать условия: для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Доли. Обыкновенные дроби»;
для закрепления понятий «дробь», «правильная дробь» и «неправильная дробь»;
для совершенствования навыков определять часть фигуры, и создания фигуры по ее части.
б) Создать условия для развития логического мышления, математической речи и познавательной активности учащихся.
в) Создать условия для воспитания организованности, аккуратности, самостоятельности и ответственности за свои знания.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знать понятие доля , обыкновенная дробь, правильная, неправильная дробь, уметь записывать обыкновенные дроби,
Метапридметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Личностные результаты: умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
Метод обучения: репродуктивный метод
Технология обучения: игровое обучение, деятельностный подход.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер ,
Материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н. Я. и др., 2012 «Мнемозина», план-конспект урока, презентация, модель дроби, дидактический материал (карточки с заданиями),
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма обучения Результатив-
Ность1.Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу - Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Книжки, ручки и тетрадки
На столе лежат в порядке!
Ровненько встали, спинки выпрямили. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Кроме учебников и тетрадок, у вас на столах лежат цветные карточки. И на уроке нам с вами понадобятся простые карандаши. У всех они есть!? Проверьте, пожалуйста. Включаются в деловой ритм урока.
Фронтальная работа Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: организация своей учебной деятельностиЛичностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий. А знаете ли вы, ребята, что означает слово космос? Космос с греческого переводится как «порядок», «красота». Это строение, мир, вселенная.
А математика, одна из наук, которая помогает понять Вселенную, упорядочить ее части. Самая значимая звезда для нас с вами – это Солнце. Вокруг нее вращаются 9 планет. А какую часть наша планета составляет от всех планет?
Ближайшие к Солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Ребята, назовите, пожалуйста долю, которую составляют эти планеты от целого?
Совершенно верно, молодцы! Итак, тема нашего урока «Доли. Обыкновенные дроби».
Сегодня на уроке мы с вами должны повторить, что такое дробь, какие дроби называются правильными, а какие – неправильными. А еще, каждый из вас попробует найти часть фигуры, и создать фигуру по ее части. Я надеюсь, что наше с вами общение доставит удовольствие и мне, и вам.
А чтобы у нас все получилось, я предлагаю отправиться на самую загадочную и красивую планету нашей солнечной системы – Марс. Вы согласны!? Тогда, вперед!
Открываем тетради, записываем число: сегодня 2 февраля и тему урока.
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Фронтальный опрос Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3.Устный счет, индивидуальная работа учащихся
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Нам пришло секретное сообщение от обитателей Марса. Кто из вас желает их расшифровать?
Пока наши радисты работают, мы с вами должны построить ракету, на которой совершим наш полет. Итак, ракета будет состоять из ваших правильных ответов. Внимание на экран.
1) Как найти пятую часть часа?
А вы знаете, что именно 12 числа Юрий Гагарин совершил первый полет в космос.
2) Какую часть от часа составляет 15 минут?
А четвертый месяц – это у нас…
3) 4000:80=
Именно50 лет назад был совершен этот полет.
4) В каком же году это было?
5) Сколько планет в нашей солнечной системе?
Ракета готова! Давайте теперь узнаем, что было в секретных письмах. Радисты, прошу вас нас проинформировать.
То есть для полета нам нужны все ваши знания о дробях. Именно они помогут нам составить секретный код для запуска ракеты. Карточка 1
Дробь – это … целого.
Числитель стоит … чертой и означает, сколько равных частей … от целого.
Знаменатель стоит … чертой и показывает, на сколько равных частей … целое.
Карточка 2
Дробь называется …, если числитель меньше знаменателя.
Дробь называется …, если числитель больше или равен знаменателю.
Неправильная дробь … правильной дроби. Разрешение проблемы, пробные действия, индивидуальная работа с учебным материалом, диалог с учителем Индивидуальная работа 4. Выполнение заданий Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Для этого вам необходимо разделиться на группы и выполнить задание на желтых карточках. Время выполнения 2 минуты. Поехали!
Запись на доске: , , , , , ,.
Что вы можете сказать про все эти дроби? Полет проходит нормально. Марсиане уже шлют нам свое математическое приветствие. Давайте попытаемся его расшифровать! Итак, внимание на экран.
Определите, пожалуйста, какая часть фигуры закрашена и расставьте буквы в соответствующем порядке.
, ,
, ,
, ,
, , . Ну, что, какое слово получилось? Совершенно верно, молодцы!
Давайте и мы их поприветствуе в ответ, тоже на их языке.
они правильные
Разрешение проблемы, пробные действия, индивидуальная работа с учебным материалом, диалог с учителем Групповая работа Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
5.Физкультминутка Смена деятельности Встали все между рядов и повторяем за мной.
Наша ракета совершила посадку (прыжок)
Открывается дверь. Вжик – вжик (руками изобразить открывание штор)
Мы видим перед собой большое звездное небо (руками в воздухе нарисовать шар)
К нам приближаются марсиане и мы их приветствуем (показываем в воздухе дроби)
Молодцы! Приветствие получилось. Можете присаживаться.
Продолжаем выполнение заданий Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Чтобы с вами лучше познакомиться, они предлагают вам решить несколько заданий. Итак, первое задание на розовых карточках. Положили их перед собой. Нужно изобразить фигуру по ее части. Кто желает поработать у доски?
Очень хорошо. Идем дальше.
Выпишите в первый столбик правильные, а во второй – неправильные дроби:
один ученик выполняет задание за доской, затем самопроверка
Разрешение проблемы, пробные действия, индивидуальная работа с учебным материалом, диалог с учителем Групповая работа Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
6.Математический диктант Запишите дробь:
Три восьмых.
Семь пятьдесят третьих.
Двадцать шесть двести тридцать четвертых.
Запишите дробь:
1.Три восьмых.
2.Семь пятьдесят третьих.
3.Двадцать шесть двести тридцать четвертых.
Поднимите руки у кого не было ни одной ошибки!
Молодцы! Вы хорошо поработали и без проблем сможете общаться на математическом языке. А остальным нужно обратить внимание на свои ошибки, исправить их и впредь не допускать. Ответы:
1.
2.
3.
4. да
5. нет
Индивидуальная работа, самопроверка, самостоятельная работа Личностные: формирование позитивной самооценкиКоммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7.Подведение итогов Ребята, наше путешествие подходит к концу. Что мы вспомнили сегодня на уроке? Чему научились? Что узнали нового и интересного? Вам понравилось наше путешествие?
Подведение итога урока через фронтальный опрос Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. П 23 № 933, 935, 934(1) Записывают домашнее задание Инструктаж домашнего задания 9.Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и Но, прежде, чем вернуться домой, давайте подарим жителям Марса наш математический фотоальбом. У вас на партах лежат смайлики. Выберите тот, который вам понравиться и наклейте его на нашу дробь.
Посмотрите, какая яркая, веселая и интересная дробь у нас получилась.
Вы все молодцы!Вы все удальцы!И пусть на годаЛюбимой всегдаДля вас математика будет!Урок окончен. Спасибо за внимание!
Рефлексия через индивидуальное общение с учащимися Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.