Применение технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе
Применение технологии проблемно-диалогического
обучения в начальной школе
Варакута Елена Александровна
учитель начальных классов
МОАУ СОШ №10 «Центр образования»
город Нефтекамск
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В последние годы, в связи с реформой системы образования, с введением ФГОС активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании. Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии педагогики является необходимой и неизбежной. Образовательные инновации и традиции взаимозависимы и неразделимы, так как первые не появляются на пустом месте - им помогает взрасти почва, возделанная усилиями лучших образовательных традиций.
За последние десятилетия в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В новых стандартах объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным. Вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, на первое место в современном образовании выходит формирование у обучающихся «умения учиться». И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.
Современный учитель - это тот, кто обучает своих учащихся в соответствии с требованиями, которые существуют в современном обществе. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо постоянно самосовершенствоваться. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования учителя играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Осуществляя инновационную деятельность, совершенствуя процесс обучения, каждый педагог идет своим путем, но при этом ориентируется на нормативные документы, методические рекомендации, собственный опыт и интуицию.
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Никто не станет оспаривать тот факт, что в начальных классах закладывается фундамент для дальнейшего успешного учения. Исследования психологов (А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др.) показали, что у младших школьников имеются значительные резервы и возможности психического развития, проявлению которых в значительной мере способствует проблемное обучение.
Проблемно-диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Проблемно-диалогическое обучение выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
- результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
- здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет заменить урок традиционного объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Одной из основных задач современного образования является формирование универсальных учебных действий. И именно технология проблемно-диалогического обучения является одним из важных и эффективных средств формирования УУД. Использование на уроках проблемности в обучении повышает продуктивность познавательных процессов, развивает творческие способности учащихся, ведет к более глубокому, осознанному, прочному усвоению ими знаний.
Учеными были выделены составляющие проблемно-диалогического обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема.
В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Проблемная ситуация - означает состояние интеллектуального затруднения ребёнка, требующего от него поиска решения.
Учебная проблема – это задача, вызывающая у ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления. Это дает толчок к получению нового знания.
Выделяют три основных метода постановки учебной проблемы:
-побуждающий от проблемной ситуации диалог;
-подводящий к теме диалог;
-сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырех педагогических действий:
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формированию учебной проблемы;
- принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения (противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя). Например, на уроке математики я часто использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. Затем предлагаю задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» и т.п.
Подводящий к теме диалог не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные, мыслительные. Но не все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. И наиболее простой метод постановки учебной проблемы: сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока (например, сказка, легенда случай из истории науки и т.п.). Второй прием состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого с помощью отдельных вопросов учителя (Какой возник вопрос? Какова тема урока?).
Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.
Данная технология является одной из наиболее универсальных личностно-ориентированных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании. Работая в рамках Образовательной системы «Школа 2100», я применяю проблемно-диалогическую технологию как на уроках русского языка и литературы, так и на уроках математики и окружающего мира. Данная технология дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения, в то время как другие технологии требуют соблюдения единственной методической схемы урока. Меняется роль учителя, его взаимодействие с обучающимся: совместная деятельность не ограничивается урочной формой, общением только в классе. Он становится организатором учебной среды обучающегося, его проводником в информационном пространстве.
Таким образом, инновация учителя складывается из наличия новой идеи, интеграции данной идеи в образовательный процесс школы и обязательного наличия положительного результата. Учить, используя только традиционные формы, не оптимально. Но и нельзя полностью отказываться от сложившихся педагогических традиций. Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными. Другими словами, традиция должна иметь творческий характер и соответствовать современным требованиям. Поэтому именно за проблемно - диалогическим обучением будущее современной школы.
Заголовок 115