Презинтация на тему: Профессиональная компетентность учителя по формированию функциональной грамотности учащихся
Профессиональная компетентность учителя по формированию функциональной грамотности учащихся
Великий педагог XIX века К. Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»
Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, в цели которой входят формирование в общеобразовательных школах интеллектуальной, физически и духовно развитой личности, удовлетворение потребности граждан в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Национальный план действий на 2012-2017 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Он включает комплекс мероприятий в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и др.. Формирование функциональных качеств и навыков личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:– развитие системы повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников; – развитие творческого потенциала педагогических работников; – удовлетворение информационных, учебно-методических образовательных потребностей педагогических работников; – создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников;– построение индивидуальных траекторий развития профессиональной компетентности педагогов.
Трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности учащихся в образовательных учреждениях, связаны с тем, что: -недостаточно полно определено само понятие функциональной грамотности, не учитываются изменения в понимании и содержании понятия на современном этапе развития образования; - вследствие этого функциональная грамотность не формируется в школьной практике как целостная система, как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся, что не способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент); - не уделяется должного внимания формированию новых составляющих функциональной грамотности учащихся: коммуникативной, компьютерной, экологической, экономической, правовой и др.; - выявляется недостаточный уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционного подхода к обучению и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.
Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника средней школы, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования: - управленческие (способность к разрешению проблем); - информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни); - коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках); - социальные (способность к социальному взаимодействию); - личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным); - гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности); - технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
Педагог должен:1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.7. Владеть ИКТ-компетенциями.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу- логопеду для осуществления функциональной грамотности учащихся.1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.3.Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.4. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов и т.д.).5. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.6.. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.7. Умение отслеживать динамику развития ребенка
8. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.9. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.10. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду.11. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.12. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.13. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.14. Владение психолого-педагогическими технологиями , необходимыми для работы с различными учащимися.
При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.