Открытый урок по литературе на тему Национально-патриотические мотивы в стихотворении М.Ю.Лермонтова Бородино.

Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания, анализ лирического произведения.
Вид урока: урок-игра.
Тема: Национально-патриотические мотивы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Цели урока:
1. Образовательные:
- учить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения, 
   познавательный интерес обучающихся;                                                                                                                                                  
 - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе. 
Формирование и развитие универсальных учебных действий:    
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных:  использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его. 
Виды деятельности:
-познавательная,  проектная деятельность;
- беседа;
- создание творческого проекта.


Ход урока:

Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
УУД

Организационный момент
1 мин
Психологический настрой учащихся, приветствие.


Приветствие учителя



Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Мотивация учебной деятельности.
3 мин.
(Звучит увертюра П.И. Чайковского «1812 год»)
- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали музыкальное произведение?
-В честь какого события могла быть написана эта увертюра?
-Знаете ли вы произведения, посвященные Отечественной войне 1812 года?

-Правильно, молодцы. Сегодня в центре нашего внимания будет стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». В котором отражено, какое историческое событие?

Учитель приклеивает дату на плакат.



Слушают увертюру.
Отвечают на вопросы.

(война 1812 года)

(«Бородино»)




(война 1812 г)



Целеполагание
5мин
-Скажите, как называются люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке, у которых одна культура и традиции?

-Что значит слово национальный?

- Когда возникла необходимость в 1812 году, почему русские люди воевали?

-Как можно назвать человека, который защищает свою родину?

-Как вы считаете, связана тема национального и патриотического со стихотворением «Бородино»?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Какие мотивы мы будем рассматривать?

(Запись в тетрадь)

- Прежде чем перейти к тексту, давайте узнаем об истории создания стихотворения из выступления Леши.

(выступление ученика)
(Народ или нация)


(общенародный)

(чтобы защитить свою родину, свой народ)

(патриот)



(Национально - Патриотические)
(Национально-патриотические мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»)


Сформулировать тему урока и определить цели.
Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.



Выявление художественного восприятия.
3 мин.
-А теперь обратимся к тексту. Дома вы должны были его прочитать, а сейчас я предлагаю послушать только начало стихотворения в актерском исполнении.
(прослушиваем запись)
-Ребята, скажите, а почему, спустя два века, Россия помнит про день Бородина?
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к стихотворению «Бородино» и поработаем в группах.
Отвечают на вопрос.





Работа в группах.
7 мин

- Вы будете выступать в роли исследователей стихотворения. Каждой группе будет предложено задание, которое вы выполняете в течении 10 мин.
А затем презентуете свой ответ.
Помните, что задействованы в группе должны быть все.
Задача лингвистов поработать с лексикой стихотворения. Вы должны будете дать толкование слов и ответить на вопрос.
Задача историков -познакомить нас с воспоминаниями современников этого события.
А задача литературоведов поработать с изобразительно-выразительными средствами языка.
-И все вместе мы с вами должны будем оформить плакат, отразить нашу работу на нем.
Задание прочитать и ответить на вопросы. Подготовить выступление перед классом.

Группа №1. «Историки».
Задание:
Какие реальные события лежат в основе стихотворения «Бородино»? При подготовке ответа используйте выдержки из книги документов.
Почему для боя выбрали именно поле Бородино?
Расскажите о русском и французском войсках.
Расскажите о самом сражении. Как его описывают историки.

Группа №2. «Лингвисты».
Задание:
С помощью заготовленного материала дайте толкование лексического значения следующих слов: редут, картечь, лафет, кивер, улан).
Зачем М.Ю. Лермонтов использовал именно эти слова? (показать бой, насколько было тяжело солдатам, передать чувства солдатов).
В чем особенность стихотворения Лермонтова? (в форме чего оно написано?).






Группа №3. «Литературоведы».
Задание:
В предложенных отрывках из стихотворения Лермонтова найдите изобразительно-выразительные средства языка (метафора, олицетворение, эпитет, разговорная лексика)
Для чего поэт их использует?
Умение работать в группе, распределять обязанности и общими усилиями добивать результата.


Итоги работы в группах.
Создание итогового проекта.
17 мин

Каждой группе на плакате предлагается поместить свою информацию:
Лингвисты - иллюстрации слов.
Историки – иллюстрации войны 1812 года, солдат.
Литературоведы – фразы из стихотворения.
-Ребята, посмотрите, какой плакат у нас получился совместными усилиями.
-Теперь, когда мы поделали такую большую работу, скажите, почему же стихотворение Лермонтова «Бородино» остается актуальным в наше время, почему оно помещено в школьную программу, зачем мы его изучаем?
Выступление учащихся в группах.
Составление проекта.
















(чтобы помнить свою историю, чтобы помнить героев, чтобы видеть ужасы войны и в современном мире не допускать ошибок, приводящих к войне. Чтобы всем народом быть единым целым)
Защита презентаций
Умение структурировать знания и строить речевые высказывания.
Слушать собеседника.


Рефлексия
2 мин
Опрос каждой группы.
Что каждый из вас открыл нового на сегодняшнем уроке?
Как вы считаете, мы поговорили о национально-патриотических мотивах в стихотворении «Бородино»?
-Как вы считаете, наш урок удался?
Высказывание по модели:
Сегодня я открыл для себя.

Умение оценивать свою работу на уроке

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
2 мин
Оценки за урок
Дом. задание: По выбору учащихся:
Ответить на вопросы после стих-я
Сочинение-рассуждение на тему «


-Спасибо всем за работу, давайте похлопаем друг другу. Урок окончен, вы можете быть свободны.
Записывают домашнее задание.






Aђ Заголовок 115