ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
М.В.Жарая
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. [1]
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать "Как учить?" или "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). [6]
Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [3]
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни». [7]
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). [7]
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. [7]
Приведу примеры заданий, основная цель которых - это формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий.
1. Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. (Тема «Разнообразие животных». Сколько групп животных должно быть в схеме. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится).
2. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. (Тема «План и карта». Поверхность Земли на карте обозначена условными знаками. Какие условные обозначения потребуются для составления карты вашего края? Почему в коридоре школы должен обязательно висеть план школьного здания?)
3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. (Тема «Комнатные растения». Обрати внимание на комнатные растения, которые стоят около окна. Их листья обращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3-4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3-4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твоё предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления).
4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. (Тема «Учимся читать карту». Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину).
5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. (Тема «Холмы и овраги». Перед тобою рисунок образования оврага. Расскажи, как образуется овраг?)
6. Использовать дополнительные источники информации. (Тема «Пустыни». А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополнительный материал в энциклопедиях, в Интернете).
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. (Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли»).
8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. (Тема «Растения». А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунки. Какие лекарственные растения помогут оказать первую помощь в этом случае?)
9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья: осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. (Тема «Строение человека». Рассмотри рисунок. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде?)
10. Работать с картой. (Тема «Полезные ископаемые твоего края». Рассмотри карту полезных ископаемых России. Какими условными знаками обозначены на карте различные полезные ископаемые? Определи положение твоего края на этой карте. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае?)
11. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края. (Тема «Золотое кольцо России». Посмотри на страницы учебника и назови соседу по парте, в каких городах мы "побываем", присоединившись к автобусной экскурсии. А сосед по парте, прежде чем отправляться в путешествие по "Золотому кольцу", отметит предполагаемый маршрут на плане-карте).
12. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени». (Тема «Московский Кремль». Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?)
14. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах. (Тема «Поверхность и водоемы твоего края». А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Включите его в общий план школьных мероприятий по охране окружающей среды).
15. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. (Тема «Экскурсия в город». Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город?)
16. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила. (Тема «День Конституции России». О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать?).
17. Выполнение проектов. [5]
Курс «Окружающий мир» раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий, во многом зависящие не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
В результате изучения курса «Окружающий мир» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Список литературы
Асмолов А.Г. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли»». Система заданий; пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова, М.; Просвещение, 2010г.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны//Муниципальное образование:инновации и эксперимент- 2010- 2.
Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы// Управление начальной школой- 2009- № 12.
Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования// Управление начальной школой. - 2010. - № 10.
Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. -
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.- М: Просвещение, 2010.
15