Конспект темы Электрическое поле при коллективном способе обучения



Тема : Электрическое поле .

Цели:
















Уч-ся должны
знать:
Электрический заряд,
Взаимодействия электрических зарядов
Электрическое поле
Характеристики электрического поля
Конденсатор , его устройство и применение
Единицы измерения электрического заряда, напряженности и напряжения
Уметь:
Решать задачи на применение формул закона Кулона, напряженности, разности потенциалов, электроемкости, энергии электрического поля.
Овладеть профессионально – значимыми знаниями:
Электризация при трении деталей швейной машины и методы борьбы со статическим электричеством,
Емкостный датчик уровня жидкости и влажности ткани.


Оборудование:
Эбонитовая и стеклянная палочки, бумажные султанчики, гильзы из алюминиевой фольги – 2шт., электрометр с полым шаром, проволочная сетка на подставке, шерстяная и шелковая ткань, штатив –2 шт., набор конденсаторов, таблица «Конденсаторы.», самодельная таблица «опыты Кулона», учебники Ф-10 М на каждый стол.




























План работы по теме.

Всего по теме 12час.

1час - организационный
7час. – работа по карточкам –заданиям.
1час - обобщение, диктант ,
2час - решение задач.
1час - контрольная работа.





Алгоритм работы.

Получите карточку.
Выучите самостоятельно ( или работая вместе с соседом по одной карточке) наизусть данные в первой части карточки определения, формулировки законов, формулы.
Выполните самостоятельно упражнения, приведенные во второй части карточки (устно).
Ощутив уверенность в готовности обучить по своей карточке товарища, подберите партнера для общения.
Запишите его фамилию на полях своей тетради.
Потренируйте его по первой части своей карточки.
Затем ваш партнер тренирует вас по первой части его карточки.
Обменяйтесь карточками.
Выполните самостоятельно задания второй части новой для себя карточки (устно!).
Обсудите результаты своей работы с партнером.
Поблагодарите друг друга и ищите нового партнера. (Сделайте необходимые отметки в листке учета.)
Работайте с новым партнером по алгоритму начиная с пункта 4.
К концу занятия заполните экран учета.

















Листок учителя Приложение 1.
Тема : Электрическое поле

Понятия
Задания
Упражнения
Карточки

1.Электрический заряд .


2. Элементарная частица.


3. Закон сохранения заряда.
I. Запишите и выучите определения элементарной частицы и электрического заряда.
( Ф-10 М с. 91-92.)
II. Прочитайте и расскажите как электризуются тела. ( Ф-10 М. с. 93-94.)
III. Выполните опыт , описанный в учебнике Ф-10 на с. 93 абз. 3. рис. 61а, 61б.
IV. Приведите примеры электризации тел в быту и вашей производственной деятельности.
V. Запишите и выучите формулировку закона сохранения заряда. ( Ф-10 М с. 94-95.)
1.Содержит ли нейтральное тело заряды ?

2.Можно ли разделить на части заряды элементарных частиц- электронов и протонов ?

3. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создаётся повышенная влажность . Объясните физическую сущность этого явления.


1
задания I, II, III, IV, V

Упр. 1,2,3.

4. Закон Кулона.

5. Единица электрического заряда.
VI. Прочитайте и расскажите в чем заключаются опыты Кулона по взаимодействию электрическо-го заряда . ( Ф-10 М с. 96 )
VII. Запишите и выучите формулировку и формулу закона Кулона. . ( Ф-10 М с. 97 .)
VIII. Запишите буквенные обозначения и единицы измерения электрического заряда, значение коэффициента пропорциональности.
( Ф-10 М с. 97-98 .)
4. Рассчитайте силу взаимодействия двух точечных зарядов по 1Кл каждый, находя-щихся в воздухе на расстоянии1м друг от друга. Какой физический смысл коэффициента пропорциональности.

2

Задания VI, VII, VIII
Упр. 4


6.Электрическое поле.

7. Напряженность электрического поля.

8. Силовые линии электрического поля.
IX. Запишите и выучите определение электричес-кого поля, основные свойства электрического поля. ( Ф-10 М с. 103-104 п.4 )
X. Запишите и выучите определение и формулы напряженности электрического поля, буквенные обозначения и единицы измерения этой величи-ны. ( Ф-10 М с. 104-105 до п.3)
XI. Прочитайте в чем заключается принцип суперпозиции полей, запишите и выучите определение и формулу. ( Ф-10 М с. 105 п.3)
XII. Выполните в тетради рис.67,68 с 105, прочитайте § 40 на с.106 и рассмотрите рис.71-74.

5. Какова скорость электромагнитного взаимодействия ?
6. Как можно обнаружить электрическое поле ?
7. Что называют силовыми линиями электрического поля. ?
8. Какое поле называют однородным?


3
Задания XI, X, XI, XII
Упр.5,6,7,8

9. Проводники в электрическом поле.

10. Экспериментальное определение заряда
(опыты Милликена- Иоффе)
XIII. Прочитайте и запишите:
а) что называется свободными зарядами?
б) что такое электростатическая защита ?
в) как располагается по проводнику сообщенный ему электрический заряд? ( Ф-10 М с. 108-110)
XIV. Расскажите:
а) В чем заключаются опыты по определению электрического заряда.
б) Кем и когда были проведены эти опыты и какой результат был получен ?
( Ф-10 М с. -110)

9. Какой принцип положен в основу электростатической защиты?


4
Задания XIII, XIV
Упр. 9


11.Диэлектрики в электрическом поле.

12. Диэлектрическая проницаемость.
XV. Прочитайте и запишите:
а)чем отличаются диэлектрики от проводников?
Б) какие диэлектрики называются полярными и какие неполярными?
XVI. Запишите и выучите определение диэлектрической проницаемости. ( Ф-10 М с. –113-114)

10 . Сравните силу взаимодействия между двумя точечными зарядами в вакууме и диэлектрике. Диэлектрическая проницаемость воды 81, керосина2, стекла7. Что означают эти числа? Чему равна диэлектрическая проницаемость воздуха?

5
Задания XV, XVI
Упр. 10


13. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле.

14. Работа электричес-кого поля по переме-щению заряда.

15.Связь между напряженностью электрического поля и напряжением .

16.Измерение разности потенциалов.

XVII. Запишите как связано изменение потенциальной энергии с работой электрического поля. ( Ф-10 М с. -118)
XVIII. Запишите формулу потенциальной энергии заряженной частицы в электрическом поле, буквенные обозначения и единицы измерения.
( Ф-10 М с. -118)
XIX. Запишите формулу потенциала и разности потенциалов и их буквенные обозначения и единицы измерения. ( Ф-10 М с. -119)
XX. Запишите формулу связи разности потенциалов с напряженностью электрического поля и единицы измерения напряженности электрического поля. ( Ф-10 М с. –119,120, п.3)
XXI.Расскажите как измерить разность потенциалов и при помощи какого прибора.
( Ф-10 М с. –121.)


11.Имеются два проводника , один из них имеет заряд меньше , но потенциал выше , чем у другого. Как будут перемещаться электрические заряды при соприкоснове-нии проводников.

12.Что понимают под единицей напряженности электрического поля 300В\м ?

13. Как включить вместо вольтметра электрометр для измерения напряжения?
14. Почему при измерении потенциала проводника его соединяют с электромет-ром длинной проволокой?


6
Задания XVII, XVIII, XIX, XX, XXI
Упр.11,12,13,14


15. Электроемкость.
16. Конденсаторы.
17. Энергия заряжен-ного конденсатора.
XXII. Запишите и выучите определение электроемкости. ( Ф-10 М с. –123.)
XXIII. Запишите формулу электроемкости ,буквенные обозначения и единицы измерения.
( Ф-10 М с. –124 )
XXIV. . Запишите и выучите :
а ) определение конденсатора,
б) устройство конденсатора,
в) сделайте рис. 100 в тетради.
( Ф-10 М с. –125.)
XXV. Расскажите :
а) когда был создан первый конденсатор и что он собой представлял ( Ф-10 М с. –125.)
б) какие типы конденсаторов существуют и где используются ( Ф-10 М с. –129 абз.2.)
XXVI. Запишите формулы энергии заряженного конденсатора.
15. Заряд на пластинах конденсатора увеличился вдвое . Как при этом изменились : а) напряжение между пластинами,
б) емкость конденсатора.
16. Почему следует осторожно обращаться и с обесточенными электрическими цепями, в которых есть конденсаторы?
17. Почему электролитические конденсаторы нельзя включать в сеть переменного тока?

7
Задания XXII, XXIII, XXIV,XXV,XXVI
Упр. 15,16,17










Электрическое поле .
КСО Карточка №1 I курс
I. Запишите и выучите определения элементарной частицы и электрического заряда.( Ф-10 М с. 91-92.)
II. Прочитайте и расскажите как электризуются тела. ( Ф-10 М. с. 93-94.)
III. Выполните опыт , описанный в учебнике (Ф-10 на с. 93 абз. 3. рис. 61а, 61б.)
IV. Приведите примеры электризации тел в быту и вашей производственной деятельности.
V. Запишите и выучите формулировку закона сохранения заряда.
( Ф-10 М с. 94-95.)
1.Содержит ли нейтральное тело заряды ?
2.Можно ли разделить на части заряды элементарных частиц- электронов и протонов ?
3. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создаётся повышенная влажность . Объясните физическую сущность этого явления.
Электрическое поле .
КСО Карточка №2 I курс
VI. Прочитайте и расскажите в чем заключаются опыты Кулона по взаимодействию электрического заряда . ( Ф-10 М с. 96 )
VII. Запишите и выучите формулировку и формулу закона Кулона. . ( Ф-10 М с. 97 .)
VIII. Запишите буквенные обозначения и единицы измерения электрического заряда, значение коэффициента пропорциональности.
( Ф-10 М с. 97-98 .)


4. Рассчитайте силу взаимодействия двух точечных зарядов по 1Кл каждый, находящихся в воздухе на расстоянии1м друг от друга. Какой физический смысл коэффициента пропорциональности.

Электрическое поле .
КСО Карточка №3 I курс
IX. Запишите и выучите определение электрического поля, основные свойства электрического поля. ( Ф-10 М с. 103-104 п.4 )
X. Запишите и выучите определение и формулы напряженности электрического поля, буквенные обозначения и единицы измерения этой величины. ( Ф-10 М с. 104-105 до п.3)
XI. Прочитайте в чем заключается принцип суперпозиции полей, запишите и выучите определение и формулу. ( Ф-10 М с. 105 п.3)
XII. Выполните в тетради рис.67,68 с 105, прочитайте § 40 на с.106 и рассмотрите рис.71-74

5. Какова скорость электромагнитного взаимодействия ?
6. Как можно обнаружить электрическое поле ?
7. Что называют силовыми линиями электрического поля. ?
8. Какое поле называют однородным?
Электрическое поле .
КСО Карточка №4 I курс
XIII. Прочитайте и запишите:
а) что называется свободными зарядами?
б) что такое электростатическая защита ?
в) как располагается по проводнику сообщенный ему электрический заряд? ( Ф-10 М с. 108-110)
XIV. Расскажите:
а) В чем заключаются опыты по определению электрического заряда.
б) Кем и когда были проведены эти опыты и какой результат был получен ? ( Ф-10 М с. -110)

9. Какой принцип положен в основу электростатической защиты?


Электрическое поле .
КСО Карточка №5 I курс

XV. Прочитайте и запишите:
а)чем отличаются диэлектрики от проводников?
Б) какие диэлектрики называются полярными и какие неполярными?
XVI. Запишите и выучите определение диэлектрической проницаемости. ( Ф-10 М с. –113-114)



10 . Сравните силу взаимодействия между двумя точечными зарядами в ва
·кууме и диэлектрике. Диэлектрическая проницаемость воды 81, керосина2, стекла7. Что означают эти числа? Чему равна диэлектрическая проницаемость воздуха?
Электрическое поле .
КСО Карточка №6 I курс
XVII. Запишите как связано изменение потенциальной энергии с работой электрического поля. ( Ф-10 М с. -118)
XVIII. Запишите формулу потенциальной энергии заряженной частицы в электрическом поле, буквенные обозначения и единицы измерения. ( Ф-10 М с. -118)
XIX. Запишите формулу потенциала и разности потенциалов и их буквенные обозначения и единицы измерения. ( Ф-10 М с. -119)
XX. Запишите формулу связи разности потенциалов с напряженностью электрического поля и единицы измерения напряженности электрического поля. ( Ф-10 М с. –119,120, п.3)
XXI.Расскажите как измерить разность потенциалов и при помощи какого прибора. ( Ф-10 М с. –121.)
11.Имеются два проводника , один из них имеет заряд меньше , но потенциал выше , чем у другого. Как будут перемещаться электрические заряды при соприкосновении проводников.
12.Что понимают под единицей напряженности электрического поля 300В\м ?
13. Как включить вместо вольтметра электрометр для измерения напряжения?
14. Почему при измерении потенциала проводника его соединяют с электрометром?

Электрическое поле .
КСО Карточка №7 I курс
XXII. Запишите и выучите определение электроемкости. ( Ф-10 М с. –123.)
XXIII. Запишите формулу электроемкости ,буквенные обозначения и единицы измерения. ( Ф-10 М с. –124 )
XXIV. . Запишите и выучите :а ) определение конденсатора,
б) устройство конденсатора, в) сделайте рис. 100 в тетради. (Ф-10 М с.125.)
XXV. Расскажите :
а) когда был создан первый конденсатор и что он собой представлял ( Ф-10 М с. –125.)
б) какие типы конденсаторов существуют и где используются ( Ф-10 М с. –129 абз.2.)
XXVI. Запишите формулы энергии заряженного конденсатора.
15. Заряд на пластинах конденсатора увеличился вдвое . Как при этом изменились : а) напряжение между пластинами, б) емкость конденсатора.
16. Почему следует осторожно обращаться и с обесточенными электрическими цепями, в которых есть конденсаторы?
17. Почему электролитические конденсаторы нельзя включать в сеть переменного тока?


Тесты по теме «Электрическое поле»
Вариант №1
Имеется четыре заряженные частицы. Частицы 1 и 2 обладают положительными эклектическими зарядами, частицы 3 и 4 отрицательными зарядами. Какие из этих частиц взаимно отталкиваются?
А. Только 1 и 2. Б. Только 3 и 4. В. 1 и 2 между собой и 3 и 4 между собой. Г. 1 с частицами 3 и 4. Д. Все электрически заряженные частицы.
К одному концу незаряженного металлического стержня поднесен без соприкосновения положительный электрический заряд. Если от стержня отделить в это время его второй конец, то какой электрический заряд будет на нем обнаружен?
А. Положительный. Б. Отрицательный. В. Любая часть стрежня не имеет электрического заряда. Г. В зависимости от размеров отделенной части знак заряда может быть положительным или отрицательным.
Тело, обладающее электрическим зарядом, вследствие выявления электростатической индукции притягивает незаряженное тело. Как изменится эта сила притяжения, если незаряженное тело окружить заземленной металлической сферой?
А. Уменьшиться. Б. Увеличиться. В. Не измениться. Г. Станет равна нулю.
Два точечных электрических заряда q и 2q на расстоянии r друг от друга притягиваются с силой f. С какой силой будут притягиваться заряды 2q и 2q на расстоянии 2r?
А. F Б. 2F В. 4F Г. 1/2F Д. 1/4F Е. 1/8F
Электрический заряд q на расстоянии R от точечного электрического заряда Q обладает потенциальной энергией W. Какой потенциальной энергией будет обладать электрический заряд 2q на расстоянии 3R от заряда Q?
А.6W Б. 18 W В. 2/3 W Г.2/9 W Д.1/6 W Е.1/18 W Ж.3/2 W З.9/2 W
Две параллельные металлические пластины заряжены одинаковыми по модулю и противоположными по знаку электрическими зарядами. Между пластинами находится воздух. Как изменится разность потенциалов между пластинами и электроемкость такого конденсатора при уменьшении расстояния между пластинами?
А. Разность потенциалов увеличиться, электроемкость увеличиться. Б. Разность потенциалов увеличиться, электроемкость уменьшиться. В. Разность потенциалов уменьшиться, электроемкость увеличиться. Г. Разность потенциалов уменьшиться , электроемкость уменьшиться. Д. Разность потенциалов не измениться, электроемкость увеличиться. Е. Разность потенциалов не измениться, электроемкость уменьшиться.
Электрическое поле между параллельными разноименно заряженными металлическими пластинами в воздухе обладает энергия W. Какой энергией будет обладать разность потенциалов увеличиться, электроемкость увеличиться поле между этими пластинами после заполнения пространства между ними диэлектриком с диэлектрической проницаемостью =4?
А.1/4W Б. 1/2W В. W Г. 2W Д. 4W
Напряжение на обкладках конденсатора было 100 В, при полной разрядке конденсатора через резистор в цепи прошел электрический заряд 0,1 Кл. Какова электроемкость конденсатора и какое количество энергии выделилось на резисторе?
А. 10 Ф, 10 Дж . Б. 10 Ф, 5 Дж. В. 10-3 Ф, 10 Дж. Г. 10-3 Ф, 5 Дж. Д. 103 Ф, 10 Дж, Е. 103 Ф, 5 Дж.
Электроскоп был заряжен положительным зарядом +q . При постепенном приближении к нему стержня из диэлектрика листочки электроскопа сначала опускаются, затем при дальнейшем приближении вновь поднимаются. Каким зарядом Q обладает диэлектрический стержень?
А.Q = 0. Б. Отрицательным зарядом, IQI < IqI В. Отрицательным зарядом, IQI < IqI . Г. Положительным зарядом, IQI < IqI . Д. Положительным зарядом, IQI < IqI .
На нейлоновой нити подвешен электрически нейтральный алюминиевый стержень. Имеется стеклянный стержень, обладающий положительным электрическим зарядом. Какое из описанных ниже действий сообщит алюминиевому стержню отрицательный заряд?
А. Нужно поднести заряженный стеклянный стержень к алюминиевому на небольшое расстояние, но не прикасаться к нему. Б. Нужно на короткое время прикоснуться стеклянным стержнем к алюминиевому стержню. В. Нужно поднести стеклянный стержень к одному концу алюминиевого стержня без соприкосновения и в это время коснуться рукой противоположного конца алюминиевого стержня. Г. Нужно поднести стеклянный стержень к одному концу алюминиевого стержня, взяться рукой за другой конец алюминиевого стержня и убрать руку только после того, как стеклянный стержень будет удален от алюминиевого. Д. Положительно заряженным телом нельзя сообщить другому телу отрицательный заряд.


Вариант №2.

Имеется четыре заряженные частицы. Частицы 1 и 2 обладают положительными эклектическими зарядами, частицы 3 и 4 отрицательными зарядами. Какие из этих частиц взаимно отталкиваются?
А. Только 1 и 2. Б. Только 3 и 4. В. 1 и 2 между собой и 3 и 4 между собой. Г. 1 с частицами 3 и 4. Д. Все электрически заряженные частицы.
К одному концу незаряженного металлического стержня поднесен без соприкосновения положительный электрический заряд. Если от стержня отделить в это время его второй конец, то какой электрический заряд будет на нем обнаружен?
А. Положительный. Б. Отрицательный. В. Любая часть стрежня не имеет электрического заряда. Г. В зависимости от размеров отделенной части знак заряда может быть положительным или отрицательным.
Тело, обладающее электрическим зарядом, вследствие выявления электростатической индукции притягивает незаряженное тело. Как изменится эта сила притяжения, если незаряженное тело окружить заземленной металлической сферой?
А. Станет равна нулю.. Б. Не измениться. В. Увеличиться Г. Уменьшиться
Два точечных электрических заряда q и 2q на расстоянии r друг от друга притягиваются с силой f. С какой силой будут притягиваться заряды 2q и 2q на расстоянии 2r?
А. F Б. 2F В. 4F Г. 1/2F Д. 1/4F Е. 1/8F
Электрический заряд q на расстоянии R от точечного электрического заряда Q обладает потенциальной энергией W. Какой потенциальной энергией будет обладать электрический заряд 2q на расстоянии 3R от заряда Q?
А.6W Б. 18 W В. 2/3 W Г.2/9 W Д.1/6 W Е.1/18 W Ж.3/2 W З.9/2 W
Две параллельные металлические пластины заряжены одинаковыми по модулю и противоположными по знаку электрическими зарядами. Между пластинами находится воздух. Как изменится разность потенциалов между пластинами и электроемкость такого конденсатора при уменьшении расстояния между пластинами?
А. Разность потенциалов увеличиться, электроемкость увеличиться. Б. Разность потенциалов увеличиться, электроемкость уменьшиться. В. Разность потенциалов уменьшиться, электроемкость увеличиться. Г. Разность потенциалов уменьшиться , электроемкость уменьшиться. Д. Разность потенциалов не измениться, электроемкость увеличиться. Е. Разность потенциалов не измениться, электроемкость уменьшиться.
Электрическое поле между параллельными разноименно заряженными металлическими пластинами в воздухе обладает энергия W. Какой энергией будет обладать разность потенциалов увеличиться, электроемкость увеличиться поле между этими пластинами после заполнения пространства между ними диэлектриком с диэлектрической проницаемостью =4?
А.1/4W Б. 1/2W В. W Г. 2W Д. 4W
Напряжение на обкладках конденсатора было 100 В, при полной разрядке конденсатора через резистор в цепи прошел электрический заряд 10 Кл. Какова электроемкость конденсатора и какое количество энергии выделилось на резисторе?
А. 1000 Ф, 1000 Дж. Б. 1000 Ф, 500 Дж. В. 10 Ф, 1000 Дж. Г. 10 Ф, 500 Дж. Д. 0,1 Ф, 1000 Дж, Е. 0,1 Ф, 500 Дж.
Электроскоп был заряжен положительным зарядом +q . При постепенном приближении к нему стержня из диэлектрика листочки электроскопа сначала опускаются, затем при дальнейшем приближении вновь поднимаются. Каким зарядом Q обладает диэлектрический стержень?
А.Q = 0. Б. Отрицательным зарядом, IQI < IqI В. Отрицательным зарядом, IQI < IqI .
Г .Положительным зарядом, IQI < IqI . Д. Положительным зарядом, IQI < IqI .

На нейлоновой нити подвешен электрически нейтральный алюминиевый стержень. Имеется стеклянный стержень, обладающий положительным электрическим зарядом. Какое из описанных ниже действий сообщит алюминиевому стержню отрицательный заряд?

А. Нужно поднести заряженный стеклянный стержень к алюминиевому на небольшое расстояние, но не прикасаться к нему. Б. Нужно на короткое время прикоснуться стеклянным стержнем к алюминиевому стержню. В. Нужно поднести стеклянный стержень к одному концу алюминиевого стержня без соприкосновения и в это время коснуться рукой противоположного конца алюминиевого стержня. Г. Нужно поднести стеклянный стержень к одному концу алюминиевого стержня, взяться рукой за другой конец алюминиевого стержня и убрать руку только после того, как стеклянный стержень будет удален от алюминиевого. Д. Отрицательно заряженным телом нельзя сообщить другому телу положительный заряд.
Экран учета

Ф.И.О.
Цвет и номер карточки
Итоговый
Контроль



№1
розовый
№2
голубой
№3
зеленый
№4
красный
№5
салатный
№6
желтый
№7
синий


1.










2.










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










14










15










16










17










18










19










20










21










22










23










24










25











Заголовок 1 Заголовок 215