Технологическая карта урока литературного чтения. А.С.Пушкин «У Лукоморья….» (4 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 233
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока литературного чтения
4 класс
Тема: А.С.Пушкин «У Лукоморья.»
Подготовила учитель начальных классов
Белошапкина А.О.
Санкт – Петербург
2014 г.
Цель: создание условий для осмысления и переосмысления сказочных образов и героев; совместного проживания содержания художественного материала
Задачи:
развитие воображения, творческих способностей и креативного мышления учащихся.
формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов - открытие учащимися для себя “нового” Пушкина;
личностное восприятие учащимися пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
обогащение словарный запас детей, воспитывать внимательное отношение к слову;
научить ставить учебную задачу и сравнивать с ней полученные результаты;
научить строить устные высказывания и слушать друг друга;
научить обобщать информацию и делать выводы;
создать условия для формирования умения работать в группе;
воспитывать осознанное восприятие содержания текста;
овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
углубить представления о понятиях: сказка, законы волшебной сказки;
познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;
развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;
воспитывать любовь к поэтическому слову.
создать условия для формирования УУД:
Личностные:
–– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях;
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним, планировать и контролировать этапы своей работы;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
Познавательные:
– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями;
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– обобщать и классифицировать учебный материал;.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– подбирать слова-определения для характеристики героев;
– выполнять первоначальный анализ художественного текста;
Коммуникативные:
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников.
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– понимать контекстную речь взрослых;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Ход урока
Речь и деятельность учителя
Речь и деятельность учащихся
1. Самоопределение к деятельности
Приветствие детей
Приветствие учителя
2.Актуализация знаний.
- Мы с вами продолжаем общаться с великим человеком – А.С.Пушкиным. Общаемся мы с поэтом, читая его произведения. Одно из нежных, лирических стихотворений вы учили дома. О ком оно?
-Расскажите о няне Пушкина, Арине Родионовне. Прочитаем это стихотворение.
Ответы детей
Чтение наизусть стихотворения «Няне»
3.Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
- Строки Пушкина известны вам с детства, почему же мы все время возвращаемся к ним?
- Поэзия Пушкина обладает удивительной способностью – она не только не устаревает, но и расцветает всё новыми смысловыми красками. Сказки Пушкина вы впервые слышите от мамы, затем знакомитесь с ними в школе, наверное, каждый раз открывая для себя все новые грани его творчества. Так и знаменитый пролог к поэме «Руслан и Людмила» Одни ищут и стараются обосновать географические корни лукоморья. Другие воспринимают его как попытку подражания фольклору и видят в «Лукоморье» мозаику из сказочных осколков. Мы попробуем по-своему интерпретировать его. Возможно, вы откроете для себя сегодня “нового” Пушкина
Ответы детей
4. Работа по теме урока
- Попробуем прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь.
- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив.
- Кто нарисует на доске Лукоморье?
- А каким вы представляете себе Кота учёного? Какое средство художественной выразительности использует поэт, описывая Кота?
Эпитет ученый - выученный, наученный чему-нибудь. Это определение подтверждает, что кот волшебный.
- «Там леший бродит»
- Каким вы представляете себе Лешего?
Леший – хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. А почему он не идёт, а бродит? Бродить - ходить по разным направлениям, отыскивая что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись, тащиться; идти тихо, вяло, лениво или с трудом, через силу. («Толковый словарь» В.И.Даля)
- Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней? Название "русалка" (в слав. миф) происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый". Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами. Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
- Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
- Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках?
Там лес и дол видений полны;
- Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)
Там о заре прихлынут волны (на заре)
На брег песчаный и пустой (т.е. берег)
И тридцать витязей прекрасных (витязь – храбрый воин ,богатырь)
Чредой из вод выходят ясных, (по очереди), ( ясные, т.е. чистые)
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя; (т.е. берёт в плен).
Какой оттенок придает этим строкам слово мимоходом? Как вы представляете себе эту картину? Как нужно прочитать? Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина? Как прочитаем?
- А вот появляется и колдун.
-Каким вы представляете себе колдуна и что знаете о нём? Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. По общенародному убеждению колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой.
В темнице там царевна тужит, (т.е. грустит, тяжело ей, туго ей приходится)
А бурый волк ей верно служит; В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе.* Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой, (т.е. идти с трудом, волоча ноги)
- Баба- Яга - злая колдунья. У Бабы-Яги отталкивающая внешность. Обычно она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи в неподпоясанной рубахе с косматыми седыми волосами, костяной ногой, морщинистым, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.
Там царь Кащей над златом чахнет; Злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком в железных доспехах, который обитает в зловещем каменном замке в горах. Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. (Чахнет, т.е. сохнет)
- Пушкин проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой:
И там я был, и мед я пил;У моря видел дуб зеленый;Под ним сидел, и кот ученыйСвои мне сказки говорил...
Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка. В основе этого сказочного, волшебного мира необычное и забавное, страшное и чудесное, печальное и смешное, концентрирующее вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным. Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.- Как, с какой интонацией будем читать пролог?
Следят по тексту, читают про себя
Отвечают на вопросы
Выполняют задания
Эпитет
Ответы детей
Работа по тексту
Выразительное чтение
5. Итог урока (рефлексия)
- Какова была цель урока?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Дети оценивают свою работу.
6. Домашнее задание
Наизусть по желанию, выразительное чтение
Запись в дневник
15