Технологическая карта к уроку литературного чтения А. С. Пушкин У лукоморья … (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 «А» классе. Тема урока. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»
Тип урока. Урок- путешествие
Цели: показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», компьютер для просмотра презентации и мультфильма «У Лукоморья»
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
1 Самоопределение к деятельности. Организационный Момент. (1-2 мин)
Включение в деловой ритм. Приветствие:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Слайд 1. Песня. Мориц «Сказка по лесу идет»
Подготовка класса к работе.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановки учебной задачи. (4-5 мин)
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
- Что такое сказка?
Сказка - это не просто вымышленная история. Сегодня мы попробуем раскрыть один из ее секретов. Для этого мы будем исследовать произведение А.С.Пушкина «У Лукоморья »
Слайд 1
Проблемная ситуация.
- А кто же поведет нас в мир сказки?
Слайд 2
Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано полюбил чтение. Его воспитанием занимались бабушка и няня Арина Родионовна. Она очень интересно рассказывала сказки, знала пословицы и поговорки.
Слайд 3
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
- А.С, Пушкин.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
постановка вопросов; познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы
3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 мин)
Работа над произведением
Чтение и анализ произведения
Первичное чтение
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете?
Игра «Соответствие». Слайд 4
-Рассмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина.
-Расскажите, какая иллюстрация, какой сказке соответствует
-. Проверим на мониторе.
-Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему (толковый словарь Ожегова)
-Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?
-Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году. Слайд 5
Слайд 6
А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? Лукоморье - морской залив (толковый словарь Ожегова)
- На доске: дуб, цепь, кот.
- Покажите, а какой будет берег.
-Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье.
- открыли учебник на стр. 112-113
- Слушайте внимательно и постарайтесь представить все то, что услышали, чтобы поделиться впечатлениями.
Выразительное чтение учителем.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
Дети называют номер и название сказки.
О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.
Ответы детей
Выбирают один из берегов
Дети отмечают про себя в тексте труднопроизносимые и непонятные слова.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные:
моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
4. Первичное закрепление. (4-5 мин)
Повторное чтение
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
- Каким же поэт изобразил лукоморье?-Что вам хочется сказать об авторе?
Техника чтения трудных слов. Слайд 7
У Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
Не-ви-дан-ных при-хлы-нут
пре-крас-ных
ми-мо-хо-дом
Чтение произведения детьми
Словарно-лексическая работа
· Слайд 8
Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.
На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.
Дол - долина.
Витязь - в старину: воин, богатырь.
Чредой - чередой, по очереди.
Дядька - в старину: слуга-воспитатель
при мальчике в дворянской семье.
Мимоходом - по пути, проходя мимо.
Пленяет - берет в плен.
Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.
Повторное чтение произведения детьми
-Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке?
– Какие волшебные предметы называет?
– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?
- Есть ли традиционные слова для русских сказок в этом прологе?
Слайд 9
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
- Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. Он любил сказки , у него богатая фантазия т.д.
Дети выбирают трудные слова для чтения.
чтение произведения детьми
Они объясняют значения слов, как понимают сами. Затем смотрят на монитор, где дается объяснение
Дети выразительно читают пролог по частям.
Ступа, избушка на курьих ножках и др.
Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.
Да.Окончание пролога похоже на конец народной сказки.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:
общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
(4-5 мин)
Организует деятельность с применением новых знаний.
– Разгадайте кроссворд «лукоморье»:
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними (1) их морской;
Там (2) мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
(4) несет богатыря;
В темнице там (3) тужит,
А бурый (5) ей верно служит
Просмотр мультфильма «У Лукоморья»
– Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Коллективная работа
О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(7-8 мин)
- Исследователь, в наш сказочный сундучок необходимо добавить важные сведения.
Слайд 10
1.В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (,) Слайд 11
2.В волшебном мире растёт дерево (,)Сл.12
3.Важные предметы непременно золотые ()Слайд13
4. Животные, которые являются волшебными помощниками ()Слайд14,15
5. Разгадывание шифровки-анаграммы:
ЛОМЫЦОД-3217645 Слайд 16
Работа в группах.
(Море, океан, река)
(Дуб, яблоня, ель)
(Рыбка, яйцо, орехи, перо, ключик, петушок)
(Рыбка, щука, волк, кот, корова, Конёк –горбунок, Сивка Бурка)
(МОЛОДЦЫ)
7. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 мин)
Итог урока
Домашнее задание
Организует рефлексию.
Слайд 17
- Запишите своё желание на золотой рыбке и опустите ёё в голубой конверт, который символизирует синее море.
С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
- Что особенно вам понравилось?
Слайд 18
- Стр 112-113Выразительное чтение
- Выучить первые 12 строчек наизусть - Нарисовать понравившееся чудо.
Просмотр видеоролика к песне из кинофильма «Там, на неведомых дорожках»
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Поэма.
Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование
15