План-конспект комбинированного занятия по теме «Основные подходы к управлению персоналом. Понятие «организация».
План-конспект комбинированного занятия по теме
«Основные подходы к управлению персоналом. Понятие «организация».
1. Понятие, цели, задачи УП.
2. Общие закономерности управления.
3. Важнейшие принципы управления персоналом.
4.Методы управления.
5.Функции управления.
6.Стиль руководства.
7. Понятие «организация».
1. Понятие, цели, задачи УП.
Персонал – это совокупность работников организации. Он является важнейшим ресурсом, обеспечивающим устойчивое положение и развитие организации.
Основой системы персоналом предприятия является механизм управления, включающий в себя принципы, функции, методы управления и стиль руководства.
Управление персоналом — целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом.
Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.
Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации также решают вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
2. Общие закономерности управления.
Закономерности управления – это объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями. В отличие от законов управления, которые носят всеобщий характер, закономерности управления, имеют конкретное содержание.
К важнейшим закономерностям управления, как правило, относят:-единство системы управления (выражается в устойчивости внутренних связей системы управления при изменении состояния внешней среды);-централизация и децентрализация управления (выражается в распределении задач, функций и полномочий (прав и ответственности) по уровням иерархии управления);-соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем (выражается в соответствии управляющей подсистемы управляемой).-справедливое отношение к персоналу;
-быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;-диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;-нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;-нормализация условий труда;-нормирование операций, заключающееся в стандартизации их выполнения и регламентировании времени;-наличие письменных стандартных инструкций;-вознаграждение за производительность.
Закономерности управления персоналом пронизывают всю управленческую деятельность, влияют на состояние всех подсистем и элементов системы управления организации, они не зависят от воли и желания человека. Закономерности нужно изучать и знать направления их действия и взаимодействия. Пренебрежение ими может привести к действиям со стороны человека, которые вызовут нежелательные последствия и проблемы, решение которых потребует дополнительных затрат труда и ресурсов. Поэтому человек должен их сознательно использовать.Основой системы персоналом предприятия является механизм управления, включающий в себя принципы, функции, методы управления и стиль руководства.
3. Принципы управления персоналом.
Принципами управления называются основные правила построения, функционирования и развития систем управления. Исходя из этого, можно сказать, что принципы управления выражают требования к жизнедеятельности систем управления в целом, к их целям, функциям, методам, структуре и персоналу.
Таким образом, любая организация создается и функционирует для достижения конкретных целей. Поэтому каждая организация, исходя из поставленных целей, должна сформировать собственную систему принципов управления.
Современный руководитель в своей повседневной деятельности выполняя управленческие функции, использует различные принципы и методы управления, придерживаясь определенного стиля управления. Принципы управления по сути представляют собой определенные правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления.
На разных этапах развития управления принципы управления менялись. В условиях административно-командной системы управления ведущими принципами управления являлись дисциплина, единство распорядительства, подчинение частных интересов общественным, централизация управления и др. В настоящее время по мнению ведущих специалистов в области управления ведущими принципами являются:
— лояльность к работающим;
— ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
— коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;
— атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников организации;
— установление долевого участия каждого работника в общих результатах деятельности;
— методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
— умение слушать окружающих: покупателей, поставщиков, подчиненных, руководителей;
- непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;
— честность и доверие к людям;
— этика бизнеса;
— опора на фундаментальные основы менеджмента;
— своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
— четкое представление о перспективах развития организации.
4 . Методы управления.
Большое значение для эффективного управления имеет оптимальное сочетание различных методов управления.
Методы управления представляют собой способы и совокупности приемов воздействия на коллективы людей или отдельных работников в процессе их трудовой деятельности.
Методы управления делятся на три основные группы:
1. Административные.
2. Экономические.
3. Социально-психологические.
Административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения в виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой.
Экономические методы управления можно представить как совокупность способов по осуществлению воздействия с помощью экономических категорий.
Они основаны на применении экономического стимулирования производственных коллективов, создании материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Эти методы позволяют путем активизации экономических интересов объекта управления ориентировать его деятельность в направлении эффективного использования имеющихся ресурсов без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя).
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению воздействия на духовные интересы работников, формирование их мировоззрения. Они основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудовых коллективов.
Социально-психологические методы управления можно разделить на две группы:
— прямые методы;
— косвенные методы.
Прямые методы социально-психологического воздействия включают:
а) внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека);
б) убеждение (аргументирование с помощью логических средств);
в) подражание (воздействие на основе личного примера);
г) вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально-психологических мотивов);
д) принуждение (применение авторитета и власти руководителя);
е) побуждение (повышение морально-общественной значимости предстоящей работы).
Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа.
Это опосредование может осуществляться:
1) условиями труда, то есть созданием определенной ритмичности, привлекательности, степени нагрузки.
Так, в поликлинике определенная ритмичность и оптимальная степень нагрузки обеспечивается распределением потока больных работниками регистратуры, использованием формы «самозаписи» к врачам, организацией доврачебного кабинета, наличием полной и доступной для пациентов информации о режиме деятельности подразделений, времени приема врачей-специалистов и т.д.;
2) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования;
3) путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе.
5. Функции управления.
Основными функциями управления являются:
1. Планирование.
2. Организация.
3. Координация и регулирование.
4. Стимулирование и мотивация.
5. Контроль.
Планирование как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения.
Функция планирования имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование, программирование.
Планирование может быть долгосрочным (15-20 лет), среднесрочным (обычно на 5 лет) и краткосрочным или текущим (обычно на год). Текущее планирование является необходимым элементом управленческой деятельности в любой организации.
Важной функцией управления является организация работ, включающая следующие элементы:
— разработка структуры управления;
— определение рациональных форм разделения труда;
— распределение работ среди подразделений и отдельных работников;
— регламентация функций, подфункций, работ, операций, выполняемых работниками;
— установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
— подбор и расстановка кадров.
Эффективность управленческой деятельности тесно связана с функцией регулирования и координации.
Регулирование— это деятельность по поддержанию в динамической системе заданных параметров. Целью данной функции является сохранение состояния упорядоченности как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления.
Координация—это обеспечение согласованности действий во времени и в пространстве всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними. В свою очередь,коммуникация—это процесс межличностного и организационного общения при передаче информации внутри организации и при обмене ею с внешней средой. Посредством коммуникаций информация передается лицам, принимающим решения, а решения — их исполнителям. Для успешного достижения целей организации необходимы активизация и стимулирование работников.
Стимулирование — это побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов. Стимулирование может быть материальным и моральным.
Мотивация—это создание у работников внутреннего побуждения к труду.Место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.
Контроль как функция включает выявление соответствия процесса плановым показателям или естественному ходу процессов. В функцию контроля входят сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин, разработка мероприятий для достижения поставленных целей.
Существует множество классификаций видов контроля. Прежде всего, выделяют стратегический, связанный со стратегическим планированием и тактический или административный контроль за обеспечением выполнения текущих задач, программ и планов.
На разных этапах выполнения управленческих решений осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль.
В соответствии с функциональным подходом выделяют: финансовый, производственный, маркетинговый контроль и контроль качества.
Независимо от вида контроля он должен включать три основных этапа:
1) установление норм (стандартов);
2) измерение соответствия выполнения работ этим нормам;
3) коррекция отклонения от норм и планов.
6.Стиль руководства.
Стиль руководства — это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя.
Взаимодействие руководителя с подчиненными предполагает:
выбор задач, принятие решений;
организацию группы и выбор методов побуждения;
осуществление контроля;
установление взаимоотношений с подчиненными;
регуляцию информационных потоков;
установление обратной связи с коллективом;
взаимодействие с общественными организациями.
7. Понятие организации.
Под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий.
Для этого с помощью соответствующих технологий производится преобразование находящихся в ее распоряжении материальных, трудовых, информационных ресурсов.
Признаками организации являются:
Наличие цели. Официально провозглашенная цель придает смысл ее существованию, конкретную направленность действиям участников, объединяет и сплачивает их. В то же время есть организации, где цель выступает лишь как общий смысл их существования (населенный пункт, где совместное проживание облегчает условия жизни людей, но не ставит перед ними никаких конкретных задач);
Обособленность, предполагающая замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными (стены, заборы) и нематериальными (запреты, ограничения, правила и пр.).Примером обособленности может служить замкнутость кругооборота средств предпринимательской организации, когда все затраты на производство должны полностью вернуться в результате продажи продукции;
Разделение труда (то есть выполняемой работы) на составляющие компоненты, выполняемые разными лицами;
Наличие связей между ее отдельными элементами, обеспечивающих их взаимную поддержку, дополнение. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и пр.
Саморегулирование, предполагающие возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Оно осуществляется внутренним центром, координирующим деятельность людей, обеспечивающим их интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного;
Организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.
Любая организация обладает определенной структурой, то есть особой упорядоченностью составляющих ее взаимосвязанных элементов.
Структура придает организации устойчивость, способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. Устойчивость во многом достигается за счет простоты и стабильности структуры, избыточности ресурсов, самостоятельности участников, их постоянной готовности к изменениям.