Статья Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции математического образования
Организация работы с одаренными детьми
в рамках реализации концепции математического образования
2015 г.
Начать своё выступление хочется словами известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса.
На основании «Дорожной карты» по реализации Концепции математического образования в Скопинском районе разработана «Дорожная карта» МОУ «Чулковская СОШ», основными направлениями которой являются:
- работа с учащимися: диагностическая работа, внеурочная деятельность, конкурсные мероприятия для одарённых детей, направленные на развитие математической грамотности и математической культуры, развитие системы олимпиад, командные образовательные турниры, открытые уроки, «предметные» недели по математике;- диагностическая работа: проведение контрольных диагностических работ, мониторинговые исследования по математике среди учащихся 1-4 классов;
- внеклассные мероприятия по классам: математические конкурсы, викторины, олимпиады, классные часы;
- работа с педагогическим коллективом: знакомство учителей с планом мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Скопинском районе, школе, повышение квалификации и переподготовка кадров, посещение открытых мероприятий по математике с целью обмена опытом;
- работа библиотеки: проведение обзоров научной литературы по вопросам Концепции развития математического образования РФ;
- работа с родителями: общешкольное родительское собрание по реализации мероприятий в рамках «Концепции математического образования в школе, привлечение родителей к проведению классных часов, внеклассных мероприятий в предметной области «Математика»;
- математическое просвещение, популяризация математики, дополнительное образование: обеспечение доступа учителей к электронным информационно-образовательным ресурсам математической направленности.
Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавания предмета.
Проблема развития математической одаренности школьников, как и общей одаренности, также не является принципиально новой. Во многих странах наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днем. Как утверждал величайший философ Платон: «человек, способный к математике изощрен во всех науках».
Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду. Поэтому перед учителем стоят задачи выявления талантливых школьников, поддержка тех, кто нашел себя, самообразовываясь в работе с учителем и создание среды для поддержки всех остальных детей.
Я считаю, что работу по выявлению одарённых детей и дальнейшему развитию их способностей необходимо начинать как можно раньше.
Во внимание я беру успехи учащихся в любой сфере деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Какого же ребенка считать одаренным? Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
дети с высокими творческими (художественными) способностями;
дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основные направления организации работы с одаренными детьми я считаю использование дидактических игр и логических заданий на уроках математики, проведение математических соревнований, подготовка и проведение олимпиад, исследовательская работа, внеурочная деятельность.
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведения младших школьников, углубление и расширения их знаний и навыков.
Необходимость массовой внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов вызвана тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения в жизни.
В проведении внеклассной работы опираюсь на любовь учащихся этого возраста к сказкам и различным интересным, веселым историям. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках - это собственно упражнения для внеклассных занятий. Часть этих упражнений решается в классе при всех учащихся, так как именно эти упражнения (или им подобные) связывают содержание и формы классных и внеклассных занятий.
Создание игровой атмосферы развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
При разработке занятий слежу за тем, чтобы задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.
Я сама включаюсь в игру, чтобы она была наиболее эффективной, но не забываю, что игра - это не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Поэтому математическая сторона должна выдвигаться на передний план. Однако при проведении математических игр я соблюдаю некоторые правила. Правила должны быть простыми, точно сформулированными, доступными. Игра не должна вызывать слишком бурной реакции детей. Дидактический материал должен быть прост в изготовлении и удобен в использовании. Если игра предполагает соревнование команд, то должен быть контроль и открытый учет результатов. Дети должны активно участвовать в игре, а не бездействовать в длительном ожидании. Легкие игры должны чередоваться с более трудными. В конце должна быть проведена наиболее легкая и живая игра.
Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала должен соблюдаться принцип «от простого к сложному, от конкретного к абстрактному». Игровой характер проведения внеклассных занятий по математике должен иметь определенную меру. Игры имеют познавательное значение, поэтому на первом плане должны оказаться умственные задания, для решения которых в мыслительной деятельности должны использоваться сравнение, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Надо предоставлять детям возможность высказаться.
На занятиях-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас детей, развивается речь, активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное, детям интересно заниматься, они не отвлекаются, стремятся поскорей выполнить задание, чтобы продолжить так понравившееся путешествие. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания. Внеклассные занятия по математике провожу и вне учебного материала.
Интересными их может сделать исторический материал, положенный в их основу. Как отмечал Алексей Васильевич Тихоненко, чтобы учащиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, чтобы она не казалась им скучной, труднопреодолимой наукой, целесообразно в систему внеклассных занятий включать элементы истории математики.
Ознакомление учащихся с историей математики на внеклассных занятиях способствуют развитию познавательных интересов к математике; углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Содержание, объем, стиль изложения вопросов из истории математики соответствуют возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения сведений различна: это и краткая беседа, и лаконичная справка, это решение задачи и экскурс, доклад одного из учеников или театральная миниатюра, показ фрагмента фильма или разъяснение рисунка. Тематика таких внеклассных занятий соответствует порядку ознакомления школьников с различными математическими фактами и понятиями в школьном курсе.
При этом не требую от детей запоминания исторических сведений. Важно, чтобы они поняли, что математика связана с жизнью, а понятия, которыми мы оперируем, являются отражением предметов и явлений реального мира.
Новая для учащихся форма внеклассной работы – математическая олимпиада, которая должна предстать перед ними увлекательным соревнованием, прививающим интерес и любовь к математике, расширяющим кругозор и систематизирующим знания и навыки. В период подготовки к олимпиаде сообщаю учащимся о том, как правильно распределить свои силы и время на олимпиаде, как самостоятельно готовиться, знакомлю с новыми, нестандартными методами решения задач.
Целями такой работы являются развитие самостоятельности в работе, готовности добровольно и самостоятельно выполнить большое количество заданий за большой срок, что требует от учащихся более высокого уровня развития интереса к изучению математики.
Учащиеся, которые проявляют интерес и способности к занятиям по математике, должны уметь отчитываться в проделанной работе. Проведение зачетов наряду с кружковой работой и олимпиадами дает возможность выявить наиболее способных, трудолюбивых и интересующихся математикой учащихся. Организация зачетов - весьма важный элемент в работе. Оптимальным будет проведение двух зачетов в год. На каждом зачете учащиеся должны уметь решать заранее предложенные 15 задач учителем. Список этих задач полезно дать учащимся за 2- 3 месяца до проведения самого зачета.
При этом необходимо провести подготовительную работу, целью которой должно явиться разъяснение учащимся необходимости решить задачи самостоятельно, без чьей-либо помощи.
Задачи, предложенные для зачета, также не следует разбирать с учащимися во время кружковых занятий. Зачет проводится в устной форме, никаких письменных решений задач представлять не надо. Учащийся «вытягивает» три задачи и объясняет решения тех из них, которые лучше знает. Для получения зачета достаточно объяснить решения двух задач. При этом следует учитывать и поощрять оригинальные идеи в решении задач.
Часы и минуты занимательной арифметики - эта форма внеклассной работы, которую я провожу даже во время самого урока. В этом случае речь идет о занимательных минутах. К занимательным же математическим часам отношу экскурсии и математические викторины занимательного характера.
Например, можно провести с детьми «Конкурс смекалистых». Для этого ученики разбиваются на 2 команды по 4 человека в каждой. За самый быстрый правильный ответ команда получает очко, это может быть вырезанная из бумаги звездочка, солнышко, смешная рожица или же что-то еще. Во втором туре среди участников победившей команды выявляется самый смекалистый, им станет тот, кто ответит на большее число вопросов второго тура.
Но и такие занятия требуют соблюдения определенных требований. На занятиях необходимо осуществлять дифференцированный подход, оформление помещения должно быть увлекательным и ярким, так же как и демонстрационный материал. Большое место в системе занятий отводится числовым загадкам, задачам в стихах, задачам-шуткам. Длительность занятий определяется их целевой установкой. Лучше проводить такие занятия чаще, но меньшей продолжительности (10-15 минут). На занятиях так же знакомлю детей с различными математическими играми, чтобы дети могли играть в них самостоятельно.
Элементы занимательности стараюсь включать и в сам урок. Сюда относятся и дидактические игры, и задачи в стихах, и ребусы, и задачи-смекалки, и логические задачи и загадки. Они легко «вплетаются» в общую канву урока и снимают напряжение, вносят в урок эмоциональный настрой.
Такие задачи нетрудно придумать самому, взяв за основу интересные факты из «Книги рекордов Гиннеса». Можно для такой работы использовать и задачи-смекалки, и загадки. Этот интересный материал очень разнообразен, широко представлен в учебно-методической литературе и периодической печати.
Создание математических уголков, выпуск математических стенных газет, проведение математических выставок, сочинение математических сказок - эти формы внеклассной работы помогают в проведении математической недели, на которой не только развиваются математические способности, интерес к предмету, но и развиваются творческая активность учащихся, их самостоятельность, пытливость ума.
Математические уголки создаются в классе и имеют своей основной целью привлечь учеников к занятиям математикой.
Здесь выставляются лучшие работы учеников класса: тетради, контрольные работы, творческие работы и прочее, здесь же помещаются задания и для дополнительных занятий, новости из математической жизни класса.
Организация выставок на математическую тему предполагает выставку книг - математических развлечений. В день открытия выставки проходит ее «презентация», то есть я рассказываю детям о представленных на выставке работах, знакомлю с наиболее интересными заданиями, советую обратиться к тому или иному источнику. Эту работу провожу так, чтобы детям действительно захотелось не только разглядеть книги, представленные на выставке, но и изучить их более внимательно, взяв тот или иной задачник в библиотеке.
Можно объявить какой-нибудь конкурс, например, на «Самого любознательного», того, кто найдет дома или в библиотеке и принесет в класс подобные книги, или на «Лучшего художника», того, кто нарисует самый интересный рисунок к понравившейся задаче и так далее. Можно объявить конкурс и на «Лучшего составителя математической книжки», в которую войдут самые интересные, по мнению ребят, математические задачи и задания.
Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя математики проходит в атмосфере творчества, сотрудничества и показывает высокую результативность работы учащихся начальных классов.
Хочу остановиться и на работе с родителями. Необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по проблеме одаренности детей.
Это привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, посильная помощь детям в проектно-исследовательской деятельности.
Мои ученики активно участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах, показывая свои способности. Я попыталась представить Вам лишь маленькую часть огромной деятельности учителя, классного руководителя по выявлению, поддержке и развитию математической одарённости.
Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».