Буклет Приемы работы с учебным текстом


!!! Надо иметь в виду, что при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.
















Приемы работы с учебным текстом








































Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2
ГУФСИН России по Свердловской области»
г. Кировград



Методические приемы работы с учебным текстом как условие успешного формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в школе.













Сентябрь 2014 г
Урок – главная составная часть образовательного процесса. Непременным условием успешности на уроке является владение учителем современными образовательными технологиями.
При подготовке и проведении такого урока основными должны стать следующие принципы:
- урок – это открытие, поиск и осмысление истины;
- урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой части должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- высшей ценностью на уроке является человек, поэтому так важно установление доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.
В своей педагогической деятельности каждый педагог должен ставить перед собой цель:
Формирование информационных и коммуникативных компетенций
обучающихся через развитие умений работы с текстом.
Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
выделять в тексте главные положения и мысли;
составлять различные виды планов;
развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
конспектировать и реферировать текст;
на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эти задачи:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2. Комментированное чтение текста.
3. Аналитическое чтение текста.
4. Деление текста на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.
9. Составление логической схемы.
10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.
11. Реферирование текста.





Приемы работы с текстом:
1. Прием "Самое главное". Задание: прочесть текст (раздел, главу), выразить содержание текста только одним словом, самое главное - одной фразой.
Главное - то, без чего текст лишен смысла, "изюминка".
2. Прием "Главные существительные". Задание: прочесть текст (раздел, главу), выразить содержание (смысл) текста ключевыми существительными.
По ключевым словам-существительным легко воспроизвести изначальный текст.
3. Прием "Суть". Задание: в течение определенного времени бегло прочитать текст и карандашом подчеркнуть суть содержания.
Как правило, суть составляет около 20%, остальное - детализация.
4. Прием "Заметки на полях". Задание: прочесть текст (на отдельном листе), сделать заметки на полях в репликах и знаках. Например: "классно!", "почему?", "надо запомнить!", и т.д.
5. Прием "Вопросы на знание". Задание: прочесть текст, составить список вопросов, которые помогают определить качество и точность знания. Кто составит больше вопросов к тексту?
7. Прием "Терминологическая дуэль". Задание: разбить группу на команды. Первая команда называет новый термин, вторая - его определение. В дальнейшем команды меняются.
8. Прием "Сверхзапоминание". Задание: из учебного текста выписать ключевые слова, термины, понятия в столбик, а в соседний столбик слова, которые вызывают ассоциацию (по значению, созвучию; так называемая мнемоническая матрица). затем левый столбик закрывается и по правому ряду восстанавливается левый ряд ключевых слов.
Дополнительное задание: по ключевым словам левого столбика восстановить учебный текст.