Положение районного конкурса методических разработок «Урок о русской литературе»


ПОЛОЖЕНИЕ
КОЖУУННОГО (РАЙОННОГО) КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«УРОК О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» Единый урок о русской литературе запланирован как мероприятие в рамках мероприятий Управления образованием муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» Года литературы в 2015 году.
Следует подчеркнуть, что урок о русской литературе нельзя заменять традиционным уроком русской литературы и что провести данный урок могут не только учителя словесности, но и учителя любого другого предмета (классные руководители, воспитатели), что объясняется особенностями самой языковой политики, тем, что вопрос о статусе русской литературы является вопросом государственной важности.
Например, учитель истории в качестве содержания урока о русской литературе может взять вопросы тесной взаимосвязи истории и литературы, происхождения славянской письменности, роли государства в сохранении литературного языка и литературы, об особенностях языковой политики на разных этапах Российской государственности; учитель географии – вопросы распространения русской литературы на территории России и в общемировом пространстве, «О литературной карте России»; учитель математики – знакомит  ребят с отношением поэтов, писателей к математике: «Муза в храме науки», о связи математики и стихотворных размеров.; учитель биологии из литературной биологии: о временах года в русской литературе, об отражении природы в поэзии; учитель химии - о химии на страницах художественной литературы и взаимосвязи химии с русским языком и литературой, учитель музыки - о русской классической музыке и о русских романсах на стихи великих поэтов…; учитель изобразительного искусства – об особенностях русского искусства и культуры и т.д.
Готовясь к проведению урока о русской литературе, учитель должен иметь в виду следующее:
О необходимости планомерной работы по осмыслению традиций русской литературы, которая определяется целым рядом особенностей функционирования русской литературы в современном мировом пространстве и современном российском обществе;
О Русской литературе как отражению культурно-языкового развития;
О Русской классике в современном культурном контексте;
О Русской литературе в культурном и образовательном пространстве мира. О литературной связи России и зарубежных стран.. О процессах и тенденциях в современной русской литературе;
О взаимодействии литературы с другими видами искусства.
Об утрате Россией статуса самой читающей страны в мире: россияне отводят чтению книг с каждым годом все меньше. Причиной тому стало развитие цифровых технологий и утрата книгой своего статуса ведущего носителя информации и знаний, ведь "именно в литературном тексте живет и создается язык".
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг.
Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
В настоящее время Государство осуществляет заботу о сохранении русской литературы, на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению. Разработана и действует Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)", возвращено сочинение по литературе, Указом Президента РФ от 12.06.2014 № 426 в целях  привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год в России объявлен Годом ЛИТЕРАТУРЫ. К основным задачам Года литературы относятся повышение интереса к чтению у подрастающего поколения, возвращение России многочисленных и образованных читателей. Считается важным создать в стране условия для интенсификации процессов чтения, повысить качество и разнообразие прочитанной литературы, возвратить «моду» к чтению как культурной ценности, инструменту познания, а также вовлечь страну в общее федеральное литературное пространство.  
Забота об отношении к русскому языку, литературе и чтению как общенациональной ценности – дело каждого гражданина, тем более образовательные учреждения не должны остаться вне этой работы. Цели обучения русскому языку и русской литературе в школе ориентированы на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; укрепление исторической преемственности поколений; сохранение и развитие языкового богатства, литературы и культуры России. Эти цели должны быть ясны родителям, обществу, направлены на результат, достигаемый совместными усилиями. Чрезвычайно важным является формирование общественного мнения относительно роли русской литературы, истоки этой работы, без сомнения, должны находиться в школе. Год литературы – это отличная возможность для духовного развития, для расширения кругозора и словарного запаса для всех.
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет статус, цель, задачи и порядок проведения кожуунного конкурса методических разработок «Урок о русской литературе» (далее - конкурс).
1.2. Учредитель конкурса: Методический отдел Управления образования муниципального района : «Улуг -Хемский кожуун РТ».
1.3.Организатор конкурса: КМО учителей русского языка и литературы и организационный комитет конкурса.
1.4. Площадкой проведения конкурса является сайт МО УО и актовый зал УО.
1.5. Для участия в конкурсе учителям необходимо зарегистрироваться на сайте и принять участие .
1.6. В ходе проведения конкурса участникам оказывается методическая и техническая помощь.
1.7. Участниками конкурса являются учителя всех учебных предметов образовательных учреждений кожууна.
2. Цели и задачи конкурса.
Цель уроков о русской литературе: способствовать сохранению и повышению интереса учащихся к изучению русской литературы; пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности; развитие творческих способностей путем организации литературных и поэтических конкурсов; реализация воспитательных возможностей предмета «Русская литература» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русской литературе как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной литературе и культуре.
Задачи:
• начать проведением урока о русской литературе ряд последовательных мероприятий, направленных на формирование отношения к русской литературе и осмысленному чтению.
• способствовать осмыслению статуса русской литературы в Российской Федерации, Республике Тыва.
• объяснить причины внимания государства и Президента России к вопросам функционирования и развития русской литературы.
• вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русской (родной) литературы.
3. Сроки и порядок проведения конкурса.
3.1. С 1 марта по 10 марта 2015 года – самозапись участников на сайте МО УО.
3.2. 16 марта – проведение открытого урока.
3.3. 17-18 марта – размещение разработок на странице конкурса.
3.4. 18-30 марта - работа жюри конкурса.
3.5. 31 марта – подведение итогов.
3.6. Материалы, представленные позднее указанного срока, не допускаются к участию в конкурсе.
4. Регистрация участников.
4.1. Для участия в конкурсе необходимо в адрес оргкомитета направить:
· краткое описание (форма 1);
· сценарий урока (требования к оформлению конкурсных работ приводятся в пункте 5).
4.2. Вариант предоставления документов в оргкомитет конкурса: по электронной почте: __________________________________________________________________Форма 1
Краткое описание конкурсной работы
· Описание ресурса:
сценарий урока
· Учитель:
Ф.И.О полностью
· Город (село):
· Образовательное учреждение:
· Телефон:
· e-mail:
5.Требования к конкурсным работам.
1. Титульный лист: Ф.И.О. учителя, название ОУ, территория, тема урока, класс.
2. Цель, задачи урока.
3. Сценарий урока:
N п/п Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся 4 Приложение
(видеозапись урока или его фрагмента, презентация, тесты, карточки, темы проектов и пр.).
Форма единого урока по русской литературе выбирается учителем: это может быть беседа, урок-исследование, диспут; урок с включением инновационных форм педагогического взаимодействия (мастерской, проектной деятельности, чтения и письма для развития критического мышления), урок-концерт, театрализованный урок – в выборе формы урока следует исходить из возможностей учителя и возможностей образовательного учреждения. При выборе формы урока следует исходить из планируемого результата: понимания необходимости ответственного отношения к русской (родной) литературе.
Возможные темы единого урока по русской литературе:
 • Литература [лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква], один из основных видов искусства - искусство слова.
 • О значении русской художественной литературы в мировой культуре: «Шедевры русской классики - неотъемлемая часть мировой культуры».
 • Русская художественная литература – как средство воспитания культуры поведения.
• Литература в воспитании у школьников чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю, к своему народу, традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории.
• Создание Славянской азбуки. «Славянское культурное наследие».
• Указ Екатерины II о введении преподавания в учебных заведениях России на природном языке, его роль и значение.
• «Вопросы древности - ответы современности».
• Классика и современность – многогранность и сложность ее решения.
• Развитие литературного процесса: преемственность эпох и поколений.
• Актуальным остается и в наши дни пожелание М.А. Шолохова: «Чтобы не испортился вкус… основу вашего чтения должна составлять классическая литература» (ответ на вопрос школьников «что читать?»). Библиотечные уроки о пользе чтения.
. Процессы и тенденции в современной русской литературе
• Что значат «речь правильная» и «речь хорошая».
• Книга – источник знаний
• Словари – наши друзья и помощники.
• «Вселенная в алфавитном порядке».
Роль русского языка и русской литературы в развитие тувинской литературы (на примере творчества С.А. Сарыг-оола, С.Б.Бюрбю, С.К-Х. Тока, М.Б-Х. Кенин-Лопсана, К.Кудажы и др. )• А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка.
Значение творчества Пушкина в развитии культуры и литературы народов России.
Национальные поэты о Пушкине.
Творчество Нади Рушевой -точка соприкосновения тувинского народа с творчеством великих русских классиков.
• «Образ мира, в слове явленный» (язык русской поэзии).
• Этапы становления русской поэзии.
• Русские летописи.
• Особенности русской графики.
• Знаменитые русские литературоведы.
• Что такое культура речи.
• Жизнь слова.
• «С Ломоносова начинается наша литература» В.Г. Белинский.
• Литературная карта России.
• Литературная биология: Для младших и средних классов: Рассказы и сказки Бианки, С. Маршак «Детки в клетке», Н. Некрасов. "Зеленый шум". "Дедушка Мазай и зайцы". Л. Толстой. "Рассказы о природе для детей". М. Пришвин. Книги о природе, «Лесная капель», «Кладовая Солнца»,«В краю дедушки Мазая» и т.д. Для старших классов: «Времена года в русской литературе», «Природа в русской поэзии» и т.д.
• Литературные места России. Литературное краеведение.
• Города Золотого и Серебряного колец России и их значение в русской литературе.
• О поэтическом отражении действительности в «Слово о полку Игореве»
• Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» в воспитании у учащихся чувства любви к Родине и представления о воинской чести и доблести.
• Язык – это душа народа, а литература —совесть, его величие и будущее .
• Тесная связь русской литературы с русским музыкальным и русским изобразительным искусством. «Русская поэзия в музыке и красках»…
• Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.
• Литературная связь России и зарубежных стран.
При подготовке уроков о русской литературе следует учесть возрастные особенности учащихся. Общая идея уроков о русской литературе по различным параллелям классов может быть следующей:
• 1-2 классы: УНТ: колыбельная песня матери, потешки, прибаутки...
• 3-4 классы: Малые формы УНТ: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.
• 5 класс: О значении чтения в жизни человека, как о сложном творческом процессе, требующего участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека.
• 6 класс: Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. «Чтение и литература в XXI веке». О воздействии книг и чтения на эмоции и чувства людей, об их формировании у школьников суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении.
• 7 класс: Русская литература как отражение культурно-языкового развития народа. О художественной литературе, как об искусстве формирования читательского вкуса и умения восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, словах, звуках, красках.
• 8 класс: Функции русского языка и литературы в современном мире. О литературе , как о средстве формирования духовно богатой личности, ориентированной на широкое общение с искусством и возможность индивидуального самоутверждения и самореализации.
• 9 класс: Культура речи человека и общества. О русской художественной литературе, выполняющей художественно-эстетические, нравственно-этические функции и является важным средством воспитания культуры поведения, читательского вкуса.
• 10 класс: Государственная политика в области русского языка и литературы. Языковая толерантность. Дискуссии: «Нам великое слово дано, как сохранить?». «Как бороться с ненормативной лексикой?»
• 11 класс: Международное значение русского языка и литературы. О неоценимых заслугах великих русских писателей и поэтов, чьё творчество дало миру вершины художественных достижений, вошедших неотъемлемой частью в мировую культуру.
6. Критерии оценивания уроков
1 Структура урока (соответствие системно-деятельностному подходу) 1-2 балла
2 Создание ситуации успеха на уроке 1-2 балла
3
Нацеленность деятельности на формирование УУД
1-2 балла
4 Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.) 1-3 балла
5 Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности
1-2 балла
6 Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся 1-3 балла
7 Формирование навыков самоконтроля и самооценки 1-3 балла
8 Наличие заданий для детей разного уровня обученности
1-2 балла
9 Приложения
1-2 балла
10 ИТОГО
21 - максимум
7. КОНТАКТЫ
Дополнительную информацию можно получить на сайтах МО УО…
Рекомендуемая литература:
1. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: «Logos», 2006.
2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – СПб: «Тускарора», 1999.
3. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От авося до ятя. – СПб: «Норинт», 2003.
4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: «Просвещение», 1987
5. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. Наследие пращуров. – М.: «Просвещение», 1993.
6. Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практический курс. – СПб.: СМИО Пресс, 2006.