Занятие с элементами тренинга Агрессия


«Я белый и пушистый, а вокруг война! Или зачем людям агрессия»
Педагог-психолог
Самарская Альбина Владимировна
Тема: «Я белый и пушистый, а вокруг война! Или зачем людям агрессия»
Цели: помочь разобраться в том, что называют агрессивным поведением, проанализировать своё собственное агрессивное поведение и исследовать чужое агрессивное поведение. Учить проявлять и определять адекватный уровень агрессии. Познакомить с приёмами освобождения от напряжения и агрессии.
Оборудование: картинки-смайлики (изображения эмоций), листы бумаги А-4, карандаши, фломастеры, жетоны для упражнения «ассоциации».
Ход занятия:
1. Объявление темы и целей занятия.
Упражнение «Смайлик»
Участникам предъявляются пиктограммы с изображением эмоций, последняя- ярость. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает данное чувство?»
2. Разминка.
Упражнение «Рецепт агрессивного человека».Цель: анализ образа агрессивного человека, примеривание на себя такого образа.Материалы: Бумага и карандашИнструкция: А теперь подумайте о том, какие чувства, эмоции, жесты, слова ассоциируются у вас с понятием «агрессивный человек» Возьмите лист бумаги и коллективно запишите на нем небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д.
(Затем капитан читает рецепт, а команда изображает элементы такого поведения)
3. Работа с притчей.
ПРИТЧА О ЗМЕЕ
Однажды злобная змея повстречала мудреца и, поразившись его доброте, спросила, как ей достичь просветления. Мудрец посоветовал ей больше не кусать людей, и она решила жить чистой жизнью, никому не причиняя вреда.
Но как только люди из близлежащей деревни прослышали о том, что змея больше не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать за хвост и всячески над ней издеваться. Змее пришлось нелегко. К счастью, мудрец вновь оказался в той местности. Увидев, как сильно змею поколотили, и выслушав ее жалобы, он сказал ей: «Я просил тебя не причинять людям вреда, но я не говорил тебе, чтобы ты на них не шипела».
- Какой вывод можно сделать из этой притчи?
- Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?
Вывод: агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.
КОНСТРУКТИВНАЯ агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости свободы.ДЕСТРУКТИВНАЯ агрессия — это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.
- Встречались ли вам люди, которые проявляли свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?- Почему и дети, и взрослые бывают агрессивны?
- Можно ли избежать агрессивных намерений в свой адрес? Как?
Вывод: часто агрессия возникает из-за непонимания друг друга, иногда мы становимся жертвой потому, что во время не распознали агрессивных намерений, не заметили опасности.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: развитие навыка самоанализа, развитие воображения.
Материалы: жетоны для жребия.
Инструкция: Выбирается водящий, который выходит за дверь. Оставшиеся в комнате тянут жребий. Договариваются между собой, кем ощущают себя члены команды и кем их видят со стороны. Водящий входит и пытается отгадать задуманное. (Психолог задаёт вопрос: Если бы этот человек был бы деревом, то каким? Команда может направлять своего водящего, указывая какие-то признаки и не называя загаданное)
Когда у водящего возникнет ощущение, что он знает, кого загадали, он называет его. Можно угадывать до трех раз. Побеждает команда, водящий которой смог больше отгадать.
Жетоны: животное, дерево, цветок, рыба, птица, явление природы, сказочный персонаж, камень, автомобиль, цвет, профессия.
Иногда мы злимся во время спора отстаивая собственные интересы, трудно сохранить при этом хорошие отношения с партнером. Многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность - с большим отчуждением от партнера. Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.
Упражнение «Датский бокс»
Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?
Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.
Вспомните свои ощущения, когда вы были злы разгневаны на кого или что-нибудь, согласитесь, что ощущения не из приятных.
-Что же делать в таком состоянии?
Вывод: существуют приёмы, с помощью которых можно освободиться от напряжения, не навредив ни себе, ни окружающим.
Упражнения, направленные на разрядки гнева и агрессивности приемлемым способами:
Цель: испробовать способы избавления от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости.
-комкать и рвать бумагу;
-бить подушку или боксерскую грушу;
-топать ногами;
-громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
-пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», Спрайта и т.п.)
-написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
-втирать пластилин в картонку или бумагу;
-использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних условиях)
Упражнение «Листок гнева»
Инструкция: представьте, как выглядит гнев: какой он формы, размера, на что или на кого он похож. Теперь можно изобразить получившийся образ на бумаге. Дальше детям предлагается разные способы выражения своих негативных эмоций: комкать, рвать, кусать, топтать «листок гнева» до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросить детей окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив их в ведро для мусора.
Упражнение «Рубка дров»
Инструкция: Нужно поинтересоваться у детей, знают ли они, как нужно рубить дрова. Как нужно держать топор? В какой позе удобнее стоять? Куда обычно кладут бревно? Затем изобразить весь процесс. Пусть «дровосеки» рубят дрова не жалея сил. Психолог рекомендует выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какие-то звуки, например говорить «Ха!»
5. Рефлексия занятия.1. Что нового для себя вы сегодня узнали?2. Как можно отстаивать свои интересы, не испортив отношения с другим человеком.